Сильные морозы не помеха для строителей, дворников и торговцев
01.02.2012 21:13
—
Новости Общества
Сильные морозы не помеха для строителей, дворников и торговцев
Далеко не каждый работает в тёплом уютном офисе. Люди, которые трудятся на морозе, были, есть и будут. Правда, частенько мы их не замечаем, плотно укутавшись шарфом. TUT.BY прошёлся по улицам Минска, заглянул на несколько строек, в том числе метро, а также пообщался с продавцами и дворниками.
А вам приходилось работать при сильных морозах на улице? Как это было?
Тепла и уюта!
Те, кто трудится сейчас на морозе, работают, как правило, не первый год и уже хорошо знают, как к нему готовиться. Строители, например, рассказывают, что в летнюю жару, когда люди могут потерять сознание прямо на строительной площадке, бывает даже сложнее.
Практически все отмечают, что мороз - "это когда надо постоянно работать при минус 25", а пока, мол, и не почувствовали холода. Некоторые на стройплощадках даже снимают куртки! Таких смельчаков немного, но они есть.
Кстати, объединяет этих людей, вероятно, не только стойкий характер, но и общее незнание того, есть ли у них за работу какие-то бонусы, либо ограничения. "Ну да, работаем, ну да, холодно. При минус 30? Ну, может, и выйдем".
В ближайшее время TUT.BY познакомит вас с тем, что говорит закон об условиях труда при таких низких температурах. А пока просто расскажем о тех, кто этой зимой работает на свежем, но очень холодном воздухе.
Строительство метро - и внутри, и снаружи
Как рассказали TUT.BY рабочие-строители станции "Грушевка", сейчас работа идет и внутри, и снаружи. Всего работает более 100 человек, причём большая часть из них "греется" под землёй. Кстати, тепло из подземелий прямо-таки вырывается наружу и даже с улицы виден пар.
По словам рабочих, сейчас активно строятся выходы из метро, дополнительные сооружения, вентиляционные каналы, аварийные выходы.
"Температура под землёй где-то 16 градусов тепла. А вот работникам на улице сложнее. Например, стропальщикам. Платят им немного, поскольку их труд считается неквалифицированным. А вот специфика такая, что не каждый выдержит: работа идёт фактически на одном месте. Отцепить, зацепить, порезать и т. д... Приходится одеваться теплее. А пока нормально! Несколько раз прыгнешь туда-сюда - и тепло", - говорит один из работников стройки на станции "Грушевка".
На территории стройплощадки есть несколько бытовых помещений, у каждого субподрядчика (а всего на станции работают 8 фирм) - свои помещения.
Помимо этого есть общее помещение для строителей, внутри - еще несколько: в одном что-то вроде столовой, там есть микроволновка, два больших стола и холодильник, в другом - душевая. Отдельно также есть помещения для рабочей и "гражданской" одежды.
"В конце каждого часа можно ходить греться 10-15 минут, но, конечно, если бегать каждые 15 минут, то можно и выговор получить", - рассказывает Николай, один из строителей.
А вот расценки на строительные работы зимой выше, также рассказали рабочие.
"Конечно, это отбивается на зарплате. Ну… получаем где-то на 6% выше обычной зарплаты. Есть у нас и зимние коэффициенты, так же, как и летом - летние. Это те коэффициенты, которые доплачивают в "рискованные" месяцы. Но там немного - 3-5% . А тем, кто под землёй, за вредность и так доплачивают всегда".
Есть, кстати, на стройке и сторож, который и вовсе "работает" за еду. Это девочка, у нее 4 лапы и зовут ее Мэри.
Строители рассказывают, что собака прибилась к ним почти сразу, когда они приехали. А начались морозы - жалко стало. "Обогрели, кормим! Это - ветеран нашей стройки. Мэри! Так и напишите!" Кстати, надо заметить, что собака, похоже, чувствует себя комфортней всех: находится в помещении, у неё свой коврик и целых три миски!
Строители рассказывают, что собака прибилась к ним почти сразу, когда они приехали. А начались морозы - жалко стало. "Обогрели, кормим! Это - ветеран нашей стройки. Мэри! Так и напишите!" Кстати, надо заметить, что собака, похоже, чувствует себя комфортней всех: находится в помещении, у неё свой коврик и целых три миски!
