Гробовая тишина
Гробовая тишина
Любое хорошее дело можно легко довести до абсурда... |
Ранним утром владелец частной парикмахерской в Нижнем Новгороде привычно включил приемник, в салон полилась негромкая музыка, цирюльник принялся стричь первого клиента... Потом эта рабочая идиллия внезапно прервалась. Свежепостриженным посетителем оказался законспирированный сотрудник Российского авторского общества. Сначала он предложил хозяину заведения добровольно расплатиться за использование чужих музыкальных произведений, а потом пригрозил судом. И суд состоялся. На процессе была представлена зловещая улика: видеозапись, на которой слышно, как в парикмахерской действительно, о ужас, работает приемник. За это жуткое преступление владелец цирюльни Геннадий Грамотеев приговорен к штрафу 80 тысяч российских рублей. Правда, теперь в его салоне царит гробовая тишина: бизнесмен предпочел не платить ежемесячно тысячу рублей за право включать любимую радиостанцию.
Любое хорошее дело можно легко довести до абсурда. Преуспевают в этом, как известно, американцы. Борьбу за права женщин они успешно свели к тому маразматическому уровню, когда самый невинный взгляд на даму может быть истолкован как сексуальное домогательство. Безопаснее не смотреть, хотя тем самым вы тоже можете жестоко оскорбить нарядную сотрудницу и нанести ей душевную травму, а потом возмещать понесенные ею расходы на психоаналитика. Ювенальная юстиция, которая вроде бы призвана защищать права детей, обернулась кошмаром для родителей: теперь сообразительные детки, если им не купят новый велосипед, мигом звонят социальным работникам — и те являются вместе с полицией, чтобы оградить несчастного ребенка от этих бездушных монстров...
Битва за авторские права тоже приняла маразматические формы. Недавно широко обсуждался случай, когда ассоциация, представляющая интересы звукозаписывающей индустрии США, отсудила 8 тысяч долларов у тяжелобольной девушки–подростка. Она посмела поделиться с друзьями композициями любимой рок–группы. Мол, вот что я слушаю в своем одиночестве. И вмиг перестала быть одинокой: вокруг возникла армия юристов, которая кормится вымогательством вознаграждений авторам песен. Кстати, сами творцы, неплохо зарабатывая продажей дисков и гастролями, не поморщились принять и те деньги, которые адвокаты отняли у девушки–инвалида.
Поэтому мне симпатичнее, допустим, певец Петр Налич, который не дрожит над каждой копейкой, то есть над каждой ноткой, звучащей из чужих радиоприемников, а немедленно выкладывает все свои произведения для публичного бесплатного доступа. Его позиция: «скачивайте», слушайте, потом приходите на концерты, которыми и должен зарабатывать себе на жизнь музыкант. Так поступают и многие белорусские исполнители.
К слову, о ситуации с авторским правом в нашей стране. Звонок в Национальный центр интеллектуальной собственности меня и огорчил, и порадовал. По словам начальника одного из подразделений центра Алексея Бичурина выходит, что исполнение чужих музыкальных произведений в любом публичном месте «входит в конфликт с исключительным правом обладателя авторских прав». Включил на пляже или в скверике радиоприемник — можешь смело идти с повинной в милицию: мол, каюсь, нарушил закон. Дома, хорошенько закрывшись, чтобы не услышали даже соседи, — пожалуйста, сколько угодно. А вот прокручивать те же песни друзьям и знакомым, даже бескорыстно, — это уже, пардон, нарушение. Не говоря уж о маршрутках или такси — в коммерческом транспорте должна стоять тишина: водитель вряд ли докажет, что включил магнитолу «для себя», и эта музыка может быть расценена как часть услуги.
Но это в теории. На практике, по словам Алексея Владимировича, у НЦИС не доходят руки до столь мелких нарушений авторских прав.
Надеюсь, и не дойдут.
Автор публикации: Роман РУДЬ