Депутаты требуют сделать рекламу тише и короче. Телеканалы сетуют, что не выживут

Источник материала:  
26.05.2011 21:42 — Новости Общества

Депутаты требуют сделать рекламу тише и короче. Телеканалы сетуют, что не выживут


Депутаты требуют сделать рекламу тише и короче. Телеканалы сетуют, что не выживут
Претензий к рекламе накопилось немало, и баталии вокруг готовящегося ко второму чтению законопроекта, вносящего коррективы в законы по вопросам рекламы, разгорелись с новой силой. Основные требования к законопроекту, принятому в первом чтении 21 декабря прошлого года: сделать рекламу тише, реже и короче, ограничить рекламу казино, пива и слабоалкогольных напитков.

На прошедшем в четверг в Палате представителей заседании чаяния многих телезрителей под аплодисменты депутатов озвучил их коллега Алексей Кузьмич: "Реклама по продолжительности не более 10 минут в течение часа, кратность не превышает два раза, звук рекламы ниже звука вещания передач, и в День Победы и День Республики фильмы военной тематики не прерываются рекламой".

Однако в ходе дебатов было кому заступиться и за телевизионщиков.

Телеканалы грозят невыживанием

Первым за телеканалы, чьи доходы напрямую зависят от рекламы, вступился министр информации Олег Пролесковский. "Честно говоря, думал, что меня позвали сюда, чтобы сообщить, что вопросы рекламы из закона снимаются. Нормы законопроекта юридически разработаны нормально, а практически он никуда не годится", - заявил министр.

"Телеканалы у нас государственные и любое ухудшение экономической деятельности телеканалов влечет цепочку последствий. Законопроектом предлагается умышленно ухудшить экономическое состояние каналов", - предупредил он.

Пролесковский несколько раз напомнил, что живем мы в "непростое время", поэтому экономике каналов и так достается: одни крупные рекламодатели уходят, другие - замораживают отношения. При этом он признал, что "девяноста процентам граждан реклама не нравится, но без нее телеканалам не прожить", намекнув, что "если мы забираем у телеканалов денежки, то надо их как-то компенсировать".

"Я еще больший телезритель: мне когда-то президент сказал, что я спать должен с телевизором, укрывшись газетами. Я так и делаю" - заявил Пролесковский. "Если не будет рекламы, не будет очень много чего. В большинстве своем реклама идет из Москвы, где концентрируются крупные поставщики рекламы косметики, гигиенических средств и другой продукции. Для нас это значит поступление валюты. А наши телеканалы, к сожалению, потребляют много валюты", - рассказал министр, пояснив, что речь идет о закупках технического оборудования и контента.

Заместитель генерального директора ЗАО "Столичное телевидение" Дмитрий Поправко также посетовал на "не совсем подходящее время для изменения законодательства", отметив, что телеканалы в нынешних непростых условиях "стараются как-то прогрессивным путем шлифовать свой эфир, обеспечивать качество продукта".

"Речь идет о выживании телеканалов", - подчеркнул он, посетовав, что депутаты недопонимают важность проблемы. Других возможностей для заработка телеканалы не видят. "Другой удочки у нас нет! Есть только возможность зарабатывать на рекламном времени" - подчеркнул Поправко.

Есть вопросы и по дебету, и по кредиту

Депутаты своих позиций не сдавали, отмечая, что количество каналов можно и сократить, раз они такие ресурсоемкие. Основная проблема в том, что собственно доходы каналов для народных избранников так и остались загадкой. "Люди должны знать, сколько телеканалу нужно, чтобы купить фильм, сколько их в год приобретается, сколько нужно на зарплату сотрудников, какие затраты идут на аппаратуру. Если такая открытость есть, то можно говорить о том, что снижение объема рекламы на 3 минуты в час приведет к каким-то негативным последствиям", - заявил заместитель председателя Палаты представителей Виктор Гуминский.

Его поддержал коллега Игорь Карпенко, отметивший, что по другим отраслям в государственных учреждениях можно без проблем узнать, сколько ушло на зарплату, а сколько - на оборудование. "Но реклама - это какая-то закрытая тема. Если это государственные телеканалы, то давайте подходить ответственно и знать, сколько и на что расходуется. Потому что неубедительно звучит аргумент, что если мы сократим на три минуты в час время рекламы, то должны будем миллиарды из бюджета доплачивать телеканалам. Давайте выкладки, будем разговаривать", - заявил он.

Удивило депутатов и то, что белорусским телеканалам для выживания нужно 18 минут рекламы в прайм-тайм, что является мировым рекордом по продолжительности. Российские и украинские коллеги неплохо себя чувствуют, имея по 9 рекламных минут в прайм-тайм, в Литве и Казахстане реклама ограничена 12 минутами, коммерческие каналы Германии отдают рекламе 8-12 минут, Великобритании и США -10-15 минут. Пока для Беларуси решили остановиться на 15 минутах.

Финансовых вопросов к телеканалам у депутатов накопилось немало. К примеру, речь зашла о шоу "Битва титанов" на ОНТ, ведь по данным депутатов, стоимость проекта составила 800 тысяч евро.

Есть вопрос и по целесообразности больших расходов на другие проекты. "В Беларуси социальный пакет - это шесть каналов. По ним идет до 30 сериалов в сутки. Они нам нужны? Если их останется 20, ничего страшного не случится", - отметила депутат Татьяна Филимончик, курирующая этот законопроект в Палате представителей.

Она также рассказала, что в России и Украине телевизионщики также предрекали собственное разорение в случае сокращения рекламного времени, но все обошлось благополучно. "Они пошли по пути сокращения продолжительности роликов, часто ограничиваясь десятью секундами, а в Беларуси есть ролики и по 30, и по 40 секунд", - сообщила депутат.

Хрен попал в опалу

Много претензий накопилось и к качеству рекламной продукции. "То они Чайковского чаем поливают, то хрены продают без всяких двусмысленных выражений… Чему эта реклама людей научит?" - возмутилась депутат Лариса Вершалович.

Кстати, рекламе хрена в ходе дискуссии досталось изрядно, и заместитель министра торговли Ирина Наркевич рассказала, что скоро эту рекламу запретят. При этом она напомнила, что телеканалы не могут выступать цензорами рекламы. "Нигде, ни в Европе, ни в СНГ нет предварительного согласования рекламы в СМИ. У нас одних есть согласование наружной рекламы", - возразила Наркевич на предложение ввести предварительный просмотр пропускаемой в эфир рекламы.

Наркевич призвала стороны найти компромисс. "Рекламное время можно сократить, повысив его стоимость, но учитывайте, что у нас более 60% составляет рекламы отечественного, и это ляжет на плечи белорусских предприятий", - обратила внимание замминистра. Она добавила ,что телеканалы делают до 80% скидки для отечественного товаропроизводителя, и подчеркнула важность рекламы и маркетинга для развития производства и повышения конкурентоспособности, признав при этом необходимость ограничить рекламу того, что действительно вредно.

В частности, речь зашла о пиве. Генпрокуратура предлагала запретить рекламу пива с 7 до 23 часов (сейчас – с 7 до 20 часов), но в результате час телевизионщикам, производителям и торговле удалось отстоять, и запрет, вероятнее всего, будет действовать до 22 часов.

А вот от полного запрета рекламы лекарственных средств решено было отказаться, ведь такая инициатива сыграет на руку зарубежным производителям, а отечественные фармацевты лишатся важного способа продвижения продукции в массы.

Похоже, дискуссии продолжатся. Пролесковский, в частности, выразил готовность бороться против законопроекта всеми законными способами, если вопросы, затрагивающие интересы телеканалов, не будут убраны из законопроекта.

Топ-9 предлагаемых нововведений:

1. Сейчас:

в период с 18 до 22 часов реклама не должна превышать 30% объема теле- и радиовещания в течение каждого часа.

Предлагается:

в период с 18 до 22 часов реклама не должна превышать 25% объема теле- и радиовещания в течение каждого часа.

2. Предлагается:

обязать предварять прерывание передачи рекламой сообщением о трансляции рекламы.

3. Сейчас:

продолжительность каждого прерывания передачи или фильма рекламой не должно превышать четырех минут.

Предлагается:

продолжительность каждого прерывания передачи или фильма рекламой не должно превышать пяти минут. Но при этом допускается прерывать трансляцию рекламой не более трех раз в течение часа эфирного времени.

4. Предлагается:
 
допускать рекламу продукции и услуг с элементами эротики с 24.00 до 4.00.

5. Сейчас:

уровень звука рекламы не должен превышать средний уровень звука транслируемой программы.

Предлагается:

уровень звука рекламы должен быть ниже среднего уровня звука транслируемой программы.

6. Сейчас:

запрещается реклама пива и безалкогольных напитков на радио и телевидении с 7.00 до 20.00.

Предлагается:

Запрещается реклама пива и безалкогольных напитков на радио и телевидении с 7.00 до 22.00

7. Предлагается:

обязать сопровождать рекламу пива предупредительной надписью о вреде чрезмерного употребления напитка, причем надпись должна занимать не менее 10% площади рекламы.

8. Предлагается:

реклама лотерей, игр и игорных заведений не должна создавать впечатление, что такое занятие является способом получения средств к существованию, использовать образы несовершеннолетних и т.д.

9. Предлагается:

запретить размещение рекламы игорных заведений и азартных игр на телевидении и радио с 7.00 до 22.00, а также в учреждениях системы образования, культуры и т.д.
←СТВ предлагает отложить ограничение рекламы на телевидении до лучших времен

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика