Тайны подвалов брестского вокзала

Источник материала:  
10.02.2011 14:03 — Новости Общества

Тайны подвалов брестского вокзала


Каждый день через Брестский железнодорожный вокзал проходят сотни людей. Кто-то спешит на поезд, кто-то отдыхает в зале ожидания. И практически никто не задумывается, что находится в исторически значимом месте. 

Когда-то здание вокзала было одним из самых красивых в Беларуси. Железнодорожный узел работал по шести направлениям: Москва, Киев, Брянск, Варшава, Высоко-Литовск. С вокзалом связано большое количество легенд. А особенно с его подвалами. Вместе с диггером Дмитрием Бородаченковым мы попробовали развеять некоторые мифы и добраться до истины.

Заговорили о подвалах во время Великой Отечественной войны. Ведь вокзал принял удар одним из первых. А в то страшное утро ничего не предвещало войны. Люди мирно сидели и ждали поездов, как вдруг послышался рев самолетов, выстрелы. Никто и не подозревал, что началась война, "священная война", которая продлится так долго.

Вспоминая о вокзале, нельзя не упомянуть о железнодорожниках, милиционерах, военных, находившихся там в трагическое утро 22 июня 1941 года. Они держали оборону в подвалах 9 дней. Тогда и появилась легенда о том, что защитники из подвальных окон расстреливали рискнувших подняться на платформу немцев. На самом деле это невозможно теоретически. Окна были встроены не в стену, а в поверхность перрона. Чтобы выстрелить, солдату как минимум нужно было высунуться из окна наполовину.

Сами же подвалы представляют собой запутанный лабиринт общей площадью 1 000 квадратных метров. Подвальные помещения располагаются с трех сторон здания: Граевской, Восточной и Московской. По словам Дмитрия, "со стороны привокзальной площади тянется узкий коридор, от которого в направлении реки Мухавец отходят две огромные трубы, диаметром почти в рост человека. Назначение труб неизвестно".

Он также добавил, что "есть сведения о маленькой подземной речушке, которая текла когда-то под вокзалом, а потом ее закрыли в трубу. Возможно, эти трубы являются частью плана по закрытию речки и недопущению затопления подвалов. Существует легенда, что в царские времена из подвалов был прорыт ход к Волынскому форту Брестской крепости. Один из старейших работников вокзала В. Финцклер рассказывал, что в 1944 году после освобождения Бреста от немцев и при разминировании города во время осмотра подвалов эти трубы уже никуда не вели, они были засыпаны буквально в десятке метров от входа. При спуске в подвал эти данные подтвердились".

Долго испытывали немцы защитников вокзала: травили газом, постоянно обстреливали. Но они мужественно переносили тяготы: закрывались влажными тряпками, которые смачивали в трубах котельной, чтобы не задохнуться. Чтобы немцы не подошли ближе, на входах командиры поставили бойцов. А командиров было трое: начальник линейного отряда милиции А. Воробьев, лейтенант Н. Шимченко и старшина П. Баснев. Только воевали они, к сожалению, не сообща, так как подвал на Восточной стороне разделялся на две части стеной. В стене был лаз, который защитники вокзала так и не нашли. Можно предположить, что если бы проход был найден и группы воссоединились, то и исход боя мог бы быть другим.

В послевоенное время подвалы практически не исследовались и не использовались. Некоторые и по сей день остаются затопленными.

Жаль, что сведений о подвалах вокзала мало. Но мы надеемся, что рано или поздно вся информация будет доступна и предоставлена всем желающим. И брестчане с гордостью будут рассказывать иностранцам историю обороны не только Брестской крепости, но и вокзала, который каждый день встречает множество гостей. 

←Оппозиционер Константин Жуковский жалуется в прокуратуру на КГБ

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика