Межграничный шопинг работает в обоих направлениях

Источник материала:  
27.07.2011 18:24 — Новости Общества

Межграничный шопинг работает в обоих направлениях

 

Изменение курса белорусского рубля, введение новых таможенных правил и ограничения на вывоз некоторых товаров, последовавшие буквально друг за другом, уже сделали свое дело – ситуация с очередями на границе поменялась. Туристы и постоянные ездоки в ближнее зарубежье заметили, что пересечь границу на собственной машине стало проще и быстрее, зато в поездах и автобусах появилось куда больше "постоянных" пассажиров.

Они по нескольку раз в неделю курсируют по приграничью, сравнивают цены "у нас" и "у них", выискивая самый выгодный для перепродажи товар. Судя по увесистым сумкам, которые проходят таможенный контроль как на въезде в страну, так и на выезде из нее, межграничный шопинг работает в обоих направлениях. "НГ" выяснила, за какими покупками белорусы чаще всего отправляются в ближнее зарубежье, какие "сувениры" увозят из страны и выгодно ли сегодня быть челноком?

Ассортимент диктует география

Поезд, курсирующий между Гродно и Белостоком, давно известен как недорогой и быстрый вариант пересечь белорусско-польскую границу, а еще как один из любимых маршрутов челноков, живущих в приграничье. Белорусы, решившие попробовать хлеб мелких перевозчиков, выбирают заграничное направление просто — по географическому принципу. Хотя признают, что жить в Гродно и ездить в Польшу куда выгоднее, чем обитать при украинском, при российском или при литовском регионе. Гродненчанка Ирина Смирнова (фамилия изменена. — Авт.), которая согласилась побыть для “НГ” “экскурсоводом” по челночному маршруту, начала ездить из страны в страну с товарами случайно.

— Сначала просто ездила к брату в гости, потом друзья и родственники с обеих сторон начали просить прихватить что-нибудь “в нагрузку”: поляки — недорогих сигарет, наши — то шоколадки, то стиральный порошок. Ну и завертелось, — говорит Ирина.

Таким образом “завертелось” у многих. Однако кто-то до сих пор так и возит туда-сюда за небольшой процент мелкие гостинцы по заказам ближайшего окружения, более бойкие вышли на частных предпринимателей и теперь доставляют через границу товары по их спецзаказам. Чтобы успешно пройти таможенный контроль, товара берут понемногу, но опытный таможенник всегда может сказать, когда везется партия.

— Например, приезжает поезд, в котором 150 человек, и у каждого второго в багаже обязательно будут шоколадные плитки или какой-то другой однотипный товар, — привел один из вариантов таких перевозок заместитель начальника Гродненской региональной таможни Виктор Гуреев. — Каждый пассажир по отдельности таможенное законодательство не нарушает, но очевидно, что эти шоколадки они везут не для себя. Большинство таких постоянных пассажиров сотрудники таможни буквально узнают в лицо.

Чем богаты, тем и рады

Впрочем, сами пассажиры знают и друг друга, и таможенников не хуже. Уже рассаживаясь в поезде, обсуждают с “коллегами”, чья сегодня на таможне смена и прогнозируют, долго ли придется проходить контроль. Если все везут разный товар, то тут же в поезде происходит обмен: ты берешь чьи-то “лишние” футболки - Футболки с оптическим эффектом, а за это кто-то перевезет в своем багаже твои сверхлимитные упаковки зубной пасты.

— В воскресенье народу немного, поэтому быстро пройдем, — оглядывает пассажиров Ирина. — Сегодня все просто так едут. Я, например, у брата в гостях была. Купила мужу его любимых конфет и вот цветов искусственных по дешевке взяла — кому-нибудь да пригодятся. Их хоть и немного, но все равно лучше упаковать цветы поплотнее, чтобы пышные букеты глаза не мозолили.

Какой-то определенной “моды” на перевозимый товар у челноков нет. На что сложится в данный момент выгодная цена, то и пробуют продать. По мнению Ирины Смирновой, после изменения курса рубля возить любой товар вообще стало невыгодно: цены что в Польше, что в Беларуси на многие продукты и товары выровнялись окончательно. А таможенный контроль не позволяет заниматься “любительскими” перевозками в промышленных масштабах. Поэтому такой приработок часто приносит больше расходов и усталости, чем реальной выручки: только дорога туда-обратно по самому дешевому маршруту обходится в 110 тысяч рублей.

— Раньше часто возили мясо, спиртное, стиральные порошки, — вспоминает Ирина. — Сейчас нужно подлавливать за границей акции и распродажи. Тогда есть шанс по хорошей цене купить кофе, чай, небрендовый шоколад и, продав их у нас по обычной цене, наварить до 50 процентов. Но все это от случая к случаю. С поездками “туда” та же история: раньше выгоднее всего было продавать полякам дизель и сигареты. Сейчас, после введения ограничений на вывоз топлива, многие “бензовозы” пересели на поезда.

