Белорусы переходят на более дешевую еду
Таковы результаты опроса, проведенного социологическим центром ООО «ЗЕРКАЛО-ИНФО». Сотрудники данного центра попросили жителей республики ответить на вопрос «Можно ли сказать, что вы (члены вашей семьи) в последние 2–3 месяца стараетесь покупать более дешевые продукты питания и другие предметы первой необходимости, чем покупали ранее?». Подавляющее большинство (76%) опрошенных горожан и сельчан дали утвердительный ответ.48% из них сказали «да». И 28% – «скорее да, чем нет».
Каждый пятый респондент на предложенный вопрос дал отрицательный ответ (19%). Правда, только 7% из них без колебаний заявили, что личным и семейным товарно-продуктовым запросам в последние 2–3 месяца не изменяли. И 12% признались, что скорее не стали покупать более дешевые продукты питания, чем стали.
Лишь у 5% белорусов вопрос вызвал затруднение.
Ответы на вопрос «Имеете ли вы (члены вашей семьи) возможность пользоваться следующими платными услугами?» (см. табл.) подтвердил нарастающее расслоение белорусского общества, его социально-экономическую дифференциацию.
Так, подавляющее большинство (68%) опрошенных горожан и сельчан не могут хотя бы раз в год отдохнуть с детьми на море. Только один из десяти белорусов (11%) может позволить своей семье отдых в Турции, на Канарах или, на худой конец, на каком-нибудь горнолыжном курорте. И примерно такое же количество респондентов (13%) могут позволить себе заграничный отдых только в случае крайней необходимости.
Более трети (35%) опрошенных белорусов не имеют возможности оплатить свою учебу или дать платное образование своим детям. Может оплатить образовательные услуги один из четырех человек (24%). А каждый третий – только в случае крайней необходимости (33%).
Относительное большинство респондентов аналогично – лишь в исключительных случаях – могут воспользоваться платными медицинскими (54%) и транспортными (42%) услугами. Примерно равное количество граждан, высказавшихся по этим видам услуг, как могут, так и не могут оплатить транспортные (27% и 26%, соответственно) и медицинские (22% и 21%) услуги.
Проще, на первый взгляд, белорусам оплачивать развлекательные услуги (театр, кино и т.п.). Однако спокойно это может сделать лишь треть (36%) респондентов. Каждый четвертый (26%) не может воспользоваться элементарными видами развлечений. И такое же количество опрошенных граждан может посетить театр или кино в случае крайней необходимости (27%).
Респондентов, затруднившихся оценить свои материальные возможности по оплате серии услуг, оказалось не так уж много – от 11% до 3%. Явно для граждан Беларуси поставленный вопрос – не что-то непонятное. Все предельно ясно: имеются платные услуги, и имеются деньги, которых порой недостает для оплаты предоставляемых государством и фирмами услуг. Правда, не всем недостает.
Имеете ли вы (члены вашей семьи) возможность пользоваться следующими платными услугами? (Один ответ по каждой строке, в %)
Да, имею | Да, но только в случае крайней необходимости | Нет, не имею | Затрудняюсь ответить | |
Развлекательные (театр, кино и др.) | 36 | 27 | 26 | 11 |
Транспортные (такси, доставка) | 27 | 42 | 26 | 5 |
Образовательные (учеба) | 24 | 33 | 35 | 8 |
Медицинские (лечение) | 22 | 54 | 21 | 3 |
Отдых (Турция, Канары и т.п.) | 11 | 13 | 68 | 8 |
Примечание
Зондаж общественного мнения жителей Беларуси проведен 1–16 апреля 2011 года социологическим центром ООО «ЗЕРКАЛО-ИНФО». Метод опроса – интервьюирование-анкетирование горожан и сельчан республики 18 лет и старше. По пропорционально-квотной выборке опрошено около 1700 респондентов. Контролируемые параметры: область проживания, тип населенного пункта, пол, возраст, образование. Ошибка выборки в пределах 0,7%.