«Какая же это высшая школа, это казарма какая-то»
В частных высших учебных заведениях Минска необходимо коренным образом изменить подходы к организации идеологической работы, считает руководитель комитета по образованию Мингорисполкома Владимир Щербо. Между тем эксперты считают, что перетягивать на образование одеяло идеологии чревато потерей самой сути образования.
В частных вузах нужно повысить градус идеологии
Председатель комитета по образованию Мингорисполкома Владимир Щербо на заседании мэрии 8 декабря говорил об идеологической работе в частных вузах.
«Специфика идеологической работы в образовании заключается в том, что у нее нет границ: это и лекции, и практические занятия, и воспитательные мероприятия, это и сам уклад вузовской жизни, — цитирует Владимира Щербо БЕЛТА. — А в центре всего — личность преподавателя, главного проводника государственной идеологии, его позиция, определенная действующим законодательством и нормами педагогической этики».
В некоторых вузах деятельность по созданию эффективной воспитывающей среды носит формальный характер и не влияет существенно на содержание, формы и методы работы со студентами, отметил Щербо. Например, наглядная агитация не является действенным средством воспитательного воздействия на студентов. Ее содержание не отражает важнейшие направления государственной политики и идеологии, молодежные проблемы, а непривлекательное оформление не вызывает интереса у студентов.
Председатель комитета по образованию отметил, что «в вузах не воспитываются инициативные лидеры, способные к решению современных молодежных проблем. Отсутствует и педагогическая поддержка секретарей первичных организаций БРСМ. А в целом можно сказать, что развитие молодежного движения в вузах частной формы собственности пока не стало важным вектором идеологического воспитания студентов».
В государственных вузах воспитательные стратегии построены четко, а сама работа носит более системный характер, считает председатель комитета по образованию Мингорисполкома.
В Минске 9 частных учреждений высшего образования, в которых обучаются 42 569 студентов (17,8% от общего количества учащихся всех вузов города).
Идеология — это сервис
Идеология и на уровне государства, и на уровне отдельной организации — это сервис, который должен быть ненавязчивым и рассчитанным на высокий интеллект, изысканный вкус. В противном случае он вызывает тошнотворный эффект, отметил в комментарии для Naviny.by проректор по воспитательной работе Института современных знаний им. Широкова Юрий Сиваков.
«Нашу работу, — сказал он, — мы называем не воспитательной, а формирующей у студентов деловые качества, наиболее востребованные на рынке труда. Мы реализуем принцип заботы и уважения к студенту и исходим из того, что любая организация, тем более учреждение образования, должна иметь инфраструктуру, персонал и технологии».
Инфраструктура формируется так, чтобы студент чувствовал себя комфортно, подчеркнул Юрий Сиваков: «Мы стремимся подбирать сотрудников, чтобы они могли говорить со студентами на одном языке и вели себя уважительно по отношению к молодежи». В институте, говорит он, все организовано так, чтобы технологии служили студентам, чтобы те могли найти всю необходимую информацию на сайте вуза, чтобы сам вуз был высокоэффективной организацией на основе партнерства, отметил Сиваков.
Одна из причин, по которой родители отдают в частные вузы своих детей — стремление оградить их от той самой излишне навязчивой и однобокой государственной идеологии, нередко лишь мешающей полноценному образовательному процессу.
«Я против забивания головы, нужно научиться говорить со студентом не менторским тоном о его обязанностях, а учиться партнерству, — отмечает на этот счет Юрий Сиваков. — Наших студентов от идеологического давления не тошнит, потому что мы действуем через подсознание. Есть такой принцип — благополучие, благоустройство рождают благочиние. Начиная от буфета, аудиторий и туалетов, все находится на таком уровне, что студент себя чувствует комфортно. Условия предопределяют поведение. Например, мы забыли о том, чтобы в институте или на территории кто-то курил. Даже заочники не позволяют себе этого».
Исключать из вуза за участие в политическом мероприятии — это дичь
Эксперт в сфере образования профессор Владимир Дунаев не исключает, что интерес государства к идеологической работе в частных вузах может быть предвестником наступления на частное образование в целом, которое, в отличие от государственного, предоставляет больше академических свобод и более лояльно относится к общественно-политической деятельности студентов.
«Нельзя исключать, что общие установки, которые прозвучали в выступлении руководителя столичного образования, имеют конкретного адресата, которого мы скоро узнаем», — говорит Владимир Дунаев.
Напомним, летом этого года под угрозой закрытия находился частный женский институт «Энвилла». Как сообщалось, Комитет госконтроля по итогам ревизии вуза нашел ряд недостатков в работе института. Однако на волне общественного резонанса чиновники замяли это решение, и единственный женский вуз страны продолжает работать.
В целом, отметил Владимир Дунаев, система образования в Беларуси перегружена не характерными для этой сферы политическими функциями.
«Почему наказанием должна заниматься высшая школа? — недоумевает эксперт. — Она не является частью карательной системы. Нет никаких оснований для того, чтобы дополнительно наказывать людей, которые являются нарушителями закона, например. Тем более что в Европе распространено получение высшего образования как раз заключенными, при том осужденными по уголовным статьям. В Беларуси же студентов могут исключить из вуза, если они получили административное наказание за участие в политическом мероприятии. Это дичь».
Профессор Дунаев подчеркнул, что вне зависимости от формы собственности в вузе происходит процесс социализации и воспитания студентов. Между тем в нашем Кодексе об образовании записано, что воспитание должно осуществляться строго в соответствии с государственной идеологией. «Однако превращение высших учебных заведений в инструмент решения политических задач власти противоречит самой сущности университетов и высшего образования. Какая же это высшая школа, это казарма какая-то», — заключил Дунаев.
Елена СПАСЮК