Минск 40 лет назад: миллионный житель и миллионный трактор
Сорок лет назад Минск стал городом-миллионером. 25 января 1972 года в родильном отделении городской больницы № 6 родился минчанин Олег Басько, которому было суждено стать миллионным жителем белорусской столицы. 4 февраля состоялся его первый “выезд в свет” — на вишневой “Волге”. Что еще происходило в белорусской столице 40 лет назад?
Развернулось масштабное жилищное строительство
Велось оно в районах массовой жилой застройки, для которых было выделено сразу несколько площадок. Одна из них — на западной окраине города по Раковскому шоссе и Харьковской улице. Именно они стали первыми и весьма крупными ласточками, из которых выросло и продолжает расти огромное “спальное пространство”, занявшее весь запад Минска в пределах кольцевой дороги. На снимке 1972 года справа — кинотеатр “Современник”, на переднем плане — улица Харьковская, далее массив пятиэтажек и общежития на проспекте Пушкина.
Обновился троллейбусный парк
Из города Энгельса в Минск прибыли десять троллейбусов новой модели ЗиУ-9Б (он же ЗиУ-682Б). На фоне двухдверного ЗиУ-5 новинка выглядела ошеломляюще современной: три двери, просторный салон, огромные окна, наконец-то избавившие заднюю площадку от вечного сумрака. Конструкция ЗиУ-9 оказалась настолько удачной, что этот троллейбус до недавнего времени составлял основу минского троллейбусного парка. Сегодня же белорусская столица сама выпускает троллейбусы не только для своей страны, но и экспортирует их далеко за пределы республики.
Открылась гостиница “Турист”
“Юбилейная”, построенная четырьмя годами ранее, для советских граждан была недоступна, а имевшиеся “Беларусь” (у стадиона “Динамо”), “Минск”, “Спутник”, “Полет” и ряд низкоразрядных пристанищ решить проблему размещения гостей не могли. Зеленая пятнадцатиэтажка на Партизанском проспекте не только добавила городу 550 гостиничных мест, но и стала одной из архитектурных доминант Заводского района. Любопытно, что в том же году на советские экраны вышел мультфильм для взрослых “Турист”, рассказывающий о вреде алкоголизма.
Началось возведение Центрального крытого колхозного рынка
Характерное здание, спроектированное группой архитекторов во главе с Вальменом Аладовым по образцу Черемушкинского рынка в Москве и торгового центра в Челябинске, начали возводить вблизи действовавшего многие десятилетия базара в районе бывшей деревни Комаровки. Первоначальный проект включал в себя гостиницу, позже ее “отрезали”. Ныне на этом месте находится один из комаровских паркингов.
Почетным гражданином Минска стал Медведь
А точнее — семикратный чемпион мира, трехкратный чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе, мастер спорта СССР, заслуженный деятель физической культуры БССР. В настоящее время Александр Васильевич — вице-президент Национального олимпийского комитета Беларуси. “Минск — мой самый любимый город, — признается он. — Я здесь вырос, здесь достиг успехов в спорте. Я врос в этот теплый, душевный, зеленый город”.
Открылись памятники Янке Купале и Якубу Коласу
Вообще-то памятник Купале (бюст) был установлен на постаменте в Центральном сквере еще в 1949 году, однако в 1972-м его перенесли на родину поэта — в деревню Вязынка. А на диагональной аллее парка имени Янки Купалы открыли новый — монументальный. В том же году в центре площади Якуба Коласа были установлены его скульптура, а также две скульптурные группы героев коласовских произведений: “Дед Талаш” и “Сымон-музыка”.
А город подумал — ученья идут...
Увы, воспоминания не только радостные. 10 марта 1972 года на улице Софьи Ковалевской произошел страшный взрыв в цехе футляров Минского радиозавода. 120 человек так и не вернулись домой с той вечерней смены... А 20 июня в воздушное пространство СССР вторгся иностранный самолет-разведчик. Для его перехвата с аэродрома Мачулищи, что под Минском, поднялись два Су-9, но один из них сразу после взлета загорелся. Летчик майор Александр Чурилин всеми способами оттягивал горящую машину за пределы кольцевой автодороги, подальше от города. И ему это удалось: пролетев над заводом “Интеграл”, Курасовщиной и Чижовкой, самолет рухнул на пустыре за кольцевой. К счастью, доблестный пилот смог катапультироваться.
С ним нас стало миллион!В СССР метрополитен прокладывали лишь в городах-миллионниках. И вот в феврале 1972 года Белорусское телеграфное агентство отстучало по телетайпу на весь Советский Союз: “Вместе с родителями домой отправился Олег Басько, миллионный житель столицы Белоруссии. Прежде чем принять от медицинской сестры сына, счастливый отец Валентин Басько преподносит жене Зое красные гвоздики. Затем состоялся акт торжественной регистрации миллионного жителя Минска... Зое и Валентину Басько вручили ордер на квартиру по улице Полярной. Малышу преподнесли подарки, а городское управление Госстраха передало страховое свидетельство, действительное до 1990 года — момента совершеннолетия Олега”.Сегодня Олег Басько, отметивший на этой неделе очередной юбилей, — индивидуальный предприниматель, занимается реализацией товаров для детей. От общения с журналистами всю жизнь был не в восторге, поэтому о себе говорит крайне скупо: окончил ПТУ, призвался в Советскую Армию, служил некоторое время в Польше. Пять лет назад “НГ” уже писала о жизни человека, невольно сделавшего Минск “миллионером”. Поэтому на этой неделе, поздравляя юбиляра, задаем лишь один вопрос: деньги в 1990-м получил-таки? “Получил, — смеется Олег. — Целых 500 рублей — тех еще, полновесных. Можно сказать, что еще раз ненадолго ощутил себя миллионером”.
В темуК 2030-му — 2 миллионаПо мнению директора проектно-исследовательского КУП “Минскградо” Александра Петрова, в 2015 году в белорусской столице будет проживать 1,9 млн человек, а к 2030-му население Минска достигнет двух миллионов жителей. Сегодня в столице проживает 1,83 млн человек, территория города составляет 308 тысяч кв. км.
Кроме того, в 1972 году...
В Минске были открыты генеральные консульства ПНР и ГДР (ныне это посольства Польши и Германии), начала выходить городская световая газета, прошла международная встреча представителей общественности под девизом “Пусть никогда не повторится трагедия Хатыни, Лидице, Орадура, Хиросимы, Сонгми”. В том же году на МТЗ был выпущен миллионный трактор, а белорусская столица установила дружественные связи с японским городом Сендаем.