Дидактика и тактика в выборе идеалов
А девчушка и не хотела иной судьбы — с детства грезила об этой профессии.
— После школы пошла в пионервожатые. Чувствовала: это мое. Заочно поступила в пединститут, — рассказывает Валентина Владимировна.
В небольшом городке ее сейчас знают почти все. За 18 лет работы у нее как классного руководителя уже три выпуска. Многие ее ученики вернулись в родные места.
— Их слова благодарности за полученные знания — самая дорогая награда, — признается собеседница. — Как не порадоваться за них?! Да и сейчас старшеклассники подают большие надежды. На областной олимпиаде по биологии были три мои ученицы: Оля Осипцова, Катя Миренкова и Мария Макаревич. Последняя заняла третье место, остальным не хватило чуть-чуть до призовых.
Между прочим, в обычных классах средней школы, рядом со способными учениками, находятся и дети с задержкой психического развития — из так называемой группы ОПФР. Они занимаются по индивидуальным программам.
— Я категорически не согласна с теми, кто считает, что нынешняя молодежь пассивна. Это не так. Да, у современных парней и девушек, быть может, несколько другие идеалы и герои. Но они тоже положительные и яркие. Если у вас есть взаимопонимание с ребенком — вы в состоянии повлиять на формирование его внутреннего мира, а значит, и на выбор идеалов. Для этого важно воспринимать ребенка как центр Вселенной, личность, независимо от его возраста, — убеждена Валентина Владимировна.
Это неправда, что сегодня педагог перегружен бумаготворчеством и за этим не успевает разглядеть детей! Такие люди просто не на своем месте. По-моему, в тесном содружестве с родителями и, безусловно, главными в школе людьми — учениками — можно горы свернуть. У меня и опыт немалый, и категория высокая, но без поддержки родителей не мыслю работы. Это с их помощью, сообща, из маленьких человечков «лепятся» большие и сильные личности. Это благодаря их усилиям благоустраивается и хорошеет школа.
Биолог Валентина Шлык скромничает: как и в любом образовательном учреждении, главная нагрузка по озеленению помещений и пришкольной территории лежит как раз на специалистах ее профессии. Валентина Владимировна возглавляет целую команду единомышленников — ценителей красоты. Светлые идеи по созданию оригинальных композиций, цветочных клумб разрабатывают и реализуют вместе с учениками (за каждым классом закреплена своя часть зеленой зоны) ее коллеги — учитель изобразительного искусства Наталья Деревяжко, библиотекарь Алла Осипова, психолог Татьяна Шинкевич и заместитель директора по учебной работе Наталья Колесникова.
Между прочим, дидактические пособия, в том числе и индивидуальные карточки-задания для всевозможных опросов, оформляет под чутким руководством Валентины Владимировны ее супруг — Владимир Александрович. Занятой человек, начальник финотдела райисполкома, он тем не менее находит время, чтобы помочь супруге в подготовке к урокам.
— Мне очень повезло с мужем, внимательным, отзывчивым, верным. Надеюсь, что также счастливы будут и дочери. У них уже свои семьи. Я счастливая мать и бабушка троих внуков. Старшая дочь Ольга пошла по моим стопам — стала учителем начальных классов. Младшая Анна — врачом-педиатром. Жизнь, можно сказать, удалась: сбылось все, о чем мечтала...
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»
Фото автора