А вот распоряжения о приостановлении работы строителям пока не поступало, но, "наверное, в минус 30 наружных работ не будет", - предполагают рабочие.
"Большую часть работ можно производить и в мороз". Но бетонные узлы бетона уже не дают
Продолжается строительство и на стратегических для Минска объектах. Так, заглянули мы на стройку возле исполкома Московского района, где сейчас строится 16-этажное административное здание с открытым гаражом-стоянкой и парковкой. Как раз сейчас местные жители вступили в нешуточный конфликт с местными властями.
Но рабочие отмечают, что в этот конфликт не вовлечены. "Мы же не решаем, мы строим", - говорят они.
По словам инженера по техническому надзору ЧСУП "Лект-строй" Олега Селезнёва, сейчас на стройке работают от 15 до 25 человек. Больших морозов, по его словам, пока не почувствовали. Но, отмечают некоторые рабочие, мороз, конечно, имеет свои издержки.
"У меня вот линзы выпадают из глаз, - говорит один из рабочих. - Очки запотевают!"
По словам Олега Селезнёва, каждый час 10-15 минут строителям даётся "для разогрева", в помещении есть бутилированная вода, холодильник, микроволновка, несколько биотуалетов и душевая. На каждого рабочего также должно выделяться по 2 шкафчика.
"Строителям также выдаётся два вида формы: летняя и зимняя. Зимой - это комбинезон, валенки, куртка. Кроме валенок, вся одежда на толстом синтепоне", - говорят они.
Мы примерили - действительно тепло!
Мы примерили - действительно тепло!
"Большую часть работ можно производить и в мороз: вязать арматуру и т.д. Всё зависит от сроков работ. Если сроки не горят, то строительные организации стараются отправлять своих работников "на каникулы", как сейчас сделано на многих стройках и в Минске, и в Беларуси в целом. То, чего в мороз не сделаешь, - это не забетонируешь. Да и бетонные узлы не дают бетон, потому что он быстро застывает, - говорит Олег Селезнёв. - Но если сроки поджимают, можно и круглосуточно работать. Поэтому минус 5 или минус 20 - на это никто особо не смотрит".
Хотя, признаются строители, в минус 30 на работу всё же вряд ли выйдут.
Продавцы пьют много чая, православные сестры надевают бурки
Кое-где продолжается и "выносная" торговля. Как, например, на открытых площадках Комаровского рынка. Например, продавцы хурмы говорят, что хоть и мёрзнут, зато торговля идёт очень активно. "Приходится жертвовать", - говорят они.
Продают на холоде и горячие пирожки. Да-да, в тех самых зелёных палатках. Внутри, конечно, теплее, говорят продавцы, но беда в том, что продавцов пирожками внутри Комаровки покупатели… просто не замечают! А на улице спрос есть и сейчас: чуть ли не каждую минуту кто-то спешит за пирожком.
"Когда ставили "лоток" с пирожками внутри, люди проходили мимо и как будто в упор не замечали нас. На улице больше прибыли, вот и работаем, - говорит продавщица. - Обогревателя нет, стоим на помосте из досок. Успокаиваемся тем, что зимы у нас в принципе не холодные. Мы всё равно каждую зиму готовимся к неделе-двум крепкого мороза, уже привыкли. Хотя обычно, когда такие морозы, стараемся по очереди уходить в отпуск.
Но в большинстве своем открытые торговые площадки Комаровского рынка пустуют.
Конечно, постоянно выходят на работу и уборщики территорий: лопатами соскребают снег, подметают улицу, посыпают песком.
"Работы всегда хватает. Греемся чаем, кофе, заходим погреться в кафешки. Вообще руками двигаем много, это понятно, поэтому за работой не замечаем холода, если честно. Одежду надеваем посвободнее, чтобы не прилегала сильно к телу".
По-прежнему полны и переходы: продавцы лото, перчаток, валенок. Сестры, собирающие пожертвования, также на посту. И от холода их спасают валенки или бурки.
Обитатели "переходов" к холоду готовятся так же, как и остальные, - тепло одеваются и пьют чай. Ну а если совсем холодно, то в переходе можно всегда купить дополнительные перчатки или носки, шутят они.
А вам приходилось работать при сильных морозах на улице? Как это было?
Тепла и уюта!