На лицо ужасные, мягкие внутри. Почему на прилавках становится все больше страшных игрушек?

Источник материала:  
На лицо ужасные, мягкие внутри.
Почему на прилавках становится все больше страшных игрушек?

Сегодня поход за куклой может оказаться для ребенка серьезным испытанием силы воли. А параллельно — и экзаменом эстетического чувства. Среди всего пластмассового и плюшевого разнообразия порой встречаются совсем уж неприятные глазу экземпляры. Тем не менее производители и продавцы уверены, что и на безобразную игрушку найдется свой покупатель.

Смотришь на бешено популярных человека-насекомого (Спайдермена) и людоеда Шрека в любом, даже самом некачественном исполнении и невольно задаешься вопросом: не навредят ли монструозные “друзья” психике малышей?

Фейсконтроль для медвежат и зайчиков

Вместе с Советским Союзом канула в Лету и художественная комиссия Белкульторга. Вопросы эстетики игрушек остались на совести производителей. Уже никто не выдумывал новые модели — Запад поставлял их с лихвой. В начале 1990-х самыми популярными в детской среде в одночасье стали герои американских мультфильмов, комиксов — как симпатичной внешности, так и совсем непривлекательные. Дональды Даки и трансформеры made in China агрессивно вытесняли с прилавков наших искренне добрых Незнаек и Мальвин. Художественный подход к выпуску игрушек отошел в тень финансовой выгоды. В специализированных магазинах стало появляться все больше страшненьких кукол и зверят. Зачем изощряться, ведь даже откровенных уродцев из плюша никто продавать не запрещает! Или фейсконтроль для медвежат и зайчиков все же существует?Сегодня вопросами сертификации товаров для детских забав занимается Белорусский государственный институт метрологии. Каждая модель игрушки прежде чем оказаться в магазине или на рынке должна получить разрешение на продажу. При этом быть миловидной ей совсем не обязательно.— В первую очередь оцениваются физико-механические и гигиенические характеристики, — говорит Ирина ЗАХАРЕНКОВА, заместитель начальника отдела сертификации товаров народного потребления БелГИМа. — Это два главных критерия получения сертификата на товар. Внешний вид играет второстепенное значение. С точки зрения физико-механики в товаре не должно быть острых деталей, мелких частей (если он предназначен для детей до трех лет). В понятие гигиены входит отсутствие как резкого запаха, так и опасных химических элементов и соединений. Также существует критерий миграции вредных веществ в модельной среде. Дети часто тянут игрушки в рот, поэтому необходимо знать, как элементы материала, из которого сделаны погремушки-пупсики, реагируют на ферменты слюны. Создается подобная жидкость, и в ходе тестирования изучается, какие именно вещества переходят на молекулярном уровне из игрушки в жидкую среду и в каком количестве.Внешний вид тоже оценивается. Однако этот критерий совсем не обязателен для того, чтобы товар попал на прилавки. Даже если, скажем, плюшевые крокодильчики будут выглядеть совсем уж жутко, их проверят только на “физику и гигиену”, не более. Производитель сам решает, проходить ли “хищникам” экзамен на эстетичность или нет. — Насколько страшна или симпатична игрушка, решает психолого-педагогическая комиссия при Национальном институте образования, — рассказывает Ирина Викторовна, являющаяся помимо основной работы в БелГИМе одним из членов этой комиссии. — Производителю необходимо мнение экспертов НИО для того, чтобы Министерство образования поставило на товаре визу “рекомендовано”. Если игрушки не оказывают отрицательного влияния на психику, развивают интеллект — их закупают учреждения дошкольного образования. В данном случае внешний вид — один из ключевых факторов. К слову, в Беларуси сертификат психолого-педагогической комиссии получили не более 10 предприятий. Среди них нет ни одного зарубежного изготовителя.

“Забавные” монстры

Родителям, отдающим своих малышей в детский сад, беспокоиться не о чем — там их чада будут забавляться с эстетически выверенными куклами и зверюшками. А вот с чем будет играть ребенок дома, зависит только от самих мам и пап. Производители крутых монстров и роботов делают ставку на яркие цвета и “кричащий” дизайн — чтобы привлечь детское внимание. Стараясь угодить младшему поколению и покупая новых “забавных” чудовищ, родители могут воспитать в ребенке размытое чувство эстетики, а порой и враждебность. Страшные игрушки могут вызвать у дитяти разные чувства: от безразличия до откровенной агрессии, считает психолог Минского городского клинического детского психоневрологического диспансера Анна СИМОНЕНКО:— Для начала стоит определить, какие игрушки надо считать страшными. Можно выделить три группы: некачественные, “чудики” и пугающие герои. К первой категории относятся выполненные небрежно, будто с производственными дефектами, плюшевые и пластиковые “друзья” (кривой нос, косые глаза). Здоровый ребенок, не избалованный обилием игрушек, может этого и не заметить, в худшем случае он просто не будет с ней играть, очень быстро забудет про ее существование. Более взрослые дети сделают вывод, что одна и та же игрушка может выглядеть по-разному, и тем самым познакомятся с понятием “качество”. Страшными игрушками называют также всяких “чудиков” (Покемоны, Шрек и др.), которые изначально появляются в качестве героев мультфильмов и, лишь обретя популярность, производятся в качестве игрушек. Любой вымышленный образ, который не является реальным существом, вызывает вначале смешанные эмоции: кого-то может напугать, кого-то рассмешить. Но многое зависит от того, что вложил в него создатель, автор. Персонаж Валл-и (Wall-e) из одноименного мультика у того, кто не смотрел эту картину и купил игрушку, по меньшей мере не вызовет никакого интереса — робот квадратной формы с большими глазами и гусеницами вместо ног. Но автор мультфильма наделил персонажа (неживого, металлического) такими теплыми, человеческими качествами, что для любого ребенка, посмотревшего мультфильм, эта игрушка будет олицетворением добра.Самый непростой вопрос — насколько вредны для психического здоровья “страшные” герои: Человек-Паук, трансформеры, Бэтмен? Существуют игрушки, которые действительно провоцируют агрессию. Но есть и агрессивные по своей природе дети. Для таких ребят выбор игрушки — всего лишь отражение их личностных особенностей. Нас почему-то не пугают народные Кикимора и Баба-Яга. Со времен тех сказок в эмоциональном плане ничего не изменилось: есть игрушки-добро и есть те, что символизируют зло. Меняется лишь форма: забавные гномики превратились в роботов, а вместо привычных зверюшек — “чудики”. Эти преобразования связаны в целом с изменением нашей жизни, которая в век информационных технологий становится все более механистичной и все менее реальной. Вот что оказывает негативное влияние на психику ребенка, отдаляя его от природы и всего живого, делая его существом тревожным и зависимым. Или, наоборот, возвышая его над всем живым — что в любом случае вредит.

←Мужские грезы о... еде. Чем накормить своего единственного 23 февраля?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика