Охотники отдают долги
О съезде охотников и рыболовов |
Охотники и рыболовы провели свой очередной, 16–й съезд. Избрали новое руководство. Председателем РГОО «БООР» стал Юрий Шумский, опытный руководитель из структуры Минлесхоза. Его заместителем — Николай Бамбиза, бывший генеральный директор Национального парка «Беловежская пуща». Опуская отчетные цифры и специфические показатели, которых прозвучало множество, отметим главное. Съезд был в какой–то мере рубежным. Итоги минувших 5 лет он сопоставлял с предыдущим пятилетием, когда добровольное сообщество переживало долгий системный кризис. Стоял вопрос о его существовании. Перелом наступил в 2006 году — с выходом специального указа Президента и преобразованием фактически любительской структуры в Республиканское государственно–общественное объединение.
Государство дало РГОО «БООР» шанс, подставив свое плечо в качестве соучредителя и взяв на себя часть расходов по развитию. За 5 лет сумма средств господдержки составила около 6 млрд. рублей. На них были приобретены, в частности, более полусотни специальных автомобилей и столько же тракторов, морозильники, плавсредства, снегоходы и другая техника. То был своего рода стартовый капитал, поскольку собственные доходы БООР были мизерными и составляли в 2006 году лишь 143 млн. рублей. Зато в 2011–м они, как ожидается, превысят 2 миллиарда, увеличившись почти в 15 раз. Если в 2006–м БООР имел лишь два комфортабельных «приюта» для охотников, своих и иностранных, то сейчас — уже 24, потратив на них более 10 млрд. рублей собственных, заработанных средств. Строятся новые базы, обеспечивающие гостям достойный комфорт европейского уровня.
Охотники научились не только считать деньги, но и зарабатывать их. По крайней мере, учатся этому. Тратят же, по большому счету, с единственной целью — для увеличения поголовья лося, оленя, косули и другого трофейного либо ценного для природы зверья. Не без успеха: численность лесных диких животных увеличивается заметно, в лучших хозяйствах — кратно, в разы. Тем, кто принципиально возражает против охоты, то есть убийства животных из спортивного интереса, нужно знать следующее. Если хозяйство увеличило численность лося, скажем, на 50 голов, то отстреливают в нем лишь несколько. Охотники выращивают гораздо больше диких животных, чем потом добывают на трофеи. Стараются скорее ради природы и нас с вами, чем для своего удовольствия.
Кстати, именно мастера специализированного предприятия БООР изготовили более сотни экспонатов для воссозданных залов Несвижского замка, стены которых веками украшали охотничьи трофеи магнатов и знати. Нынче охота — развлечение массовое, не говоря уже о рыбалке. Только в БООР на учете состоят более 70 тысяч охотников и рыболовов. Уместно напомнить, что организация давно уже не монополист на своем специфическом рынке, хотя арендует у государства 10 млн. га угодий из имеющихся 16 млн. Это 60 процентов. Остальные леса, поля и водоемы «эксплуатируют» другие структуры, включая частные: конкуренция здесь серьезная.
Отмечая успехи БООР, заместитель Премьер–министра Валерий Иванов добавил в оценку не скепсиса, но опять–таки расчета. Отметил, например, неприлично низкую зарплату егерей. Значит, достойно зарабатывать в БООР еще не научились. Придется, поскольку бюджетных денег на зарплаты не будет. 24 охотничьих дома — это мало, они должны быть в каждом охотхозяйстве, каковых больше сотни.
В.Иванов привел пример Словении, заметно уступающей Беларуси по площади. У нас охотники за год добывают 30 тысяч кабанов на 16 миллионах га угодий, там — 100 тысяч кабанов, причем на 2 млн. га. Выходит, что по «производительности» охотничьего гектара мы уступаем раз в 20! При этом в Словении, как и вообще в Европе, лишь 30 процентов дохода дает стоимость собственно трофея. Зато 70 — услуги, то есть удовольствия, за которые охотник платит попутно. У нас пропорция обратная.
Иначе говоря, всего должно быть еще больше: зверя, охотничьих домов, предприимчивости, услуг, доходов. Таковы пожелания — и требования! — государства, которые охотники приняли к исполнению на следующие 5 лет.
Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