Борьба за покупателя. Свободные цены обещают увеличить конкуренцию среди продавцов и уменьшить стоимость товаров

Источник материала:  
Борьба за покупателя.
Свободные цены обещают увеличить конкуренцию среди продавцов и уменьшить стоимость товаров

С марта большинство цен отпущено в свободное плавание. После принятия Директивы № 4 государство больше не ограничивает бизнес предельными индексами, не требует экономических обоснований цен на многие товары. Теперь каждый волен писать на ценнике ту сумму, за которую, он уверен, его товар купят. Чего ждать от этого обычным покупателям? Корреспондент “НГ” отправилась искать ответ на этот вопрос в магазины.

Кто меньше?

“Торговля однозначно наценку повышать не будет, — убеждает меня начальник управления розничной торговли компании ИП “БелВиллесден” (сеть магазинов “Гиппо”) Павел Олейников. — Однако если на товар невозможно дать низкую цену, ее не будет”. Прогулявшись по торговому залу столичного гипермаркета “Гиппо”, послушав покупателей, убедилась, что на отдельные продукты цены не стоят на месте.“Еще неделю назад корм для своей кошки я здесь покупала примерно за 5200 рублей за банку, а сегодня смотрю — он уже 6200, — жаловалась пожилая женщина своей приятельнице, ожидая очереди в кассу. “А я заметила, что бананы стали рублей на 300 дороже, а мандарины, наоборот, подешевели”, — вторила ей подруга.Очевидно, что тема цен в последнее время стала одной из самой обсуждаемых. В отделе, где продается кофе и чай, я стала свидетельницей телефонного разговора молодой девушки. “Мама, ты не помнишь, сколько в нашем магазине стоит маленькая банка “Нескафе”? — обращалась она к голосу в телефонной трубке. — 7400? А здесь 7 тысяч. Брать?” Видимо, правы были те директора магазинов, которые говорили, что стоит им хоть немного поднять торговую наценку, как потребитель сразу же узнает, где дешевле, и уйдет к конкуренту.“Многие продукты мы продаем с наценкой 1—2 процента, например мясо, овощи и фрукты, — говорит Павел Олейников. — Ничего иного не остается, если их не берут. Ту же картошку мы около года продавали себе в минус. Те предельные цены, которые Мингорисполком установил на овощи, оказались ниже рыночных. А превышать их мы не имеем права”.По словам специалиста, часто изменение ценника в магазинах связано не с накрутками торговли, а с повышением цен на товар поставщиком или производителем. На стоимости импортных товаров отражается изменение курса валют, как это, к примеру, произошло с кормом для животных.

На равных

Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства, владелец сети объектов торговли и общественного питания Виктор Маргелов уверен, что вопрос цены зависит от конкуренции: чем она выше, тем ниже цены. И тем меньше шансов, что крупные торговые сети начнут договариваться между собой, чтобы одновременно удерживать цены на высоком уровне. Как считает эксперт, цены должно регулировать не государство, а рынок. Либерализация привлечет в сферу торговли новых продавцов, а значит, конкуренция между ними в ближайшее время будет только усиливаться.С другой стороны, по мнению специалистов Минторга, у торговли теперь появляется возможность для маневра. Продавцы смогут менять торговые надбавки в зависимости от того, какая ситуация складывается на рынке. К примеру, на востребованный новый товар цену можно поднять, а на залежалый снизить. В результате покупатели останутся только в выигрыше.Виктор Маргелов отмечает, что директива хороша тем, что предполагает усиление конкуренции и создание равных возможностей для ведения бизнеса. “К примеру, в столице сейчас наблюдается монополизация торговли гипермаркетами. Каждый год открывается несколько новых, через пару лет их будет около двадцати. И покупатели туда идут, потому что альтернативы им практически нет, — считает он. — Но когда у покупателя нет выбора, обязательно снижается качество. А при свободном ценообразовании “гиперы” и вовсе приобретают мощнейшее оружие. Скажем, если в округе много магазинов, торгующих колбасами, гипермаркеты могут позволить себе снизить цены на колбасы ниже закупочных и в результате колбасные магазины попросту закроются”. Эксперт вспоминает, что когда во Франции в конце 60-х годов появился первый гипермаркет, там насчитывалось 600 тысяч различных магазинов. А спустя 20 лет их стало в восемь раз меньше. Это вынудило французов принять законодательство о демонополизации. В других странах также ограничивают и размер площади гипермаркетов, и их месторасположение, режим работы. По его мнению, гипермаркеты должны чувствовать конкуренцию со стороны супермаркетов и “магазинов у дома”. Это не даст им расслабиться. Но и тут крайности быть не должно — одна мелкорозничная торговля людей уже не накормит. Покупателю необходим хороший сервис, приемлемые цены и богатый выбор товаров.

Толчок для бизнеса

По данным Минторга, сейчас в Беларуси работает около 35 тысяч различных магазинов, каждый год их количество увеличивается примерно на две тысячи. И большая часть торговых точек относится как раз к категории “магазинов у дома”.У таких магазинчиков есть свои преимущества. По словам заместителя министра торговли Ирины Наркевич, предпринимателям проще быстро реагировать на происходящие изменения. К примеру, поменялась структура питания населения — и сразу же возникла необходимость в увеличении количества магазинов, торгующих продуктами для диетического питания и рыбой. Предприниматели быстро сориентировались: в позапрошлом году открылось более четырехсот магазинов и отделов по торговле рыбой, а в минувшем — более 1200. Та же картина с магазинами и отделами, специализирующимися на диетическом питании. В Минторге уверены, что либерализация сделает этот процесс более активным. И покупатель будет только в выигрыше.

На какие товары и услуги государство контролирует цены?

Продовольственные товары, в том числе картофель, фрукты, овощи. Отдельные товары для детей. Товары, на которые Минэкономики устанавливает фиксированные цены,  — это водка, сигареты, сахар песок. Услуги бань и душевых, ремонт обуви, а также ритуальные услуги в пределах похоронного минимума (цены регулируются облисполкомами и Мингорисполкомом).

КстатиДополнительные меры по либерализации ценообразования в Беларуси планируется принять в первом квартале текущего года. В частности, предусматривается существенно сократить перечень товаров и услуг, цены и тарифы на которые регулируются государством.  Эти и другие шаги предусмотрены Планом по реализации Директивы № 4. Данный документ, включающий более 130 пунктов, был утвержден совместным постановлением Совета Министров и Национального банка.

←Пространство новых возможностей. Интеграция Беларуси, Казахстана и России открывает перед тремя странами большие перспективы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика