78% белорусов выступают за сохранение в стране смертной казни

Источник материала:  
78% белорусов выступают за сохранение в стране смертной казни

Суд по делу о теракте в минском метро вышел на финишную прямую, и уже на следующей неделе будет озвучен приговор двум фигурантам этого процесса — Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву. Полтысячи томов уголовного дела, 15 погибших и более 500 пострадавших, получивших тяжелейшие физические и психологические травмы. Цифры говорят сами за себя. Неудивительно, что судебные слушания по самому громкому в истории Беларуси процессу длились два месяца и получили огромный резонанс в обществе.

Профессиональная оценка

В общей сложности Коновалову инкриминировано более 30 преступлений, Ковалеву — 15. Судом в течение двух месяцев скрупулезно исследовались все обстоятельства взрывов в Витебске и Минске, а также другие эпизоды преступной деятельности, тянущиеся с 2000 года. На прошлой неделе гособвинитель попросил применить к ним исключительную меру наказания — расстрел. Судебные заседания не случайно проходили в открытом режиме, ведь для каждого из нас сегодня очень важно еще раз осмыслить случившееся, разобраться в сущности совершенного теракта, понять мотивы этого чудовищного злодеяния, извлечь из него уроки, чтобы в будущем такого не повторилось.

Наши силовики смогли сделать практически невозможное, задержав  подозреваемых уже на следующий день после взрыва. Версию белорусских следователей подтвердили израильские и российские специалисты, которые сразу же предложили помощь в расследовании теракта. Уже через несколько часов на месте взрыва в минском метро работали взрывотехники из России и Израиля.

“Я хочу сказать, что это очень быстрое по мировым меркам раскрытие преступления. Особенно с учетом того, что для вашей страны не свойственны теракты, — отметил Рафаэль Эйтан, бывший советник премьер-министра Израиля по вопросам противодействия терроризму. — И в США, и в Британии, и в Израиле глава государства руководит расследованием подобных преступлений. Именно так должно происходить, другого и быть не может”.

Неопровержимость доказательств признал и Интерпол. Генеральный секретарь ведомства Рональд Ноубл лично приезжал в Минск и, ознакомившись с ситуацией, отметил оперативность и профессионализм белорусской милиции. “Столь быстрое и эффективное раскрытие этих преступлений стало возможным благодаря высокому уровню развития технологий в вашей стране, профессионализму правоохранительных органов, а также высокому уровню сотрудничества, который сложился между белорусским МВД и правоохранительными органами других стран”, — заявил тогда Рональд Ноубл.

Покушение на безопасность

Очевидно, эти люди слов на ветер не бросают и знают, о чем говорят. Хотя терроризм как явление существует уже не одно тысячелетие, в полной мере мир познал его невиданную жестокость лишь со второй половины прошлого столетия. Современные террористы не останавливаются ни перед чем, взрывая жилые дома, офисы, автобусы, поезда, самолеты, захватывают и убивают заложников. И все это с применением новых технологий и тех средств, которые сложно заранее обнаружить и обезвредить. В основе таких актов — стремление нанести максимальный урон государству, вызвать как можно большее количество жертв, чтобы повергнуть в шок и трепет власть и общество, оказать психологическое влияние на людей, создать атмосферу страха и бессилия.

Понятно, что в конечном итоге это наносит серьезный удар по национальной безопасности любого государства, расшатывает в нем политическую и социальную стабильность. Вот почему во многих странах участие в террористической деятельности считается самым тяжким преступлением и наказывается весьма сурово.

Суровое наказание

Высшая мера наказания за терроризм предусмотрена в законодательстве 73 государств мира, в том числе таких  экономически развитых и демократических, как США и Япония. Буквально на этой неделе Верховный суд Японии оставил в силе смертный приговор члену секты “Аум Синрике” Сейичи Эндо, причастному к организации газовой атаки в токийском метро в 1995 году. Тогда погибли 13 человек и несколько тысяч пострадали. Расследование по этому делу длилось более шестнадцати лет, и суд уже вынес двенадцать смертных приговоров. 51-летний Эндо стал тринадцатым фанатиком секты, приговоренным к смертной казни за разработку и изготовление “зариновых бомб”.

В США терроризм входит в список 40 преступлений, которые могут караться смертной казнью. А только за намерение устроить взрыв, хранение химического или биологического оружия в Америке могут приговорить к пожизненному заключению. К слову, сами американцы часто вспоминают взрыв многоэтажного здания в городе Оклахома-Сити, в результате которого погибли 168 человек, включая 19 детей. Организатор данного преступления американский нацист Тимоти Маквей был казнен посредством смертельной инъекции 11 июня 2001 года. Его сообщника Терри Николза приговорили к пожизненному заключению. Единственной причиной, по которой он избежал смертной казни, стали расхождения среди присяжных, которые не смогли единогласно договориться о мере наказания.

Кстати, по результатам республиканского опроса, проведенного в сентябре этого года Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Беларуси, 78,5 процента белорусских граждан выступают за сохранение в стране смертной казни.

А в израильских тюрьмах около 500 заключенных отбывают в общей сложности 1700 пожизненных заключений. Среди них есть осужденные мужчины, которые отбывают по 40 пожизненных заключений.

Возмездие неминуемо

Впрочем, в мировой практике известны случаи, когда с террористами расправляются без суда и следствия. Мюнхенскую Олимпиаду 1972 года с траурными лентами на флагах по сей день помнят миллионы. За убийством 11 членов израильской олимпийской сборной последовала операция возмездия “Гнев Божий”, продолжавшаяся более двадцати лет и истребившая почти всех “мюнхенских террористов”, принадлежащих к радикальной исламской группировке “Черный сентябрь”.

Степень вины и меру наказания для фигурантов по делу о взрывах в Минске и Витебске определит суд. Какие бы то ни было эмоции, личные убеждения и прочие субъективные факторы здесь ни к чему. С точки зрения права есть закон. Пусть он неодинаков в разных государствах, но везде он имеет высшую силу. А с точки зрения бытия и порядка во всех государствах действует принцип неотвратимости наказания, с помощью которого общество вынуждено обуздывать несовершенство человеческой природы отдельных своих индивидуумов.

←Амерыканцы носяць валёнкі дрыбінскіх шапавалаў

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика