Брестский экзамен Вольфа Мессинга

Источник материала:  
ЭТОТ человек мог видеть с закрытыми глазами, предсказывать будущее, читать мысли людей и даже управлять ими. Но даром своим Вольф МЕССИНГ никогда не злоупотреблял, наоборот, как мог, старался помогать людям. Хотя чаще всего провидец и не мог повлиять на события: предсказал Гитлеру гибель его армии, если та отправится на Восток, но это не остановило фюрера.

 НАЧАЛО Второй мировой войны застало прорицателя на родине, в небольшом польском селении Гора-Кавалерия. Вольф Мессинг понимал, что оставаться на оккупированной немцами территории ему нельзя. После предсказания о судьбе фюрера, прозвучавшего в 1937 году во время выступления в одном из театров Варшавы, за его поимку германским правительством была обещана награда в 200000 марок. Поэтому он решается бежать через границу в Советский Союз — единственную, по его мнению, страну, которая тогда могла уничтожить фашизм.

Темной осенней ночью 1939 года рыбацкая лодка перевезла Вольфа Мессинга через Буг, и он оказался на территории Беларуси. Здесь у него не было ни пристанища, ни друзей. На следующий день нарушитель государственной границы отправляется в Брестский облисполком. Увидев худого и измученного невысокого мужчину средних лет, одетого совсем не по сезону, заведующий отделом культуры Петр Абросимов поинтересовался, почему тот так плохо выглядит и кто он такой. Вольф Мессинг держался уверенно и с достоинством, ответил, что он артист, бежавший из оккупированной Польши.

Когда чиновник узнал, чем именно занимается посетитель исполкома на сцене, он опешил. Но тут Мессинг решительно прервал его размышления, назвал по имени-отчеству и попросил выслушать до конца, а если требуется, то проверить, прежде чем что-либо предпринимать. Абросимов был весьма озадачен и поинтересовался, откуда собеседник узнал его имя и как догадался, о чем он думает. Посетитель ответил, что чтение чужих мыслей — его профессия, а имя он прочитал на табличке перед дверью. Чиновник несколько смягчился и рассмеялся.

И все же Петр Абросимов решил проверить гостя. Попросив Вольфа Мессинга выйти из кабинета, он воткнул булавку в огромный букет цветов, который стоял на рабочем столе. Вернувшийся посетитель моментально нашел булавку, что окончательно убедило чиновника в необычайных способностях польского артиста. О нем сообщили первому секретарю компартии Белоруссии Пантелеймону Пономаренко.

Вскоре была собрана комиссия чиновников, они должны были проверить необычный дар Вольфа Мессинга. Телепата пригласили в помещение, в котором находилась библиотека. Он должен был прочесть мысли одного из чиновников, который задумал, чтобы артист отыскал на библиотечных стеллажах том Ленина и показал комиссии заглавие статьи «Шаг вперед, два шага назад». Задание было подобрано специально, так как члены комиссии понимали, что польский артист не мог читать эту работу. Однако Мессинг непостижимым для собравшейся комиссии образом находит нужный том и показывает пальцем в название статьи. Комиссия была удовлетворена. Мессинга включают в одну из брестских артистических групп, и он снова занимается тем, что считает своим призванием, — выступает на публике. Теперь артист счастлив и уверен в завтрашнем дне, наконец-то он обрел свой второй дом. Его популярность бешено растет, он отправляется в Минск.

Однако встреча с белорусской столицей не была приветливой. В конце шестидесятых годов прошлого столетия ассистентка артиста рассказала белорусскому журналисту Аркадию Бржозовскому о несостоявшемся первом минском «сеансе» Вольфа Мессинга: «Тот приезд в ваш город был просто кошмаром. Едва сошли с поезда, Вольфа Григорьевича кто-то нечаянно толкнул или наступил на ногу и, конечно же, как это часто бывает, не извинился. Другой бы плюнул и забыл, а он... Короче говоря, приехал в гостиницу и заявил, что выступать не сможет. Заболел. Не смейтесь, у него и вправду поднялась температура. Такая у него нервная система. Была бы другая — это был бы обычный артист оригинального жанра, каких много. А Мессинг, согласитесь, все-таки один. Пришлось отменить гастроли «в связи с болезнью артиста».

В стране, исповедующей материализм, власти относились к телепату с опаской и большим подозрением. Мессинг постоянно находится под негласным контролем органов НКВД, на больших сценах ему пока отказывают в выступлениях. Вот как вспоминал о том времени позднее сам артист: «В Советском Союзе, борясь против суеверий в сознании людей, не жаловали ни гадалок, ни волшебников, ни хиромантов... Пришлось переубеждать, демонстрировать свои способности тысячу раз».

Весной 1941 года Мессинг гастролировал в Гомеле. На сцену неожиданно вышли два человека в форменных фуражках, принесли извинения зрителям и увели артиста. Вольф не понимал, что происходит. Машина, поезд, снова машина... Так состоялась первая встреча артиста со Сталиным. После разговора с ним Мессингу было разрешено гастролировать не только в пределах Белоруссии, но и по всей территории СССР. Он переезжает в Москву и становится артистом Москонцерта.

В первые дни войны Мессинг вместе с некоторыми другими артистами был эвакуирован в Новосибирск. Состояние его здоровья не позволяло участвовать в боевых действиях, от чего он очень страдал, мучаясь, что в это тяжелое время ничем не может помочь стране, фронту и народу. Между тем он продолжает выступать в госпиталях и на заводах, строит на собственные сбережения два истребителя для фронта.

