Безработных пересчитают
Белстат намерен узнать реальную картину занятости в стране. Сегодня мы располагаем лишь данными официально зарегистрированной безработицы. Они основываются на информации, которую предоставляют органы по труду, занятости и социальной защите. Насколько они отражают действительность? Когда были обработаны материалы переписи населения 2009 года, сложилась интересная картина: официальная безработица была 0,7%, а согласно переписи — 6,1%. Где истина?
В мировой практике для получения качественных объективных цифр проводят выборочное обследование. С 2012 года оно будет проходить и в Беларуси. Заместитель председателя Белстата Елена Кухаревич о деталях: «Обследование будет проводиться ежеквартально методом опроса 7.000 домашних хозяйств. В выборку попадут все социальные слои — должны присутствовать разные возрастные категории, семьи с детьми и без детей, пенсионеры и так далее. А уже внутри групп отбор будет случайным. Обязательное условие по международной методологии — участие около 15% одних и тех же респондентов в обследовании в течение года. Таким образом, за год мы обследуем около 25.000 домашних хозяйств».
Анкета уже разработана. В ней 62 вопроса. Пол, возраст, образование, семейное положение, источники формирования личного бюджета. Есть вопросы и о том, предпринимают ли граждане попытки трудоустроиться или получить специальность, не выезжают ли на заработки за границу. К слову, обследование поможет дополнить картину по трудовой миграции. Сегодня, например, в строительной и транспортной сферах соотношение принятых на работу и уволенных где–то 80%. То есть отток кадров присутствует, а подробной и точной информации нет. Как нет данных и о так называемой нераспределенной части населения — это те, кто находится в трудоспособном возрасте, но по каким–то причинам не входит в число экономически активных граждан. Это порядка 400.000 человек. Они выпадают из статистики. Неизвестно, где они, почему, будучи в трудоспособном возрасте, не ищут работу.
Елена Кухаревич подчеркивает, что никакие личные данные — имена, фамилии, адреса — фигурировать в анкетах не будут. Конечно, Белстат знает, куда направится интервьюер. Однако эта информация строго конфиденциальна. И каждый, кто будет проводить опрос, подписывает бумагу о неразглашении. К декабрю в территориальных службах статистики будут списки домашних хозяйств, в которых будет проводиться интервью. Все, кто попал в выборку обследования, вскоре получат за подписью председателя Белстата официальное письмо–обращение с просьбой принять участие в опросе. Вместе с ним будет направлена информация, когда и в какое время будет проводиться интервью. У каждого интервьюера будет удостоверение. Бэйдж и уже знакомый с переписи зеленый портфель. К началу обследования Белстат откроет «горячую» телефонную линию.
А с 14 ноября пройдет, скажем так, репетиция масштабного обследования. Новую методику «откатают» на 700 домашних хозяйствах. Это делается для того, чтобы механизм был отлажен. Возможно, подкорректируется формулировка некоторых вопросов в анкете.
Непосредственно обследование стартует со следующего года. Данные опроса первых 7.000 домашних хозяйств станут известны к концу апреля. Это будут сведения о численности занятых и уровне фактической безработицы. А более точная детализация по блокам анкетных вопросов появится лишь по итогам года. Например, что представляют собой безработные — это в основном мужчины или женщины? В каком они возрасте? С каким образованием? В каких населенных пунктах проживают? Где и чем заняты? Для чего нужна столь подробная информация? Прежде всего — для разработки государственной программы занятости населения. Будет понятно, где и какие рабочие места надо создавать. Где и какие производства нужны. Какие специальности востребованы, а какие нет. Кроме всего прочего, станет понятно, насколько фактический уровень безработицы отличается от официально зарегистрированной.
Автор публикации: Ирина ЮЗВАК
Фото: Артур ПРУПАС