«Здесь дешёвое мясо!»

Источник материала:  


С 11 по 15 мая в павильоне «БелЭкспо» прошла ярмарка народных промыслов и ремесел «Млын». Удовлетворить насущную необходимость населения и гостей столицы в сувенирах с национальным колоритом здесь можно было более чем свободно.


«Посоветуйте, каких котов выбрать?» - придирчиво осматривала ряды миниатюрных глиняных фигурок покупательница. «Мальчик, девочка?» - деловито справился народный умелец. «Мальчик, - вздохнула женщина. - Мы в Строчицах таких котов видели, очень хотели приобрести, но он себя плохо вел, поэтому ничего не купили». «Если мальчик, то лучше брать котов, которые друг на друга смотрят, - авторитетно заявил мастер. - Например, вот этих: Br5 тыс.»

«Ну вот, мы нашли вазу, которую я хотела, - победно докладывала кому-то по телефону покупательница в возрасте. - Это волшебная вещь, в Минске такой не купишь!» Свободную руку женщина держала на трофее - объемном, размером со школьника, объекте гончарного искусства Новолукомля, щедро украшенном зелеными завитками. Ее супруг тем временем задумчиво вертел в руках массивную утку из глины чуть крупнее, чем в натуральную величину. «Леша, положи утку! Зачем нам эта утка дома, что мы будем с ней делать?» - взмолилась его спутница, прервав телефонный отчет об удачной охоте.

Стенды с керамикой, вышивкой, резными изделиями из дерева и ковкой сменяли торговые площади с изделиями новых народных промыслов - батика, валяния, скрапбукинга и «лэмпворка». Результат этих ремесел нового креативного белоруса не всегда можно отнести к сколько-нибудь коммерчески ориентированному продукту, однако, судя по умиротворенным выражениям лиц мастеров за стендами, гармоническую ценность имеет само занятие этими ремеслами, а тридцать свалянных волков и медведей и десяток рассыпающихся цветочных коллажей - скорее, побочные продукты творчества.

«Людям всегда будут интересны классические, традиционные ремесла, но ведь есть же и что-то новое, - уверена куратор выставки Татьяна Антончик. - Часто бывает, что люди воспринимают понятие «народные промыслы и ремесла» очень узко: ложки, поварешки, керамика. А мы хотим показать, что всё намного шире».

Павильон «БелЭкспо» «Млын» разделил с выставкой-ярмаркой «Беларускi Кiрмаш», приютившей на своих стендах, кажется, добрую половину нереализованных складских запасов товарной продукции республики. Однако диссонанса такое соседство не создавало. Большинство представленных на стендах «Беларускага Кiрмаша» товаров хоть и было создано явно машинным способом, но машины отчетливо передали белорусской продукции уникальный характер и настроение мастера, который в тот день стоял за станком. Здесь, как и на стендах представителей «Белорусского союза мастеров народного творчества», сложно было бы найти два похожих изделия.

Общая тематика народного промысла объединяла всех: в павильоне не наблюдалось деления на более или менее аутентичных мастеров. Так, суровый бондарь стоял здесь бок о бок с народным мастером Сергеем по прозвищу Раммштайн, который продавал солнцезащитные очки, изготовленные в Арабских Эмиратах. А меховые шапки, одежда, носки и бытовая химия соседствовали с ящиками чая, меда и «картинами созвездий зодиака, инкрустированными кристаллами Swarovski». Абсолютный hi-tech на смежных нивах ремесла и промышленного творчества представлял стенд РУП «Гомсельмаш», кочующий с одной выставки на другую: красные пластмассовые ведра разных размеров, красный детский футуромобиль и добротная мебель из тщательно зашкуренной древесины. Еще глубже постичь минимализм удалось на стенде у самого входа в павильон: вместе с аляповатыми композициями из глины населению предлагался простой и надежный керамический кирпич: пустотелый утолщенный, полнотелый рядовой, полнотелый лицевой, «загрузка вагона - 58 поддонов». Представленные образцы кирпича вызывали уважение.

Но не кирпич, не соломка и не свалянная на глазах покупателя войлочная кукла пользовались наибольшим спросом у посетителей ярмарки. «Мясо! Смотри по сторонам, мне сказали, что здесь дешевое мясо», - на бегу наставлял супругу темпераментный мужчина. Его не обманули: мяса на ярмарке было много, за ним выстраивались очереди по 10 человек и покидали потом павильон счастливые, прижав к сердцу свиную пластину или тройку копченых бройлеров производства РУП «Белоруснефть-Особино» (Гомельская область).

«Идет глобализация всего, все изделия поставлены на конвейер, все массовое, - поставила неутешительный диагноз современности организатор ярмарки «Млын». - Но люди все равно хотят выбрать для себя что-то отдельное и эксклюзивное, чего нет больше ни у кого. Особенно это касается сувениров и подарков - сейчас ведь пора отпусков: многие уезжают за границу. А на этой выставке можно приобрести сувениры ручной работы, в которые мастер вложил всю свою душу и сердце». Основная задача выставки «Млын» - «дать площадку для наших ремесленников, народных мастеров, умельцев». Аудитория ярмарки - самая широкая: «дети, взрослые, женщины, мужчины». Заходят и иностранцы: «Из Италии было несколько человек, из Польши. В сумки им, конечно, я не заглядывала, что они купили - не знаю, нет на это времени».

Если «в других странах такие мероприятия отмечают своим появлением первые лица государства», то отсутствие высших чиновников на ярмарке «Млын» организаторы объясняют лишь тем, что «не было цели донести это до чиновников»: «Мы лучше покажем всё это простым посетителям - они посмотрят, оценят, сделают выводы». Условия для мастеров при этом были созданы чуть ли не льготные:«Снять павильон, вообще-то, недешевое удовольствие. Но для ремесленников, людей небогатых, мы сделали специальные цены, чтобы они могли себя показать. Аренда 2 кв. м площади обошлась всего в Br300 тыс.».

А вот результаты ярмарки оценить предстоит нескоро: «Выставка дает возможность работать на перспективу. Но уже можно сказать, что выставка удалась. Бондарь наш, например, уже насобирал заказов на 2 месяца вперед».
←Белорусы переходят на более дешевую еду

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика