Непростые вопросы на бытовом уровне
В конце 90–х бытовое обслуживание в наших городах и селах являло собой грустное зрелище. Дома быта и комплексно–приемные пункты, с размахом отстроенные в советское время, закрывались один за другим. Сегодня в крупных городах частные услуги если и не вытеснили «государственников», то заметно их подвинули. А что на селе?
Как живет «бытовка» в Буда–Кошелевском районе, выясняли работники Комитета госконтроля Гомельской области. Ведущий специалист управления КГК Евгений Евневич делится впечатлениями:
— Сейчас служба быта в деревнях поднялась на новый уровень благодаря государственной программе возрождения села. Появились новые здания, хорошие условия для работы, соблюдаются 11 социальных стандартов. Частные бытовые услуги на селе представлены минимально. При этом в работе комплексно–приемных пунктов стало меньше недостатков. Но они есть.
Самым узким местом в Буда–Кошелевском районе оказалась мобильная служба быта. Точнее, специализированный автобус, полученный комбинатом в середине 2007 года для обслуживания сельских жителей. Тот самый, который должен был курсировать по малым деревням, «предлагая» тут же подстричься, сдать вещи в ремонт, прикупить нужное. Поколесил он около полутора лет. А потом припарковался в КБО на целый год — из–за отсутствия водителя. Областное управление бытового обслуживания перемен к лучшему ожидало 12 месяцев, а после передало автобус другому районному комбинату.
Похожая причина в августе 2008 года остановила столярный цех Буда–Кошелевского КБО. Специалист выбыл из строя. Подобрать мастера с нужной «корочкой» не получилось и за три года. Станки замерли...
Кадровая проблема проявилась и в работе сельских комплексно–приемных пунктов «Кривск» и «Чеботовичи». Приемщица заказов здесь одна на два фронта. В итоге пункты для людей открыты лишь в отдельно взятые дни.
Трехэтажное здание Буда–Кошелевского комбината бытового обслуживания, построенное в 70–х, и сегодня выделяется на городском фоне. Оптимистичная желтая краска фасада, правда, выдает следы разрушения: штукатурка опадает, обнажая кирпичную кладку. Два этажа фрагментами розданы арендаторам... Директор предприятия Тамара Кравцова, однако, не спешит посыпать голову пеплом:
— Это 90–е были — караул. Сейчас работаем, хоть и не без убытков. Ведь за нами по–прежнему село. А там много не заработаешь.
— Поэтому отказались от автобуса «Мобильная служба быта»?
— Не стало у нас водителя. Сколько давали объявлений — ни одного желающего. А автобус, кстати, неудобный оказался. В межсезонье по деревенским дорогам на нем ни проехать, ни развернуться. Много топлива ест. В общем, обслуживаем мы село своими «Газелями». Специалисты выезжают по графику. Здесь у нас все четко, как часы.
— А со столяркой что?
— Уже подобрали ребят на обучение станочниками. Будем готовить.
Постепенно начинаю понимать, откуда такой кадровый голод. Лучшая зарплата, которую до сих пор могли предложить в КБО, едва выходила за миллион рублей...
Пока идем по коридорам, Тамара Кравцова знакомит с обстановкой. По правую сторону — парикмахерская комбината, самые низкие цены в городе, по соседству — две частные. А вот швейный цех КБО: заказов на спецодежду и постельное белье — только успевай шить. Недавно открыт собственный магазин. Планов, к слову, тоже немало.
В комплексно–приемном пункте агрогородка Кривск меня встречают открытые двери. Столь удачное совпадение приемщица КПП Тамара Ганачкова объясняет просто:
— Среда, четверг и пятница с 8.00 до 14.00 открыт пункт «Кривск», а вторник и суббота — «Чеботовичи». Сегодня — среда.
По мне, так неудобно. Однако люди не жалуются, сколько ни спрашивала. Быть может, потому, что здешняя приемщица вроде универсального солдата. Как говорят местные, «не отлынивает». Кроме того, она — швея. А на селе это большое дело. Директор комбината объясняет, отчего до сих пор пункты «Кривск» и «Чеботовичи» работают в урезанном режиме:
— Мы могли бы взять приемщицу. Но хочется получить не просто «статиста», а специалиста, который способен на месте оказать хотя бы одну услугу. Идеально — швея. На селе это очень востребованно. Но найти такого человека непросто.
А пункт на самом деле хорош, хотя и занимает реконструированный под него бывший жилой дом. Внутри комфортно, просторно.
— У вас здесь столько площади, что можно в аренду сдавать, — подмечаю вслух, заглянув в комнату проката, где практически единолично расположились лыжи (остальное, говорят, на руках).
— И все загубить? — моя идея не вдохновляет Тамару Кравцову. — Мы сейчас по–другому делаем. Стараемся здание с кем–то делить: то ли с ФАПом, то ли с отделением связи.
По большому счету, здесь есть все, что нужно. Правда, не все сразу можно получить. Парикмахер обслуживает раз в неделю — в пятницу и в дни, когда пик заказов. Ремонт техники — заявка идет на город, откуда приезжают специалисты. Химчистка и ремонт обуви тоже через КБО. А вот ритуальные услуги, шитье и прокат (сейчас, например, лыжи и ботинки к ним), пожалуйста, на месте. И все это по доступным ценам. Таких, кстати, в городе я уже давно не видела.
...Трудно сказать, какие бы простейшие блага цивилизации сегодня остались у сельчан, не верни государство к жизни деревенскую службу быта. Теперь важно все это не растерять.
Компетентно
Начальник управления бытового обслуживания Гомельской области Юрий Корж:
— Госпрограмма возрождения села позволила восстановить районную систему бытового обслуживания. Не только открыли новые здания, но и приобрели новое оборудование. Разумеется, есть трудности. Но сегодня очевидно: частник в село не идет. У нас лишь два таких примера на всю область. Однако в этом году мы работаем в новых условиях. Бюджет больше не покрывает, как прежде, убытки, которые терпят районные КБО. Ищем варианты развития новых услуг и сокращения расходов, в том числе за счет оптимизации сети комплексно–приемных пунктов.
Фото автора.
Автор публикации: Виолетта ДРАЛЮК