«Мясокомбинатам нужна валюта, но и нашим гражданам необходимо мясо»
- — Здравствуйте, Валерий Николаевич! Вас беспокоит Нина Марковская из Борисова. В последнее время в городе практически нельзя купить по доступным ценам мясо и некоторые виды мясопродуктов. И это при том, что есть свой мясокомбинат, а в районе — крупный свиноводческий комплекс «Борисовский». В фирменные магазины мясокомбината горожане занимают очередь задолго до их открытия, но купить мясо и некоторые мясопродукты удается не многим, потому что привозится небольшое количество.
Говорят, что больше мясной продукции отправляется на экспорт. Я понимаю, что и предприятиям, и стране требуется валюта, но ведь и о нуждах своих граждан не надо забывать... Может, есть необходимость на правительственном уровне установить некоторые ограничения экспортных поставок мясной продукции, чтобы не страдали соотечественники?
— Ограничения на экспорт мяса уже установлены. Мы считаем первоочередной задачей обеспечение именно внутреннего рынка, а за рубеж отправляем излишки сельхозпродукции.
Но надо иметь в виду, что из-за существующего диспаритета цен с соседними государствами, прежде всего с Россией, много продуктов вывозится туда. Люди покупают их здесь, везут соседям, чтобы продать дороже и иметь с этого выгоду.
Председателям всех облисполкомов поручено разобраться с обеспечением продуктами внутреннего рынка и полностью насытить его. Сейчас в ряде райцентров и сельских населенных пунктов преобладает частная торговля и торговля Белкоопсоюза. Последний занимается закупкой продукции у населения, в том числе и мясной. Но население предпочитает сдавать мясо перекупщикам, которые везут его на рынок, где цена выше. Поэтому магазины потребкооперации в какой-то мере ощущают недостаток мясных продуктов. В этой ситуации мы приняли решение, чтобы в магазины Белкоопсоюза мясо поступало не общего разруба, а в виде полуфабрикатов. Да, по цене выше, но этим будут привлекаться сдатчики мяса. Одновременно мы постараемся решить проблему более дешевого мяса на кости, с которым бывают некоторые проблемы. Председателей облисполкомов обяжем поставлять Белкоопсоюзу такое мясо в соответствии с выделенными фондами. Думаю, пройдет немного времени, и мы этот вопрос снимем.
Мясокомбинатам, конечно, нужна валюта, без нее не закупишь некоторые ингредиенты для производства колбасы. Но эти предприятия работают планово, и самоуправством, конечно, не занимаются, а отправляют на экспорт только то количество мясных изделий, которое им определено.
- — Добрый день, Валерий Николаевич! Это Владимир Орловский из Оршанского района. Почему в некоторых районах, в том числе в Витебской области, зерновые занимают иной раз 60 и более процентов пашни? Разве в таких условиях можно соблюдать нормальный севооборот?
— В каждом хозяйстве этот вопрос решается по-своему. Если руководитель и главный агроном считают, что 60 процентов зерновых возможно — пусть делают так. В хороших хозяйствах, где высокая культура земледелия, зерновые сеют по зерновым, и не один год. При этом получают высокие урожаи. Сейчас есть такие технологии, которые позволяют игнорировать старые представления о севообороте. А вообще, севооборот надо считать не от пашни, а от сельхозугодий. Почему? Да потому, что некоторые хозяйства в былые времена, когда не было жестких требований по использованию земли, переводили земли с пашни в сельхозугодья. И нанесли тем самым большой ущерб экономике, потому что плодородные земли заросли дикими травами и кустарником. Если же теперь пересчитать зерновые на сельхозугодья, то их будет уже не 60 процентов, а 30. А считать надо на сельхозугодья. Это мое мнение, от которого я никогда не откажусь.
