Дата 11 апреля стала самой черной в новейшей истории Беларуси
Сегодня как-то не верится, что с момента теракта на станции метро «Октябрьская» прошел целый год. Все было как будто вчера, и незаживающая рана по-прежнему бередит сердца пострадавших и родственников погибших. От чудовищного преступления содрогнулась вся Беларусь. Но если для одних это просто трагическое событие, то для других – огромное, ни с чем несравнимое горе и потери. Физические и психологические травмы бесследно не проходят, и многим придется жить с тяжелейшим грузом на душе еще долгие годы. Для спокойных толерантных белорусов, привыкших к размеренной и мирной жизни, взрыв в метро прогремел как гром средь ясного неба. Это может случиться где угодно, с кем угодно, но только не в нашей стране, наивно полагали мы. И вот случилось. Произошедшее в тот апрельский вечер в тихой и бесконфликтной Беларуси не поддается никакой логике. Тем важнее всем нам еще раз осмыслить случившееся и сделать серьезные выводы, чтобы свести к нулю возможность повторения подобной трагедии.
Хроника трагедии 11 апреля 2011 года 12 апреля 13 апреля 1 августа 15 сентября 30 ноября Март 2012 года |
Что скрывается за маской
Террор — изобретение не XX и даже не XIX века. Соблазн добиться своих целей любыми средствами вызвав ужас у людей, возникал довольно часто и необязательно в смутные времена. Иногда во вполне благополучных обществах вдруг появляются личности, для которых человеческая жизнь ничего не значит. Достаточно, например, вспомнить террориста Брейвика. Теракт в Минске и норвежская драма подтверждают, что мир столкнулся с таким социальным феноменом, как одиночный терроризм. Он может скрываться за любой маской, но общей чертой одиночек является их стремление привлечь к себе максимальное внимание, в том числе и через СМИ, отмечает кандидат исторических наук Марина Глеб.
Причины и следствия
И здесь очень важно задуматься о том, что создает почву для проявления негативных тенденций. “Есть терроризм, который побуждается определенными политическими мотивами, — говорит директор Центра социологических исследований БГУ Давид Ротман. — Но бывает и так, что виной всему элементарный комплекс неполноценности у человека, который решил показать, что его не признают. Вспомните эпизоды, происходившие в гимназиях, лицеях США или Германии, когда пацаны брали пистолеты и расстреливали учителей, сверстников. Налицо банальная самореализация, желание показать, что я чего-то стою в этом мире. Проблема может возникнуть в любой момент со многими людьми, если с ними не работать”.
Понятно, что в обеспечении безопасности нельзя делать ставку только на силовые структуры. Скрытую патологическую агрессивность у ребенка родители, воспитатели, преподаватели должны отслеживать с раннего детства. Но всегда ли папы и мамы, учителя, окружающие внимательны к детям? Если подросток часами сидит у компьютера, знаем ли мы, что он там видит, что ищет? А какое невероятное психологическое давление оказывают на неуравновешенного человека кадры насилия и убийств, смакуемые современным телевидением! Если мы начнем это игнорировать и будем замечать только следствия, а не причины, то могут возникнуть еще большие проблемы, считают эксперты.
В тему Недавно в поле зрения сотрудников управления КГБ по Гомельской области попал 22-летний студент высшего учебного заведения города Мозыря. Внимание спецслужб привлекло необычное увлечение молодого человека. Он основательно занимался сбором и накоплением информации о том, как в домашних условиях изготовить взрывчатые вещества и самодельные взрывные устройства. У юного химика нашли соответствующие компьютерные диски и печатную литературу с весьма специфическими знаниями, выходящими далеко за рамки учебной программы. Знания он накапливал, но на практике не применял. На основании представленных материалов прокуратура Мозырского района вынесла студенту официальное предупреждение о недопустимости деятельности, связанной с планированием, организацией и подготовкой к совершению действий экстремистского и террористического характера. Комментируя этот факт, заместитель председателя областного управления КГБ Александр Титов отметил, что, возможно, студент никогда бы и не посмел воспользоваться накопленными знаниями, но нет гарантии того, что в один момент ему бы и не захотелось перейти от теории к практике. |
Прощения быть не может
В результате взрыва в минском метро погибли 15 человек, более 400 пострадали. Оперативники смогли сделать практически невозможное, задержав подозреваемых уже на следующий день после взрыва. Версию белорусских следователей подтвердили израильские и российские специалисты. Неопровержимость доказательств признал и генеральный секретарь Интерпола Рональд Ноубл. Судебный процесс проходил в открытом режиме, и Верховный суд Беларуси приговорил виновных в совершении теракта Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева к высшей мере наказания.
Увы, нашлись те, кто с самого начала постарался сугубо уголовное дело максимально политизировать. Причем не только внутри Беларуси, но и извне. Решение об отказе в помиловании террористам многие европейские политики восприняли как сигнал для новой атаки на Беларусь. А некоторые из них, отбросив все слова о демократии, свободе и безопасности, и вовсе скорбят по террористам. Впрочем, все попытки спекулировать на людском горе изначально обречены на провал. Потому что никакие демократические ценности не вернут родителям их 17-летнего сына, который погиб на перроне, или здоровье тем, кто получил инвалидность. Потому что есть преступления, которые просто невозможно простить.
Меры защиты
Современные террористы не останавливаются ни перед чем, взрывая жилые дома, офисы, автобусы, поезда, самолеты, захватывая и убивая заложников. В основе таких актов — стремление нанести максимальный урон государству, вызвать как можно большее количество жертв, создать в обществе атмосферу страха, посеять панику. Понятно, что в конечном итоге это наносит серьезный удар по национальной безопасности любого государства. Вот почему во многих странах совершение теракта считается самым тяжким преступлением и наказывается весьма сурово.
Высшая мера наказания за терроризм предусмотрена в законодательстве 73 государств мира, в том числе таких экономически развитых и демократических, как США и Япония. Например, по делу секты “Аум Синрике”, распылившей смертоносный газ в токийском метро, к смертной казни приговорили 13 человек.
В США терроризм входит в список 40 преступлений, которые могут караться смертной казнью. Только за намерение устроить взрыв, хранение химического или биологического оружия в Америке могут приговорить к пожизненному заключению. А теракты 11 сентября 2001 года и вовсе стали отмашкой для США к началу “крестового похода на Восток”, во время которого гибнут тысячи мирных жителей.
Во многих странах Европы сейчас говорят о возвращении смертной казни, причем требуют вернуть ее простые люди. В Латвии известный врач Петерис Клява призвал власти страны отказаться от так называемых международных стандартов по вопросу казни, принятых в Европе. Каждая страна, считает он, должна сама решать этот вопрос. Как показал опрос, проведенный газетой The Mail on Sunday, 53 процента жителей Великобритании признались, что не против возвращения смертной казни. А в России, согласно опросам ВЦИОМ, 79 процентов населения выступает за применение высшей меры наказания за те или иные преступления.
И людей можно понять. С точки зрения бытия и порядка они хотят одного: гарантии собственной безопасности. А для этого должен действовать принцип неотвратимости и адекватности наказания, с помощью которого общество вынуждено обуздывать несовершенство человеческой природы отдельных своих индивидуумов.
Экзамен на человечность Никто не забыт Пенсионерам и инвалидам Волонтеры Красного Креста Для оздоровления и реабилитации |