Третий сектор Беларуси выживает и борется
Участники национальной платформы Форума гражданского общества «Восточного партнерства» (ФГО ВП) избрали Временный управляющий комитет на конференции в Минске 29 октября. В состав комитета вошли восемь представителей общественных организаций, причем почетным членом этой структуры стал находящийся в следственном изоляторе правозащитник Алесь Беляцкий. Руководителем комитета избран Владимир Мацкевич — глава совета международного консорциума «ЕвроБеларусь», философ и методолог.
Мацкевич считает белорусский третий сектор своеобразным явлением. Обычно в странах с жесткими авторитарными режимами гражданское общество стоит одной ногой в могиле. «В Беларуси уникальность ситуации в том, что гражданское общество, олицетворяемое третьим сектором, достаточно активно, самостоятельно и, я бы сказал, успешно», — заявил Владимир Мацкевич в интервью БелаПАН.
Естественно, наибольшим успехом гражданского общества стал бы переход страны от авторитарного режима к демократическому.
«Мы еще не имеем в Беларуси такого гражданского общества, которое взяло бы на себя эту задачу и выполнило ее, — отметил Мацкевич. — Но идет укрепление гражданского общества. Если в стране у нас перед ним достаточно сложные препятствия, то в Европе и на международном уровне белорусское гражданское общество ведет себя творчески, инициативно и креативно».
По словам Мацкевича, именно белорусская делегация определяет лицо ФГО ВП. «Та же самая национальная платформа гражданского общества была придумана для «Восточного партнерства» белорусами, сделана сначала в Беларуси, а потом уже решением ФГО ВП стала распространяться как опыт в других странах», — сообщил глава временного комитета.
Мы поинтересовались у Владимира Мацкевича, в какой степени третий сектор должен участвовать в политике. «Всегда все идеи рождаются в гражданском обществе, потом они находят поддержку и становятся политическими идеями и их уже двигают политические институты, партии, коалиции и так далее», — считает эксперт.
По мнению Мацкевича, разница между политиками и лидерами гражданского общества эфемерна: «По большому счету, лидеры гражданского общества — это и есть политики, но приход во власть не обязательно является их целью».
Оппозиционные политики нередко рассматривают представителей третьего сектора как конкурентов, но «вопрос не в том, кто главный, а в том, где рождаются идеи, предложения, инновации», отметил собеседник.
«Восточное партнерство» — инициатива Евросоюза, направленная на укрепление его отношений с восточными соседями за счет углубления политического сотрудничества и экономической интеграции. Восточные соседи — это Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. ВП было основано на саммите в Праге (Чехия) 7 мая 2009 года.
Участники саммита поддержали идею создать форум, который бы способствовал контактам между организациями гражданского общества ВП и диалогу с органами государственной власти. Мандат ФГО — влиять на институты ЕС и национальные правительства, давая рекомендации в ходе принятия ими решений.
Основной структурной силой гражданского общества, по мнению Инны Федотовой и Виталия Беловского, авторов «Белорусского ежегодника» (издается под эгидой Белорусского института стратегических исследований), является третий сектор — неправительственные и некоммерческие организации.
Исследователи отмечают, что в 2010 году развитие белорусского гражданского общества было противоречивым: «С одной стороны, многие независимые организации третьего сектора оказались задействованы в строительстве инфраструктуры квазигражданского общества. С другой стороны, аутентичное гражданское общество заявило о себе как об общественной силе, способной не только отстаивать свою автономию, бороться за собственное выживание, но и содействовать расширению гражданского участия, оказывать независимое влияние на электоральные процессы и сближение Беларуси с Европейским союзом».
Под квазигражданским обществом авторы понимают государственно-общественные и общественные объединения, находящиеся под патронажем государства. Наличие проправительственных общественных организаций обеспечивало «легитимацию государственной власти, политическую мобилизацию, контроль над избирательным процессом», а также позволяло «налаживать сотрудничество с зарубежными партнерами», считают эксперты.
Но аутентичное гражданское общество, по мнению авторов — это неправительственные организации, возникшие «преимущественно снизу, по инициативе самих граждан».
Среди тенденций, наблюдавшихся авторами статьи в прошлом году, был рост внутреннего и международного влияния коалиции «Национальная платформа Форума гражданского общества Восточного партнерства».
Еще одна тенденция: президентские выборы 2010 года «способствовали политизации и консолидации продемократического сегмента гражданского общества и усилению его влияния на «большое общество».
Тем не менее, события, свидетельствовавшие в прошлом году о «растущем стремлении граждан к самоорганизации на основе ценностей свободы и демократии» в целом «не затронули авторитарно-патерналистскую природу белорусского государства».
«Участие независимых неправительственных организаций (НПО) в программе «Восточное партнерство» также не привело к серьезным прорывам в развитии белорусского гражданского общества. Тогда как события в день президентских выборов и их последствия углубили общественный раскол и осложнили перспективы консолидации белорусского общества вокруг европейских ценностей», — резюмируют авторы.
Среди прочего участники октябрьской конференции обсуждали варианты дальнейших действий организаций гражданского общества. В основном звучали две точки зрения: одни подчеркивали, что необходимо развивать Национальную платформу и расширять ее влияние, другие — что следует сосредоточиться на сохранении достигнутого и укреплении позиций НПО.
Посмотрим, по какому из этих путей (или вообще по срединному пути?) пойдет Национальная платформа.
Антон ТАРАС