Из-за школьной парты – на скамью подсудимых
Какие у вас остались воспоминания о детстве? У меня, например, – это изучение математических формул и заучивание исторических дат, секция по легкой атлетике и книжки Жюля Верна. Мне сложно представить, как может быть по-другому: вместо школьной парты – скамья подсудимых, вместо футбола – кражи и разбой, вместо планов поступления в вуз – срок. О том, почему подростки становятся преступниками и как вести себя родителям, чтобы не допустить такого, мы беседуем со старшим инспектором управления профилактики МВД РБ Олегом Максимовым.
Яблочко от яблони…
Никите (имя изменено. – Прим. авт.) еще и 14 не было, когда он первый раз украл. А потом – второй… В его возрасте уголовная ответственность за кражу не предусмотрена, так что ограничились постановкой на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. Никита божился, что совершает проступок в первый и последний раз. Но история повторялась вновь. 14-летие он отметил очередной кражей, его пожалели – дали отсрочку, во время которой он снова украл. После колонии, в которой парню пришлось провести несколько лет, Никита уверял, что теперь воровать он точно не будет. Обещание нарушил через месяц...
Почему так сложилось, что вместо книжек и футбола Никиту занимали совсем другие интересы? Ему было с кого брать пример – рос в неблагополучной семье, отец также не раз бывал в местах не столь отдаленных за воровство.
Практика подтверждает – в неблагополучных семьях нередко вырастают трудные подростки, многие из которых отправляются по проторенной родителями дорожке за решетку.
– Чтобы уберечь детей от негативного влияния собственных родителей, и был принят Декрет № 18, – комментирует Олег Максимов. – Если вместо того, чтобы быть с ребенком, папа и мама отмечают, к примеру, третью пятницу февраля, забрать детей у них будет правильно.
Родители по-разному реагируют, когда у них забирают детей, – кто-то плачет, кому-то все равно, т. к. в этот момент он пьяный «в дым» и с трудом понимает, кто к нему пришел и зачем. А есть и такие, кто о ребенке тут же забывает: мол, нет сына или дочки – нет проблем.
«Мой ребенок что-то украл? Да вы что?! Он не мог!»
У Артема (имя изменено. – Прим. авт.) было все. Дорогая одежда, всегда полный холодильник, хорошая школа, новомодные гаджеты – родители старались баловать ребенка. Все дороги перед ним были открыты, но он выбрал неожиданный путь. Артем загремел в исправительное учреждение за кражу. Как вы понимаете, деньги ни на одежду, ни на еду ему нужны не были, но он их своровал. Зачем? Он не смог объяснить.
Не надо думать, что преступниками вырастают только дети неблагополучных родителей. В группу риска попадают и подростки из вполне нормальных семей. А вот почему так происходит? Конечно, каждый случай индивидуален. Но часто виноваты сами родители, пропадающие на работе днями и ночами, чтобы обеспечить ребенка всем, кроме своего внимания.
– Родители должны знать, с кем общается их ребенок, какие вещи есть у него в комнате, – рассказывает Олег Максимов. – А то порой, расследуя дело, милиционеры находят во время обыска в комнате ребенка ворованную магнитолу, и для родителей это настоящий шок. Сразу начинаются возмущения: «Мой ребенок что-то украл? Да вы что?! Он не мог!» Иногда мамы и папы не знают, где ребенок находится в позднее время. Порой ночью задерживаешь на улице нетрезвого парнишку и потом спрашиваешь у родителей: «Вы что, в два часа ночи не видели, что сына дома нет?» Отвечают: «Мы думали, он у друга».
«Был бы трезвым, ни за что бы не своровал»
Как рассказывает Олег Максимов, более 700 молодых преступников, совершивших правонарушение в прошлом году, находились в состоянии алкогольного опьянения. Собрались компанией, выпили, кто-то предложил вытащить магнитолу из машины. Всем идея показалась заманчивой. То, что они совершили, ребята осознают позже и очень жалеют, говорят: «Был бы трезвым, ни за что бы не украл».