На гродненской таможне подтвердили: с июня количество пассажиров на международных маршрутах дей-ствительно увеличилось. Безусловно, нужно сделать скидку на отпускной сезон, но и без него работы у пограничников и таможенников прибавилось.

Редко, но метко?

— Примерно 10 процентов увеличившегося числа пассажиров в ежедневном потоке — это именно те “солярочники”, которым стало просто невыгодно возить топливо на продажу, и они в попытках найти новый способ заработка пересели с собственных машин на поезда, — подсчитал Виктор Гуреев. — Возят все, на что есть спрос: сегодня это могут быть конфеты, завтра пиджаки, послезавтра лыжи. Но товар “на все времена” — это сигареты. Больше всего протоколов о незаконном перевозе товара составляется именно по поводу вывоза сигарет.

Например, из чуть более сотни протоколов, которые со времени введения ограничений на вывоз топлива успели составить на выезде из страны гродненские таможенники, почти все — о незаконном вывозе сигарет. Логика у контрабандистов проста: если выехать с полным баком топлива из страны можно только раз в пять суток, то эту поездку нужно сделать максимально рентабельной. Поэтому автомобиль буквально нашпиговывают товаром, в большинстве случаев, именно сигаретами. Их прячут в бензобаках, газовых баллонах, оборудуют тайники под сиденьями.

— Со времени введения ограничений на вывоз топлива мы уже изъяли 57 машин как средство перемещения товара и около 34 тысяч пачек самих сигарет, — привел цифры Виктор Гуреев. — Те, кто полностью отказались от поездок на машине, пробуют возить сигареты и на поездах.

Пассажир с “двойным дном”

На подъезде к Гродно в поезде развивается бурная деятельность. Те, кто уже успел упаковать свои товары в аккуратные неприметные свертки, спешат занять места в тамбуре. Среди перевозчиков считается, что начало очереди на границе досматривают с меньшим пристрастием, чем ее хвост. Хотя сами сотрудники таможни и пограничной службы уверяют, что никакой разницы между первыми и последними пассажирами не делают. Также они отрицают, что существует некий перечень абсолютно всех товаров с указанием, какое их количество можно перевозить через границу. Например, в “нашем” поезде всю дорогу шел спор о том, сколько штук живых и искусственных цветов таможенники впустят в страну. Кто-то называл цифру 150, другие уверяли, что “на лицо — не больше сотни”.

— Мы работаем по таможенным правилам, никаких “специальных” списков не существует, — заверил заместитель начальника Гродненской таможни. — Но всегда видно, что и для чего человек везет. Если, например, студент после сессии или молодая пара перед свадьбой едут с ворохом покупок для себя и семьи (прокат автомобилей на свадьбу) — это одно. А если с таким же ворохом каждый день пытается ездить туда-сюда “постоянный” пассажир — это совершенно другое.

Но потенциальный контрабандист, по опыту таможенников, может скрываться как под видом постоянного мелкого перевозчика, так и под маской “неопытного” туриста.

— Недавно был случай, когда с партией сигарет на выезде из страны задержали маму с маленьким сыном, — вспоминает Виктор Гуреев. — Контрабандный товар был спрятан... на теле ребенка. Женщина с помощью скотча обмотала сигареты вокруг ног мальчика.

Ирина Смирнова рассказала, что многие перевозчики пробуют использовать крупные товары для отвода глаз, чтобы перевезти те же сигареты: будешь размахивать перед таможенником букетом банных березовых веников, тот, глядишь, и упустит из виду спрятанную на дне сумки контрабандную “россыпь”. Хотя таможенники говорят, что обращают внимание на любую мелочь: как часто человек ездит за границу, как ведет себя с сотрудниками контроля. Летом работать проще — жаркая погода контрабандистам не помощник.

— Да, сейчас не сезон, — заключила Ирина, когда мы довольно быстро миновали таможенный контроль на гродненском вокзале. — Зимой в поезде можно куда более любопытные сцены наблюдать: и по три пары штанов надевают, и рукава широких курток мелкими вещичками набивают. Но как дальше дела будут обстоять, даже предположить не могу — выгоды мало. Может, и исчезнет постепенно челночество.

Среди перевозчиков считается, что начало очереди досматривают с меньшим пристрастием, чем ее хвост. Хотя сами сотрудники таможни уверяют, что никакой разницы между первыми и последними пассажирами не делают.
Потенциальный контрабандист, по опыту таможенников, может скрываться как под видом постоянного мелкого перевозчика, так и под маской “неопытного” туриста. Недавно был случай, когда с партией сигаретна выезде из страны задержали маму с маленьким сыном. Контрабандный товар был спрятан... на теле ребенка. Женщина с помощью скотча обмотала сигареты вокруг ног мальчика.

←Каждый третий продуктовый магазин работает с нарушениями

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика