Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года

Источник материала:  
29.03.2011 09:10 — Новости Общества

Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года


В этом году 22 июня исполняется 70 лет с начала одной из самых страшных периодов нашей истории. Ранним летним утром фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война, в огне которой сгорел каждый третий белорус.

Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 годаЗа двадцать лет до того, 22 июня 1921 года вышел в свет первый номер "Красноармейской правды" – органа Реввоенсовета Западного фронта, впоследствии преобразованного в Западный военный округ, а затем – в Белорусский военный округ. Под таким названием газета просуществовала до конца Великой Отечественной войны. С 1947 года газета Белорусского военного округа начала именоваться "Во славу Родины". А с 2009 года газета "Белорусская военная газета "Во славу Родины" издается Военным информационным агентством Вооруженных Сил Республики Беларусь "ВАЯР".

Таким невероятным образом эти два события переплелись во времени и сошлись в одной точке. Все четыре года судьба газеты слилась с историей войны. Неразрывно. Неотъемлемо. "Красноармейская правда" стала хронографом того страшного испытания, ее огненным летописцем.

В те годы в редакции газеты служили такие легендарные личности, как Александр Твардовский, Алексей Сурков, художник Орест Верейский, фотокорреспондент Михаил Савин… Главы знаменитого "Василия Теркина" Александра Твардовского впервые были опубликованы именно на страницах "Красноармейской правды".

Военные корреспонденты день за днем создавали суровую хронику тех запекшихся пеплом на людских сердцах лет. Герои их очерков, статей и коротеньких заметок – красноармейцы, офицеры, генералы. Вместе с ними они месили липкую дорожную грязь во время отступления 41-года. Выбирались из окружения. Голодали. Вязли в болотах. Мерзли в стылых окопах передовой. Ходили вместе с ними в атаки. Не раз прощались с жизнью. Выживали, всем смертям назло. И писали, снимали, рисовали… На самом острие переднего края. Под артобстрелами, под бомбежками, под пулями…

Сегодня в преддверии трагической даты мы начинаем совместный проект с Военным информационным агентством Вооруженных Сил Республики Беларусь "ВАЯР", которое является правопреемником "Белорусской военной газеты "Во славу Родины". Вместе с ее военкорами мы пройдем фронтовыми дорогами, посмотрим на войну их глазами. Глазами советских людей, защищавших свою землю. Узнаем чем они жили, о чем думали, над чем смеялись, как воевали…
Но начнем мы с рассказа о трагической судьбе первого редактора газеты Радиона Шукевич-Третьякова, в которой, точно в зеркале отразилась довоенная драма страны.

Предлагаем вашему вниманию несколько номеров газеты "Красноармейская правда" тех лет. Благодаря статьям и заметкам опубликованным на ее страницах, мы можем понять, чем жила страна накануне страшного испытания.

В юбилейном 2000-м номере газеты, который вышел в декабре 1927 года, вспоминали, как верстался первый номер.
Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года
Кликните для увеличения

“Всех подводит недобросовестный дневальный” и "письмо немецкого коллеги"
Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года
Кликните для увеличения

3 ноября 1921 года. “Даешь Петлюру” и “будни Советской Белоруссии”
Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года
Кликните для увеличения

21 сентября 1939 года. Присоединение Западной Беларуси и пакт Рибентропа-Молотова
Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года
Кликните для увеличения

Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года
Кликните для увеличения

22 сентября 1939 года. “Население Западной Белоруссии и Западной Украины восторженно приветствует Красную Армию” и речь Гитлера в Данциге

Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года
Кликните для увеличения

Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года
Кликните для увеличения

28 сентября 1939 года. “Почему Польская армия погибла в такой короткий срок” (перепечатка из “Известий”) и “Как был взят город Вильно”

Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года
Кликните для увеличения

Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года
Кликните для увеличения



Как акростих погубил первого редактора военной газеты

Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года
Родион Шукевич-Третьяков
…1921 год. Голод. Страницы "Красноармейской правды" кричат о помощи Поволжью. Редакция только образовалась. Ее возглавил бывший редактор газеты 16-й армии "Красноармеец" Шукевич-Третьяков – не очень разговорчивый и даже мрачный человек, по мнению некоторых его современников. С фотографии на нас смотрит неулыбчивый человек с твердо сжатыми губами, с какой-то особенной строгостью на лице.

Материальное положение новой газеты весьма неважное. От этого страдали и техника, и люди. Плохая бумага, старые шрифты, вырезанные на линолеуме клише… Попробуй делать газету в таких условиях, когда еще и желудок от голода сводит! Но работали дружно, с энтузиазмом. В архивных документах всплыло воспоминание редакционных работников о том, что первый ответственный редактор каким-то чудом умел достать для коллектива в голодном Смоленске… селедку! Лакомство, надо заметить, неслыханное и не каждый день вкушаемое в те годы. "Ну, если Родион Константинович притащил селедку, значит, будет большая работа!" — смеялись сотрудники, ценя его распорядительность и заботу. Так он старался поддержать на плаву редакцию.

Рукой самого Родиона Константиновича записано:

"Первый редактор "Красноармейской правды" был "осколком старого мира", как говорилось в революционную пору. Родился 23 ноября 1893 года в деревне Новины Воложинского района, белорус. Окончил Минское реальное училище, после чего стал студентом политехнического института в Петрограде. Знал русский, белорусский, украинский, французский и немецкий языки.

22 июня 1914 года ушел на фронт добровольцем. Воевал рядовым в армии генерала А. Самсонова. Но уже через два месяца был ранен и попал в плен. 18 месяцев работал на германской фабрике в качестве военнопленного.

20 декабря 1918 года Родион Шукевич-Третьяков вернулся из Германии, вел партийную работу в Белоруссии в качестве агента 1 го разряда Чрезкомбеда, не состоя официально в партии. С апреля 1919 го он агент 1 го разряда Литовско-Белорусской армии. В том же году он стал членом РКП(б) (членская книжка № 68)"
и возглавил Слуцкое бюро народных судей. В октябре 1919 года его избрали в Смоленске в бюро коммунистов фронта.

Два года Родион Шукевич-Третьяков работал редактором газеты 16-й армии, но в мае 1921 года газета закрылась в связи с расформированием армии. Позже его назначили ответственным редактором "Красноармейской правды".
Руководил газетой Родион Константинович Шукевич-Третьяков недолго — всего несколько месяцев. Но импульс, который он дал редакции, позволил "Красноармейской правде" развиваться дальше. Ее полюбили красноармейцы и командиры. Большим достоинством газеты являлось то, что она имела тесную связь с красноармейской массой. Авторами были простые бойцы — военкоры. Они писали об армейских буднях, делились успехами в боевой и политической подготовке. Материалы в газете помещались интересные и злободневные.

Впрочем, история с редакторством Шукевича-Третьякова носила на себе и отпечаток трагедии. И вот почему…
В июле 1921 года на четвертой странице "Красноармейки" (№ 34), в рубрике "Красноармейское творчество" появляется стихотворение, не разбитое на строфы и не имеющее названия. Стихотворение интересное, в какой-то мере даже безупречное. Но главное — в тексте заключалась трагическая тайна, которая повлияла на всю дальнейшую судьбу главного редактора газеты.

Дома, все фабрики, заводы
Объемлет пламень трудовой,
Людей потоки — скороходы
Осветит всполох заревой.
И будет молот бить удары,
Как песни свежих братских сил,
Огонь сожмет стальные свары,
Меха раздуют страсть горнил.
Машин колеса метким взмахом
Укажут даль блестящих рельс,
Над отвердевшим старым прахом
Из тучных зыбей встанет лес.
Сверлит резец изгибы стали,
Текут приводные ремни,
Огонь бурлит, мы не устали,
Взвихрим трудом мы наши дни.

Пафосное, в духе времени и на первый взгляд ничем не примечательное стихотворение было написано акростихом. Первые буквы при чтении сверху вниз гласят "Долой коммунистов". Замечу, что авторство стихотворения так и не установили. Подписано в газете оно было псевдонимом А. Игнатович, боец 5-го бронеотряда.

Спохватились в этот же день. Почти сразу после выхода газеты из печати ее редактор Р. Шукевич-Третьяков пишет в особый отдел Западного фронта записку:

"30 июля 1921 г. В особый отдел Запфронта.
В сегодняшнем № "Кр. правды" мной помещено прилагаемое стихотворение Игнатовича, первые буквы которого (читая сверху вниз) гласят: долой коммунистов. К сожалению, это замечено мной слишком поздно. Прошу произвести расследование, имеется ли в роте бронезапа Игнатович (а если есть, то иметь его в виду). Если же такового нет, то я приписываю авторство письма хорошему поэту-анархисту Тарарину. Стихотворение занесено в редакцию во время моего отсутствия и оставлено на столе у секретаря. Шукевич-Третьяков".

Надо подчеркнуть еще одну существенную и важную деталь — официальная должность Р. Шукевича-Третьякова в политическом управлении Западного фронта (ПУЗАП) — редактор газеты "Красноармейская правда" и военный цензор печати! Через три дня Р. Шукевич-Третьякова вызвали в секретное отделение Смоленской губернской чрезвычайной комиссии, где он допрашивается уже в качестве обвиняемого.

Особый отдел Западного фронта немедленно принял меры по обнаружению, изъятию и уничтожению № 34 "Красноармейской правды" с крамольным антикоммунистическим стихотворением. А также поиску автора. Письменное циркулярное указание по этому поводу было разослано в начале августа. И вот уже в обратном направлении начинают поступать сводки и доклады, донесения и отчеты о выполнении распоряжения по поиску газеты.

Однако уже 9 сентября в № 68 газеты на второй странице появляется стихотворение "Наши лозунги".

Бей, товарищ, тревогу,
Если враг у границы!
Истине шире дорогу —
Жизни свободной зарнице!
Искрами черных заводов
Дней наших темень изгложем!
Осенью этого года
Волге и Каме поможем!

Тоже акростих. 

Несмотря на то, что второе стихотворение подписано псевдонимом А. Канашкин, оно похоже по стилю и ритмике на первое.

Снова рассылаются циркулярные указания изъять газету.

На этот раз было принято решение об аресте главного редактора. В его отношении было возбуждено уголовное дело № 4847.
9 сентября 1921 года заместитель начальника особого отдела Западного фронта подписал ордер № 316 на арест Р. Шукевича-Третьякова и проведение обыска в его квартире. Мерой пресечения избрали содержание под стражей при гарнизонной гауптвахте.

Однако друзья и коллеги Шукевича-Третьякова, а также коммунистическая ячейка политического управления Западного фронта уже через двое суток после ареста редактора письменно ходатайствуют перед особым отделом фронта об освобождении коллеги из-под ареста. 

Удивительно, но на следующий день редактор "Красноармейской правды" был освобожден, о чем также было вынесено соответствующее постановление.

В этом деле повезло не только Р. Шукевичу-Третьякову. .несмотря на все предпринятые меры ни Игнатовича ни Канашкина найти не удалось. Подозрение в причастности к антибольшевистским стихам пало на молодого смоленского поэта Федора Лобачева, студента Смоленского университета. Его стихи были схожи с опубликованными.

13 февраля 1922 г. Ф. Лобачев был заключен под стражу в караульное помещение при комендатуре особого отдела Западного фронта, где и пребывал под арестом 11 суток. 24 февраля его освободили под подписку о невыезде из Смоленска.

Уголовное дело прекратили только в конце июня 1922 года, почти через год после опубликованного стихотворения А. Игнатовича. После этой печальной истории Шукевич-Третьяков больше не мог работать главным редактором "Красноармейской правды".

В 1922–1924 годах он числился в главном управлении политико-просветительной работы, был председателем главного управления по делам литературы и искусства Наркомпроса БССР, секретарем Минского уездного комитета КП(б)Б.
Родион Константинович страстно увлекался шахматами. Участвовал он даже в работе 1 го съезда шахматного союза СССР, проходившего в Петрограде в июле 1923 года. По окончании обсуждения устава союза были произведены выборы нового правления, в состав которого вошел и сам Шукевич-Третьяков, делегированный от Минска.

С 1924 года он стал редактором газеты "Беларуская вёска".

1 июля 1929 года создана и начала издаваться газета "На варце" как орган политуправления Белорусского военного округа. Редактором был назначен Шукевич-Третьяков.

В 1931–1936 годах Родион Константинович работал научным сотрудником Института философии, был заведующим массовым сектором БелАН.

Последнее место работы — методист шахматного клуба Комитета по делам физкультуры и спорта при СНК БССР.

…На рубеже 1920–1930 х годов в БССР НКВД сфабриковал дело "Союза освобождения Белоруссии". Весной — летом 1930 года в рамках этого дела была арестована большая группа сотрудников Наркомзема, Наркомпроса, деятелей науки и культуры. Только в белорусской Академии наук арестовали более 30 человек.

В печати развернулась истерическая кампания против так называемых национал-демократов. В это время Родиону Шукевичу-Третьякову. припомнили те злосчастные стишки…

Любил Родион Константинович шахматы, знал толк в изощренной игре, но переиграть товарищей с Лубянки не смог. Да и играли в НКВД по своим, особым правилам. Как, впрочем, и всегда, заставляя честных людей участвовать в смертельной схватке без надежды на выигрыш.

…В октябре 1935 года Шукевич-Третьяков был исключен из рядов КП(б)Б. Агония неизвестности была долгой. Его арестовали только 17 августа 1938-го. Следствие длилось несколько месяцев. Особым совещанием от 9 февраля 1940 го Родион Константинович был осужден по двум статьям — 72-й и 76-й УК БССР как член националистической организации. Приговор звучал для того времени весьма мягко: 5 лет исправительно-трудовых лагерей.

Наказание свое отбывал в Севвостлаге. Умер Родион Константинович 10 февраля 1942 года. Реабилитирован 2 февраля 1956 года судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда БССР.

До самого своего ареста Родион Константинович Шукевич-Третьяков проживал в Минске на улице Советской в доме № 104.

Такова печальная история удивительного человека — первого главного редактора "Красноармейской правды".

Так выглядел процесс издания газеты в то время

Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года

Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года

Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года

Великая Отечественная глазами военкоров. Незадолго до 22 июня 1941 года



←Вопросы формирования общего образовательного пространства Беларуси и России будут обсуждены в Минске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика