С места — в карьеру

Источник материала:  

С места — в карьеру

С места — в карьеруОдин из старейших в стране межшкольных учебно–производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации в Советском районе Минска на грани закрытия. Коллектив в растерянности: почему учреждение, в котором сейчас обучаются почти полторы тысячи школьников, вдруг оказалось ненужным? В здании МУПК планируется создать Дом предпринимательства для молодежи. Безусловно, дело стоящее. Но целесообразно ли строить новое, буквально выкорчевывая то, что создавалось годами? А может быть, учебно–производственные комбинаты, через которые прошли многие школьные поколения, уже просто не вписываются в современность?


Уходящий жанр?


С места — в карьеруИтак, к истории вопроса. Несколько десятилетий назад МУПК создавались в теснейшем сотрудничестве с предприятиями, которые обустраивали их, предоставляя оборудование и кадры, — лучшие мастера готовили себе смену. Позже комбинаты перешли под крыло Министерства образования с основной важнейшей функцией: помогать выпускникам в выборе профессии, давать им возможность получить начальный разряд, квалификацию по выбранной рабочей специальности. Это не только снабжало полезными во взрослой жизни навыками, но и социально защищало, ведь выданное тут удостоверение давало право сразу идти работать. Сегодня из 11 комбинатов в Минске осталось 4, а вскоре, очевидно, будет и вовсе 3. Однако говорить, что они устарели как жанр, не приходится. Например, в Кодексе об образовании, который должен вступить в силу 1 сентября, четко обозначен их статус как общеобразовательного учреждения. Среди комплекса мероприятий по совершенствованию системы профессионального образования, утвержденного министром образования Сергеем Маскевичем, значится и «разработка учебно–программной документации по допрофессиональной и профессиональной подготовке учащихся», и проведение республиканского семинара о совершенствовании деятельности МУПК. Да и в плане мероприятий по содействию занятости минчан на 2011 год есть пункт «обеспечение профессиональной ориентации и профессиональной подготовки школьной молодежи в МУПК».


Как видим, эта тема — в центре внимания. Ведь часто вчерашние школьники тратят время на поиски себя, выбирая по неопытности занятие не по душе и вводя тем самым в расход государство: сначала обучай, потом переподготавливай. А сориентироваться можно было еще в старших классах, попробовав себя в том или ином деле. Тем не менее факт остается фактом: количество МУПК, в чьей необходимости никто не сомневается, неумолимо сокращается.


Разбудить интерес


Сегодня в школьных учебных планах для 10–х и 11–х классов обязательного трудового обучения нет. На базе МУПК оно ведется за счет факультативов. «Чтобы ребенок пришел к нам, нужны его желание, согласие родителей и негласное одобрение школы, ведь если у какого–либо преподавателя не хватает нагрузки, скорее всего, эти факультативные часы будут отданы ему, а не нам, — объясняет действующую сейчас схему директор МУПК Советского района Петр Островский. — Нас выбрали 1.419 школьников из 4 районов города. Они проводят тут по 6 часов в неделю, 2 отданы теории и 4 — практике. По окончании двухлетнего обучения мы присваиваем 2–й или 3–й разряд по 12 рабочим специальностям, от повара до слесаря по ремонту и обслуживанию автомобилей. К слову, наши программы ничем не отличаются от тех, которые используются в профтехобразовании или подготовке рабочих на производстве».


Естественно, обязательна практика. Будущие автослесари трудятся на двух автобазах, продавцы — в магазинах района, младшие медсестры — в 1–й минской клинике и военном госпитале, повара — в школьных столовых... Многие ребята и потом продолжают совершенствоваться в выбранной профессии. Например, один из недавних выпускников по специальности «Ландшафтный дизайн» (квалификация «Озеленитель 2–го разряда») открыл свое успешное дело.