- — Здравствуйте, Валерий Николаевич! Виктор Мелешко, Пуховичский район. Хочу поинтересоваться, когда в нашей стране решится проблема яблок, чтобы мы не завозили их из-за рубежа. Ведь импортные, учитывая валютный курс, очень дорогие. Но почему-то они начинают преобладать на потребительском рынке к весне. Скажите, есть ли государственная программа решения этой проблемы?
— Да, у нас есть Государственная программа развития плодоовощеводства. Стране необходимы в год 60 тысяч тонн товарных яблок, чтобы их хватило для постоянной продажи. Нынешний год — не яблочный. Даже в промышленных садах их маловато...
Если же говорить о перспективах, то мы в течение этой пятилетки должны провести такую работу, чтобы полностью обеспечить страну отечественными яблоками. Для этого достаточно саженцев, а посаженные ранее новые сады уже в следующем году должны начать плодоносить и дать валовую прибавку урожая. В результате мы сможем не только полностью обеспечить яблоками свое население, но и продавать их на экспорт. Думаю, хорошим спросом они будут пользоваться в России. Ведь наши соседи много яблок завозят теперь из других стран транзитом через Беларусь.
Хочу добавить, что в целом по стране сейчас производится за год примерно 600 тысяч тонн яблок. Это с учетом населения и непромышленных садов. Но беда в том, что большинство этих яблок нележкие, они быстро портятся. Поэтому их перерабатывают на соки, консервы и вино. А новые промышленные сады, как уже говорилось выше, все поставят на свои места.
Кстати, у нас не хватает не только яблок. Мало груш. Их выращивают в основном фермеры в небольших количествах. А вот промышленных садов с этой культурой очень мало... Надо также решать проблему самообеспечения косточковыми: сливой, вишней и другими культурами.
Я, например, сторонник, чтобы в Брестской области сделать большой сад-огород. Но некоторые наши чиновники противники этого. Они зациклились на зерне-картофеле и ничего больше не признают.
- — К вам обращается Валентин Дыдышко из городского поселка Мачулищи Минского района. Прошу помочь моему брату Ивану, инвалиду первой группы, проживающему в деревне Липск Ляховичского района. Он уже полтора года не может пить нормальную воду. В колодце она не соответствует санитарным нормам из-за повышенного содержания нитратов. Сейчас там проведен магистральный водопровод. Брат написал заявление, чтобы трубу провели в его дом. Но Ляховичское ЖКХ затягивает решение вопроса. А ведь проблема всего-то в каких-то 20 метрах.
— Я постараюсь помочь вашему брату.
После этого Валерий Иванов набрал номер телефона председателя Ляховичского райисполкома и попросил оперативно разобраться с проблемой инвалида.
- — Валерий Николаевич, здравствуйте. Фермер из деревни Дубично Малоритского района Василий Ворончук. В наших местах плохо работают мелиоративные каналы, они заилились и заросли. В результате земли переувлажнены, у населения частично вымокла картошка. Эти каналы нужно срочно почистить. Я обращался в местные органы власти и получил ответ, что это не мелиоративные каналы. И еще хочу сказать, что если предприятие мелиоративных систем не справляется со своими обязанностями, то не лучше ли его передать на баланс райагросервиса.
— С каналами мы разберемся, и порядок там наведем. У нас есть Государственная программа возрождения мелиорированных земель. И поэтому ПМС должны существовать, особенно на Полесье.
Валерий Иванов позвонил в Департамент по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода и попросил помочь сельчанам из Малоритского района решить их проблему.
- — Валерий Космицкий из Слуцкого района. В последнее время по всей стране увеличиваются посевы кукурузы. Но довелось услышать, что чрезмерное ее использование на корм вредит животным. Не увлекаемся ли мы этой культурой?
— Хочу сразу заметить, что именно с помощью кукурузы в стране решена кормовая проблема, и животноводство достигло своего нынешнего высокого уровня развития. В частности, в ряде районов надои от коровы уже более 5 тысяч килограммов. К тому же в былые годы мы около миллиона тонн зерна закупали на кормовые цели, потому что не было в достаточном количестве кукурузы.
А по поводу ее количества я считаю, что сегодня мы достигли оптимального уровня. Возможно, посевные площади кукурузы придется снижать и наращивать урожайность. Эта культура может давать до тысячи центнеров зеленой массы с гектара. А мы имеем в среднем лишь триста.
В стране примерно один миллион гектаров посевов кукурузы. Один миллион тонн планируется убрать чисто на зерно. А ведь раньше за каждую его импортируемую тонну платили по 300 долларов, а то и больше. Это огромный расход твердой валюты, который теперь прекратился. Зерно кукурузы обеспечило кормами птицеводство, кукурузный силос — крупный рогатый скот. В результате мы стали не тратить валюту, а зарабатывать ее для страны за счет увеличения экспорта продукции животноводства.
Далее. Нашему животноводству надо на год 5,8 миллиона тонн зерна. У нас оно есть из зерновой группы. Плюс шесть миллионов в силосной массе и зерне кукурузы. Выходит, и продукции животноводства должно быть в два раза больше. Но ее пока нет. Почему? Да потому что силос у нас не всегда качественный. Я считаю, что примерно два миллиона тонн зерна в силосной массе используется эффективно, а остальные под вопросом. Когда мы все его будем использовать правильно, тогда производительность животноводства возрастет.
Одновременно хочу заметить, что чрезмерно увлекаться кукурузой в рационе животных действительно не стоит, потому что появятся проблемы с их здоровьем. И на Западе это уже заметили. Поэтому там стали больше внимания уделять бобовым травам, например, клеверу.
- — Скажите, а нужен ли нам полутора- и двухгодичный запас кормов, о котором сейчас так много говорят?
— Это очень правильное направление. Ведь использование земли под пастбища крайне неэффективно, особенно в районах, подвергаемых засухе. А полутора- и двухгодичный запас кормов позволит перейти на круглогодичное стойловое содержание. Это перспективное направление в работе, о чем свидетельствует опыт передовых хозяйств страны.
Другое дело, что ряд предприятий так заготавливает силос, что его не только два года, а три месяца хранить нельзя. Нам нужна качественная закладка.
Хочу также сказать, что круглогодичное стойловое содержание целесообразно не везде, а лишь на крупных МТФ. Здесь нужна гибкость. А на небольших фермах, особенно при наличии поблизости многокомпонентных пастбищ, можно гонять скот туда, пока растет трава.
Вопрос «БН»: — Некоторые районы сейчас вводят ограничения на продажу плодово-ягодных вин. Кое-кто хочет запретить их навсегда. Но если так пойдет повсеместно, придется закрыть заводы, производящие такую продукцию. А это означает рост безработицы и потери для бюджета.
— Я думаю, это связано с низким качеством вин. Поэтому предприятия должны совершенствовать технологию их производства и поставлять достойный товар. Сейчас нельзя работать, как это делали сорок лет назад.
- — Валерий Николаевич, вам звонят из Лиозненского района...
— Назовите себя.
- — Я этого делать не буду. Хочу поднять вопрос о передовиках жатвы. Они не всегда бывают истинными. Я знаю случаи, когда нужным людям создавали преимущество, чтобы они намолотили больше других. При этом передовики в погоне за большими намолотами часто допускали большие потери зерна.
— В последнем я с вами согласен. Мы ведем борьбу со стремлением любой ценой попасть на пьедестал. И те, кто допускает потери, снимаются с соревнования. Лично я настраиваю всех руководителей и специалистов, чтобы наладили особый контроль за передовиками.
Вопрос «БН»: — Какова судьба строящегося Слуцкого консервного завода? Процесс его возведения затягивается. Объект готов лишь на 60 процентов.
— Сейчас Минский облисполком ищет инвестора, чтобы закончить стройку. Бюджетных денег на нее нет.
- — Здравствуйте, Валерий Николаевич! К вам обращается директор Союза фермеров Могилевской области Павел Латышкевич. В первом полугодии этого года по линии Белагропромбанка была открыта кредитная линия для выделения фермерским хозяйствам льготных кредитов на приобретение сельхозтехники. Во втором полугодии этот процесс приостановился. Будет ли возобновлено выделение таких кредитов?
— Из-за финансовых проблем в стране, о которых все знают, выделение кредитов было уменьшено сразу на 50, а потом и еще на 20 процентов. Это касается кредитования хозяйств всех форм собственности. Кое-какие деньги по этой программе остались. Мы их перечислим на счета облсельхозпродов, и пусть их распределяют. Что-то достанется и фермерам.
Вопрос «БН»: — В нашей газете было опубликовано интервью с начальником Солигорского райсельхозпрода Александром Лазукой. Он говорил, что видел у себя в районе у фермера посевы созревшего подсолнечника. И задался вопросом: а не попробовать ли с помощью этой культуры решить проблему белка в кормопроизводстве?
— Поставлена задача со следующего года начать в большей степени обеспечивать животноводство собственным белком. Ведь сейчас мы завозим за год белка, средств защиты растений, борьбы с болезнями растений и животных на общую сумму в 1,2 миллиарда долларов. На 4 миллиарда продаем за рубеж сельхозпродукции. Да, сальдо положительное, но все равно надо стремиться наращивать экспорт и уменьшать импорт. Что касается конкретно белка, то мы коренным образом меняем отношение к этому вопросу. Во-первых, что такое белковое поле? Оно всегда было на задворках. Все знали, что валюту дадут и белок завезут. А что мы завозим? Шрот подсолнечника. Так эта культура может расти у нас, и мы этим вопросом уже озабочены. Дана команда научно-исследовательским учреждениям, чтобы они занимались селекцией семян подсолнечника с учетом наших климатических условий.
Есть договоренность с председателем Гомельского облисполкома Владимиром Дворником, человеком, который хорошо знает эту проблему, по активизации ее решения.
У нас есть традиционные бобовые культуры, дающие белок: люпин, вика, горох. Есть бобовые злаковые культуры: клевер, люцерна и ряд других. И ими надо активнее заниматься. Конечно же, свое место в этом ряду должен занять и подсолнечник. Поэтому сейчас разрабатывается специальная программа его выращивания. Наши специалисты поехали поучиться этому в Черниговскую область Украины, которая вплотную примыкает к нашим южным районам. Думаю, что выращиванием подсолнечника как кормовой культуры будут заниматься хозяйства Гомельской, Брестской и южных районов Минской и Гродненской областей.
Попутно замечу, что подведение итогов работы в следующем году, в том числе и на «Дажынках», будет увязываться с вопросами обеспеченности белком собственного производства. Если район получит даже 80 центнеров зерна с гектара, но не обеспечит себя белком, будем снимать его с соревнования.
Далее. Весенне-полевые работы должны начинаться с белкового поля. А то я видел, что даже в НПЦ НАН по земледелию люпин посеян в самом конце, на задворках. Это характеризует наше отношение к белку. К сожалению, сегодня все гонятся за валом зерна. А зачем скармливать килограмм зерна, не обеспечив его белком?
Да, программа «Белок» — вещь непростая. За год ее не решишь, но, думаю, к концу пятилетки мы полностью закроем проблему. Это нужно для сбалансированного кормления животных. Иначе стоимость кормовой единицы будет высокой. Пока она, к сожалению, у нас дорогая. Мы на один литр молока тратим полторы несбалансированные кормовые единицы. Вот почему у нас дорогие и молоко, и мясо. Если мы сбалансируем корм и выйдем на соотношение «кормовая единица — литр молока», будет больше доходов, животноводство станет эффективнее.
В конференц-зале дежурил Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»
Фото Павла ЧУЙКО, «БН»