Сколько ждать социальное такси? Этот вопрос в Гродно задают инвалиды-колясочники
Мечта у гродненца Алексея Савчука необычная: 27-летний парень всю свою сознательную жизнь живет желанием каждое утро спешить на работу. С диагнозом, по сути, не дающим права на это простое человеческое желание, Алексей родился. Будучи прикованным к инвалидному креслу, оставшись без родителей и родственников, он сделал, казалось бы, невозможное: окончил школу, поступил в вуз, прошел обучение на курсах, получил специальность оператора ПВМ. И уже буквально в шаге от того, к чему так стремился, столкнулся с проблемой, преодолеть которую ему одному не по силам.
Круг замкнулся
О том, что живет в Гродно человек такой необычайной воли, рассказала одна из его знакомых, позвонившая в корпункт редакции.— Не знаю, как получается, что отзывчивые люди находят меня. Я ведь практически не выхожу из квартиры, круг моего общения ограничен. Но если нужна помощь извне, она приходит, вот и сейчас кто-то позвонил в редакцию, — не скрывал своих чувств Алексей.Отца Алеша не знал. Когда умер брат и ушла из жизни мама, он остался в этом мире один как перст. Парню предложили оформиться в интернат. Но он предпочел заботиться о себе сам. И вот уже много лет находит силы не только для того, чтобы подняться утром с постели, но и идти по жизни вперед. Когда сбылась давняя мечта и он стал студентом юрфака, понял, что стремление адаптироваться в мире, не ограниченном стенами квартиры, реально.— Правда, обстоятельства сложились так, что я окончил пока три курса вуза, собираюсь, конечно, восстанавливаться. Но сейчас для меня главное получить специальность и трудоустроиться, — рассказывает Алексей.По направлению центра занятости как инвалид-колясочник он побывал в Минске на курсах при протезно-ортопедическом восстановительном центрe по обучению специальности оператор ПВМ со знанием компьютерной верстки, дизайна и графики. Прежде чем отправиться в столицу, получил необходимое заключение МРЭК. Учеба способному молодому человеку далась легко, однако получение заветной корочки, как оказалось, это лишь начало трудного пути.— Я уже обращался по поводу трудоустройства в ЧПТУП “Автомиг”, созданное при ОО “Белорусское общество инвалидов”. Директор Евгений Герасимов сказал, что мог бы взять меня на работу, но мне предстоит решить вопрос, как туда добираться. Для меня приемлем лишь один вариант — такси, да и то при условии, что таксист согласится помочь сложить коляску, сесть в машину и выйти из нее, — рассказал Алексей.Парень подсчитал, что за вычетом платы за такси он сможет заработать в месяц чуть больше сотни рублей.
Среда без барьеров
Набираю номера телефонов городских территориальных центров соцобслуживания населения, чтобы узнать, есть ли в Гродно, как в столице, социальное такси. Ответ категоричный: нет. При этом сотрудники центров не скрывают, что подобный звонок не первый.Звоню председателю Гродненской областной организации ОО “Белорусское общество инвалидов”.— Мы еще в 2006 году поднимали перед властями этот насущный для инвалидов вопрос, но он так и повис в воздухе. И на следующий год включили его в план работы. Надеемся, что нас наконец поддержат, — вводит в курс дела Василий Лукашевич.Справедливости ради следует заметить, что городские власти тему безбарьерной среды, в частности, трудности передвижения инвалидов по городу, не замалчивают. Вот и недавно Гродно приобрел два десятка новых автобусов с откидными платформами. Только вот где и в какое время останавливаются такие автобусы, остается загадкой для инвалидов.— Логично было бы внести дополнение в расписание движения городского транспорта, как это делается в других странах, чтобы инвалид знал, к какому именно часу подойдет специальный транспорт. У нас пока даже такое элементарное правило не выполнено, — говорит на этот счет Василий Лукашевич.К слову, только инвалидов-колясочников в Гродно насчитывается 264. Большинство из них наверняка сталкиваются с проблемой передвижения по городу.После множества звонков в разные инстанции и разговоров по поводу социального такси в частности и безбарьерной среды в общем картина вырисовалась следующая. Программы по социальной адаптации инвалидов у нас, конечно, действуют. Но почему-то в определенном пункте они нередко дают сбой. Вот и Алексей Савчук прошел через МРЭК, получил образование по специальности, нашел работу и столкнулся с настоящим барьером. Неужели областному центру не по силам сдвинуть с места проблему социального такси, которое, к слову, уже курсирует в столице! Кто же должен довести этот процесс до логического завершения? Территориальные центры соцобслуживания населения, обладающие базой данных клиентов, которым необходима такая услуга, за ее решение браться не решаются: нужна машина, человек, занимающийся ее техобслуживанием, лицензия и т.д. Их руководители сходятся во мнении, что разумно было бы создать такое такси, скажем, при фирмах, уже занимающихся пассажирскими перевозками. Так почему бы, наконец, не выйти на них с взвешенным и просчитанным предложением?!— Я готов рассмотреть вопрос об открытии социального такси при нашем предприятии, тем более что мы уже имеем лицензию на автоперевозки. За дело можно взяться безотлагательно, если, конечно, городские власти окажут поддержку, к примеру решат вопрос с машиной, — так конкретно сказал на этот счет директор ЧПТУП “Автомиг” Евгений Герасимов.