«Порой дети, которые не очень хорошо справляются с учебной нагрузкой в школе, здесь раскрываются, — говорит Нина Сапун, методист МУПК по вопросам профориентации. — А видели бы вы, как горят глаза у мальчишек, когда они оказываются в наших цехах! Часто дети после ознакомительного занятия говорят: «Я решил стать лучшим в мире поваром», «А я — парикмахером!» В свое время наш опыт перенимали иностранцы — делегация шла за делегацией. Непонятно, почему сейчас мы стали не нужны».


Разделяет это недоумение и Геннадий Пилецкий, мастер производственного обучения с 26–летним стажем: «Вот в России на рабочие специальности махнули рукой и теперь производства не могут укомплектовать кадрами. У нас жалуются, что в училища недобор, — а все потому, что не проводится соответствующая профориентационная подготовка, которую, уверен, можно получить только в УПК».


Завод в миниатюре


Идем на экскурсию по комбинату. Учебные классы соседствуют с уменьшенными копиями заводских цехов. Они оборудованы точно так же, как и на производстве, с соблюдением всех норм. Положены в швейном 3,5 метра на рабочее место и освещенность 700 люкс или в монтажном — воздуховоды, значит, так и сделано.


«У нас промышленное оборудование. После закрытия нам предлагают перевезти его на базу СШ № 76 и оборудовать там учебно–производственные мастерские, — излагает позицию коллектива Петр Сидорович, заместитель директора по учебно–производственной работе. — Но мы, практики, понимаем, что это невозможно. Представьте: нужно сломать швейный, трикотажный, монтажный цехи, которые в свое время собирали профессионалы с заводов. Кто возьмется это все установить там с соблюдением норм и нюансов производства? Если мы включим хотя бы один швейный цех в школе, какая электросеть это выдержит? Да и где все уместить? Можно, конечно, взять только несколько машин, но это значит лишь поиграть в домоводство. У старших школьников просто не будет возможности получить рабочую специальность. А демонтированное оборудование пойдет на металлолом».


Время диктует


Волнения педагогов, которые отдали любимому делу не один десяток лет, понятны. Где дети, уже прозанимавшиеся год, закончат обучение? Что будет с практикой, оборудованием?


«Начнем с того, что решение о закрытии данного УПК пока не принято, — проясняет ситуацию начальник отдела дошкольного и общего среднего образования комитета по образованию Мингорисполкома Татьяна Хоружая. — Однако мы, изучив ситуацию, склоняемся к мнению, что существование этого комбината нецелесообразно. На сегодня он самый слабый в городе. Посетив его, наши специалисты сделали вывод, что можно перенести занятия в другие учреждения образования».


В частности, предполагается открыть группы профессионального обучения школьников в 13 профессионально–технических колледжах, и этот вопрос с ними уже проработан. А в учебно–производственные мастерские на базе СШ № 76 можно перенести 8 специальностей МУПК. По словам Татьяны Хоружей, управлению образования Советского района дано поручение изучить, насколько изношено оборудование комбината. То, которое исчерпало свой ресурс, а там есть машины еще советских времен, будет списано, пригодное к использованию — перемещено на другую базу. Всем преподавателям предоставят работу. А с учащимися дело обстоит так. Сегодня в Советском МУПК 35 школьников обучаются черчению, 304 — основам выбора профессии. Но это можно изучать и в школе. 307 девятиклассников обучаются по кольцевому принципу, знакомясь в течение года с несколькими специальностями, — это считается допрофессиональной подготовкой. Десятиклассников, которые начали обучаться профессиям, — 322, еще 450 учащихся 11–х классов завершают профессиональное обучение — 76–я школа безболезненно примет этих детей...


Безусловно, свежие веяния неизбежно приходят на смену старым порядкам. Однако, думается, важнейшая задача в этом эволюционном движении — не растерять бесценный накопленный опыт. Удастся ли это в случае расформирования МУПК? Реальность расставит все точки в ближайшее время: если такое решение будет принято, профессиональное обучение в новом формате планируется начать уже с 1 сентября.

Фото: Александр РУЖЕЧКА

←Административный зуд надо умерить

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика