Сахару место в холодильнике?
Сладкий песок и бытовая техника стали лидерами розничных продаж в январе—мае
Ситуация на потребительском рынке, похоже, возвращается в привычное русло. Цены уже не скачут бешеным галопом, а в некоторых случаях и снижаются. А покупатели не бросаются закупать в огромных количествах тот или иной товар. Впрочем, динамика розничных продаж в январе—мае нынешнего года не показала каких-то заоблачных значений: всего 122,3 % к уровню такого же периода 2010-го.
При этом пресловутый ажиотажный спрос, как можно судить по данным Белстата, растянулся во времени. Так, «аппетиты» населения стали расти еще в марте: розничные продажи к уровню февраля увеличились на 11,8 %. В апреле прирост составил 5 % (к предыдущему месяцу), в мае — 7,7 %. При этом в апреле покупатели уделили больше внимания продуктам питания, а уже в следующем месяце стали больше налегать на непродовольственные товары.
За пять месяцев реализация пищевых продуктов, напитков и табачных изделий увеличилась на 18,3 % к уровню января—мая 2010-го. Безусловным лидером в этой группе стал сахар — его продажи выросли на 71,2 %. Пользовались повышенным спросом и мясные консервы, которых закуплено в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Заметно «прибавили» растительное масло (+25,7 %), макаронные изделия (+28,7 %), газированные безалкогольные напитки (+25,3 %), фруктовые и овощные соки (+23,3 %). Увеличились и продажи спиртных напитков: водки — на 10,3 % (в натуральном выражении), ликеро-водочных изделий — на 43,6 %, коньяков — на 45,3 %.
Что касается непродовольственных товаров, то они показали еще более внушительную динамику. В целом розничные продажи по этой группе увеличились на 26,6 % к январю—маю 2010 года. С большим отрывом лидируют холодильники и морозильники (рост в 2,1 раза), а также стиральные машины (почти в 2 раза). Кроме того, на 61,4 % выросла реализация стройматериалов, на 43,2 % — трикотажных изделий, на 40,6 % — верхней одежды, на 36 % — обуви, на 30,6 % — телевизоров. Кстати, на 1 июня уровень запасов в торговле холодильников, морозильников и стиральных машин составил 4—9 дней, в то время как годом ранее — более чем 40 дней.
В целом в мае 2011 года уровень запасов в торговле оказался минимальным, начиная с января 2010-го — на 35 дней. Согласно данным Белстата, в условиях повышенного потребительского спроса больше выиграли торговые организации — их оборот за 5 месяцев увеличился на 26 %. Продавцы на рынках и в торговых центрах сумели увеличить продажи на 12,3 %. Три четверти товаров, реализованных на розничном рынке, оказались белорусского происхождения (84,2 % — в группе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, 61,7 % — среди непродовольственных товаров).
Вопреки расхожему мнению, минчане оказались не самыми запасливыми жителями Беларуси. В столице розничный товарооборот в январе—мае увеличился лишь на 19,2 %, в то время как в Витебской, Гомельской и Минской областях — более чем на 24 %.
Примечательно, что за эти же пять месяцев оборот в сфере общественного питания увеличился на 8,3 % к уровню января—мая 2010 года. Однако динамика показывает, что только в марте произошел прирост к предыдущему месяцу, а на протяжении всех других периодов объемы средств, оставленных белорусами в кафе и ресторанах, постепенно снижались.