К слову, на учете в ИДН состоят не только преступники, но, к примеру, те, кого задержали за распитие спиртного или нахождение в пьяном виде в общественном месте.
– Сложно понять, почему пьют 10-11-летние подростки, – рассуждает Олег Максимов. – Спрашиваешь у них: «Что вы праздновали?» Отвечают: «У Пети был день рождения, мы решили по-взрослому отметить». Страшно, что некоторые родители спокойно воспринимают пристрастие их детишек к пиву – говорят: «Ну что тут такого: ну выпил он пива – ему ведь уже 14 лет».
На ток-шоу в одной из школ Октябрьского района столицы, где разговор шел о проблеме подросткового алкоголизма, многие дети признались – впервые они попробовали алкоголь дома, им налили родители или родственники.
– Что бы там ни говорили вокруг, ребенок, которому родители дома наливают, будет думать, что алкоголь употреблять можно. Помню мальчика из пьющей семьи. Ему было 10 лет, впервые выпил в 6 лет. Когда я ему начала объяснять, что алкоголь – это вредно, он мне ответил, что Федька (видимо, собутыльник родителей. – Прим. авт.) сказал, что это полезно. То есть ему авторитет какого-то Федьки важнее, чем врача-нарколога! – говорит заведующая подростковым отделением городского клинического наркологического диспансера Людмила Шпаковская.
Постскриптум
В прошлом году подростки младше 18 лет совершили порядка 3800 преступлений, большинство из которых кражи. Если верить статистике, то на протяжении последних пяти лет число малолетних преступников снижается. Но радоваться тут нечему – цифры все равно ужасающие. Кроме того, подростковая преступность – явление латентное. К примеру, в статистике не учитываются случаи, по которым не установили виновных.
Что заставляет детей идти на преступление? Помимо причин, которые мы уже описали, это банальная скука, если никто не объяснил ребенку, что чем устраивать драки на улице, проще пойти на бокс; это отсутствие ценностей, если подростков с самого детства не научили хоть что-нибудь уважать.; это интернет, где куча картинок со сценами насилия; это само общество, в котором понятие морали упало, так скажем, ниже плинтуса.
Чаще всего подростки совершают кражи, но ведь порой приходится слышать об ужасающих ситуациях. 11-летняя девочка убила ножом свою подругу, 14-летние подростки убили бомжей… От таких рассказов волосы встают дыбом. И знаете, что больше всего пугает? Создается впечатление, что таких ужасных историй раньше было поменьше...
История в тему
Олег Максимов с трудными подростками работает уже почти 15 лет. Некоторые случаи из практики особенно врезались ему в память.
– Молодые преступники порой дадут фору своим старшим «коллегам» в изобретательности и находчивости, – говорит Олег Максимов. – Помню случай с 11-летней девчонкой, которая обокрала соседа-пенсионера. Тот жил на первом этаже, забыл дома ключи, захлопнул дверь и пошел в магазин. Возвращается – ключей нет. Он попросил эту девчонку через форточку залезть в квартиру, взять ключи и открыть ему дверь. Девочка так и поступила, а пенсионер еще ей денег на шоколадку дал. И только через несколько дней мужчина заметил, что у него из шкафа пропала внушительная сумма – несколько тысяч долларов. Поразительно, как она за такой короткий промежуток времени нашла и взяла деньги, да еще и сообразила взять не все, а стопочку, чтобы хозяин сразу не хватился. В 11 лет детишек за кражи еще не судят. Девчонку просто хотели отправить в спецшколу, но по медицинским показаниям от этого решения пришлось отказаться.
Советы родителям от Олега Максимова
Что должны помнить мамы и папы, чтобы не упустить своего ребенка
- Знать, с кем дружит ваш сын или дочка.
- Поддерживать отношения с родителями их друзей.
- Интересоваться личной жизнью ребенка, его увлечениями.
- Звонить ребенку почаще, уточнять, где он находится.
- Интересоваться, какие вещи находятся в его комнате.
- Стараться ограничивать его нахождение на улице в вечернее и ночное время.
- Смотреть, чем ребенок занимается в интернете, соцсетях.
Василина МАЦУТА, «ЗН»