В послевоенное время прорицатель объездил с гастролями весь мир. Однако с середины 50-х годов и до последнего периода жизнь артиста-телепата была уже не такой бурной, как раньше. Он все еще выступал, даже в самых отдаленных уголках Союза. Однако пришедший к власти после смерти Сталина Хрущев не верил в мистику, и Мессингу был снова закрыт путь на большую сцену.

Тем не менее в шестидесятых годах прошлого столетия великий гипнотизер снова попадает в Минск, где знакомится с известным белорусским писателем Владимиром Короткевичем. Вот как эту встречу описывает ее очевидец журналист Борис Тасман:

«Где-то в начале 1966-го отец принес домой журнал «Наука и религия», в котором была статья о Вольфе Мессинге. Выдающийся телепат и гипнотизер был тогда одной из самых обсуждаемых в народе фигур, и этот журнал ходил по рукам. Прочтенное поразило, и я с увлечением пересказывал его сверстникам во дворе и школе. Через какое-то время — полгода или год — пошли разговоры о том, что Мессинг приедет в Минск, где даст лишь одно представление в филармонии. Мы и не надеялись увидеть чудеса «живьем». Но в день выступления отец, что было совершенно на него не похоже, неожиданно решил попытать счастья в поиске лишнего билетика, и взял меня с собой. Благо жили мы на площади Якуба Коласа, где и находится филармония. У билетной кассы толпились десятки людей. Стояли, как мне казалось, долго: ждали, когда выбросят невостребованную кем-нибудь «бронь».

Будущему журналисту в тот день дважды повстречалась удача. Первый раз, когда достался счастливый билет, и второй, когда его соседом оказался Владимир Короткевич.

«Волшебник оказался очень пожилым человеком субтильного сложения. Седые длинные воздушные волосы, словно облако, обтекали голову, — вспоминает Борис Тасман. — Перед нами он проделывал обычные для себя психологические опыты. Зрители писали записки с заданиями и складывали их в коробочку, стоявшую у края сцены. Затем ассистентка мага вызывала авторов на сцену, он брал их за запястье руки, так, чтобы чувствовать пульс партнера, и выполнял их мысленные приказы. После завершения опыта ассистентка зачитывала задание, чтобы все поняли, что маг его выполнил. Большинство из них не отличались оригинальностью и, как правило, не вызывали у кудесника живого интереса.

Наконец дело дошло до моих соседей. На сцену отправилась красивая статная женщина лет тридцати пяти, а мужчина, одетый в рубашку-вышиванку с белорусским орнаментом, остался на месте. Мессинг взял женщину за запястье. В этот момент сосед предложил мне поменяться местами. Мы сидели в 14-м ряду, он перебрался в мое кресло, находившееся у прохода, а я — в его, хотя так и не понял, к чему эти манипуляции.

Все объяснилось очень скоро: маг и его «водительница», спутница моего соседа, приблизились к нам. Всемирно известный волшебник учтиво извинился перед моим соседом за беспокойство и, минуя его, подошел ко мне. Я слышал его напряженное, тяжелое дыхание, видел, как он был погружен в себя. Однако Мессинг явно искал не меня! Женщина мысленно назвала ему ряд и место, на котором должен был сидеть ее муж, но там оказался 12-летний мальчик. Маг отпрянул и потащил партнершу к предыдущему 13-му ряду, однако и там находился посторонний субъект. Мессинг, было видно, разволновался. И либо увидел рядом со мной пустое кресло и сообразил, что к чему, либо спутница соседа, устыдившись нашей выходки, мысленно сообщила магу об изменившихся координатах поиска.

Найдя правильное решение, Мессинг пригласил соседа на сцену, а там, извинившись, залез к нему во внутренний карман пиджака, вынул оттуда записную книжку, открыл ее и стал что-то подчеркивать. Затем его ассистентка сообщила залу, что на сцене находится известный белорусский писатель Владимир Короткевич. По предложенному заданию Мессинг должен был найти его среди зрителей, доставить на сцену и подчеркнуть в записной книжке на страничке с буквой «К» изданные произведения литератора, оставив нетронутыми неизданные. Невзирая на несколько неприятных мгновений во время поиска, задание доставило Мессингу чрезвычайное удовольствие. Он сказал, что оно было одним из самых интересных в его концертной практике. Короткевич тепло поблагодарил маэстро за его провидческий дар».

Вольф Мессинг умер 8 ноября 1974 года. Свою смерть он также предвидел. Уезжая в больницу, телепат взглянул на свое фото на стене и сказал: «Ну, все, Вольф, сюда ты больше не вернешься».

А вот в Минск великий маг все-таки возвратился в 2009 году, но уже в телевизионном образе. Белорусская столица стала местом съемок многосерийного художественного фильма «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». В одной из самых массовых его сцен — публичном выступлении телепата — участвовали 350 человек, которых собрали в Русском драматическом театре на улице Володарского. Съемки телефильма проходили в Беларуси, России, Польше, Германии. Но дольше всего — 5 месяцев — группа работала в Минске.

— Ваша столица — очень стильный европейский город, — говорит второй режиссер картины Наталья Кощеева. — Нам позволили работать в президентских номерах гостиницы «Минск». Большую часть натуры мы отсняли именно в Беларуси — здесь невероятно красивые леса, деревни.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

←«Мясокомбинатам нужна валюта, но и нашим гражданам необходимо мясо»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика