Книга жалоб и обвинений
В конце ноября прошлого года на кладбище Пер–Лашез прошла необычная церемония — парижские власти заново открывали памятник знаменитому Оскару Уайльду. В новой версии вылепленный еще в 1914 году крылатый сфинкс из камня работы скульптора Джейкоба Эпстайна окружен толстым защитным стеклом. Сделано это для того, чтобы избавить скульптурную композицию от последствий проявления безудержной любви к писателю, а точнее — против губительного воздействия поцелуев его поклонников. Неизвестно по какой причине, но начиная с 90–х годов поклонники творчества Уайльда стали тысячами стекаться на кладбище, чтобы непременно ярко накрашенными губами поцеловать кремовое надгробье...
«Общество часто прощает преступников, но никогда не прощает мечтателей», — написал однажды тот, кого сперва похоронили на кладбище Баньо, а потом перенесли на Пер–Лашез. Тот, кто последние годы жизни провел под именем Себастьяна Мельмота. Тот, кто отсидел два года в тюрьме по обвинению в содомии. Тот, кто до сих пор остается самым известным лондонским денди, тот, кто прославил эстетизм, тот, кто стал автором бесчисленного количества афоризмов. Наконец, тот, кто написал «Портрет Дориана Грея».
«Вся прелесть прошлого в том, что оно — прошлое» — это тоже из наследия Уайльда.
«В самом центре Минска, на главной магистрали города — Советской улице, строится Дворец культуры профсоюзов. Здание это, судя по проекту (архитектор Ершов), обещает быть одним из наиболее красивых в возрожденном городе. Строительство началось в 1949 году, но наибольшего размаха оно достигло в минувшем году... Внутренняя и внешняя отделка его будет осуществлена в 1952 году. Во Дворце культуры будет прекрасный зрительный зал на 850 мест, с балконами в три яруса, усовершенствованной механизмами сценой. Этот же зал сможет служить для показа кинофильмов. Значительное количество комнат отводится для кружковой работы. Физкультурный зал, библиотека с читальней — все это будет в новом Дворце культуры профсоюзов» («На строительстве Дворца культуры», 16.02.1951).
«Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека», — утверждал Оскар Уайльд, в жизни которого оказалось не меньше парадоксов, чем в его произведениях. Показателен в этом смысле судебный процесс, после которого знаменитого ирландца упрятали на два года в тюрьму. Сегодня нам прекрасно известно, что суд инициировал сам Уайльд. Да–да, это он обвинял в клевете папу юноши, в которого сам был влюблен до такой степени, что позабыл и жену, и детей. Но на суде появился список из 13 мальчиков, с указанием дат и мест, где писатель с ними встречался, и дело логичным образом обернулось против Оскара Уайльда.
«Оборванная пленка свешивалась из кассеты, напоминая маленькую змею. Ее склеили, вставили в видеомагнитофон, и на экране возникло такое, что эксперты опустили глаза — настолько было стыдно, противно и гадко... Не впервые сталкиваюсь с такого рода контрабандой. Ее прячут в укромные места вагонов и самолетов, снабжают туристов, презентуют неразборчивым людям, чтобы те «протолкнули» через границу. Видел этот идеологический яд в глянцевой упаковке в таможенных залах Бреста и Гродно. Его задерживают в больших количествах. И все же часть просачивается. Кассеты с образчиками массовой буржуазной «культуры» становятся предметами грязных спекуляций. Их действие подобно наркотикам, ибо вытравливает все человеческое... В этом пришлось убедиться еще раз в ходе судебного процесса, который недавно завершился в Минске. На скамье подсудимых двое, в качестве свидетелей по делу проходило много молодых людей. Какие же художества совершили они? Демонстрировали и распространяли видеокассеты, пропагандирующие культ насилия и жестокости, а также порнографические фильмы. Ночные «кинотеатры» функционировали в квартирах...» («Отравленные кассеты», 18.02.1987).
«В сущности, искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится». В 1895 году, когда Уайльда отправили в тюрьму Уандсворт, он написал своего «Идеального мужа». Премьера этой комедии, в которой высмеивались вопросы общественной и частной честности, состоялась 3 января, но нам, как вы понимаете, важны несколько иные даты. Уже в апреле, после того, как писателя арестовали за «грубую непристойность», его имя исчезло с афиш. Пьесу ставили в разных лондонских театрах, но на бумаге она была опубликована только в 1899 году, и авторство Уайльда опять–таки замалчивалось.
«Сегодня в республике действуют 4 видеотеки и 18 небольших видеозалов. Только в январе их посетило более 18 тысяч человек. В нынешнем году планируется открыть видеотеки и залы в 16 городах. Разрабатывается проект республиканского универсального видеорадиокомплекса, строительство которого намечено на 1989 год. Всесоюзное производственное творческое объединение «Видеофильм», созданное в конце прошлого года, собирается ежегодно приобретать видеозаписи лучших лент мастеров зарубежного экрана. Сегодня же выбор невелик. Названий много, их свыше 500, однако в основном это не оригинальные, а переписанные с телеэкрана ленты, не отличающиеся к тому же высоким качеством... Кроме многочасовых фильмов, идеологический противник выпускает еще одно, не менее опасное оружие — видеоклипы. Они уже появились в молодежной среде. Это музыкальные сюжетные микрофильмы, длящиеся 3 — 4 минуты, рекламирующие звезд тяжелого рока, «новой волны» и все тот же культ насилия, секса, жестокости на фоне оглушительной музыки» («Отравленные кассеты», 18.02.1987).
«Я не выношу вульгарный реализм в литературе. Человека, называющего лопату лопатой, следовало бы заставить работать ею — только на это он и годен», — заявлял на страницах «Портрета Дориана Грея» принц парадоксов лорд Генри Уоттон. История сделки с дьяволом молодого юноши — вершина творчества Уайльда. За 120 лет, прошедших после ее написания, она выдержит бессчетное количество экранизаций, ее растащат на цитаты, ей будут восторгаться и подражать, но только немногие отметят в своем сознании, что свой единственно изданный роман Оскар Уайльд написал за три недели.
«Открытых аукционов мы не знали десятки лет, но вот провели — и словно бы не было перерыва. В минувшее воскресенье Минский областной книготорг устроил в зале Дома учителя захватывающее действо. Сто с лишним названий антикварных изданий — отдельные книги и многотомники. Немало среди них таких, которых нет ни в одной из государственных библиотек Белоруссии. Грозно будоражащий 10–й пункт правил: «Антикварно–букинистические издания, приобретенные на аукционе, являются национальным достоянием и вывозу за границу не подлежат». Начальные цены от 5 до 1.300 рублей. Объявление, что самого активного покупателя ждет специальный приз устроителей. Все это создало особую атмосферу. Упорное соперничество шло за «Белорусов» Е.Карского, «Историческую хрестоматию церковнославянского и древнерусского языков» Ф.Буслаева, «Роман императрицы» К.Валишевского, «Афоризмы житейской мудрости» Шопенгауэра и многое другое» («Книжный аукцион», 14.02.1988).
«В прежнее время книги писали писатели, а читали читатели. Теперь книги пишут читатели и не читает никто» — не правда ли, это изречение Уайльда, чья жизнь оборвалась за месяц до наступления двадцатого столетия, легко соотнести даже с современностью? Сын ирландской националистки и поэтессы, Оскар Уайльд окончил Оксфорд, был многообещающим юношей, жил красиво, но умер в нищете в меблированных комнатах Парижа. Уайльду было 46 лет, когда его сразил менингит, вызванный ушной инфекцией. И, кстати, если вы не знаете, его отец был видным для своего времени ушным хирургом.
«Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить».
Автор публикации: Сергей ГОРДИЕНКО