Городок на всю жизнь
Городок на всю жизнь
Как развивать туризм? Четкого представления пока нет. Чтобы понять, где ключ к решению проблемы, за нее нужно браться не только чиновникам и бизнесменам, но и ученым. Таких специалистов, сведущих в туризме, пока немного. Один из них - Евгений Колендо, инженер градостроительной экологии и туризма Белорусского научно-исследовательского и проектного института градостроительства. Он уже несколько лет изучает малые города - а их в стране большинство. И именно там могут возникнуть новые центры притяжения гостей из-за рубежа. Но таковыми дано стать далеко не каждому поселению.
- Евгений, в чем вы видите потенциал малых городов для въездного туризма?
- В малых городах он завязан сейчас в основном на экскурсиях. Сюда приезжают в первую очередь, чтобы посмотреть архитектуру. Но это не единственное, чем можно завлечь путешественника. В местечках сохранился особый уклад жизни. А ведь туристу это и надо - почувствовать себя в другом мире, в другой цивилизации. Причем у каждого городка свое лицо. Большие областные центры, Гродно и Витебск, к примеру, между собой более похожи, чем Каменец и Мстиславль. Наши местечки довольно самодостаточны: они не отказываются от современных технологий, но уклад жизни все равно остается патриархальным. В Европе уже давно ученые пришли к выводу, что именно малые города остаются хранителями национальных традиций, духовной культуры.
- А какая в наших малых городах сохранилась аутентичная культура?
- Допустим, уцелели особенности местной диалектной речи. Жители более религиозны, чем в крупных городах: они чтят народные и церковные праздники, причем не только как красивые ритуалы, для них это - часть семейной культуры. Семьи там больше связаны между собой родственными узами, как говорится, все друг друга знают. Поэтому сохраняется естественное чувство общности между всеми жителями. Именно поэтому в таких местах существует особая городская среда не как фикция, а как реальность. Как раз для привлечения международных туристов это важно: им всегда хочется окунуться в новый быт и атмосферу.
- Неужели у нас еще есть такие города, в которых все друг друга знают?
- Более того, жители таких местечек гордятся, что они там живут. И ощущая связь со своим городом, инициируют любопытные туристические проекты, которые обычно охотно поддерживают местные власти. Так, в Поставах есть свой символ - Зюзя Поозерский. Это сказочный герой, вокруг образа которого создан большой экскурсионный маршрут. Зюзя - это тот же Дед Мороз, но с местным колоритом. И чтобы почувствовать этот колорит, в Поставы едут туристы как из других регионов страны, так и из-за рубежа.
- Меня только смущает, что этот Зюзя - "искусственный" герой. Он же придуман. А реальные традиции где-нибудь сохраняются?
- В Зельве недавно возродили Анненскую ярмарку. Это не просто базар. Это традиционный фест. К тому же в Зельве находится популярная как среди местных жителей, так и среди туристов рекреационная база - самое большое на Гродненщине водохранилище и дома отдыха.
- Но что может заставить туриста из Могилева, я уж не говорю из Парижа, ехать в западнобелорусское местечко?
- Сейчас очень популярны экскурсионные туры. Люди отправляются в путешествия по Беларуси не только на один день, а порой даже на целую неделю. Тех, кто хочет лучше узнать свою страну, предостаточно. Посмотрите: Новогрудский фест проводится один раз в два года, и его с нетерпением ждут тысячи человек. Рыцарские бои, ярмарка ремесленников - это ведь случается не в каждом городе. И именно это привлекает туристов. Потому что город, где есть замок или костел, ничего не представляет из себя, если в нем не происходит культурных событий.
- А если традиции не сохранились, откуда их взять?
- Хороший пример того, как рождаются идеи и возрождаются традиции, - это Мосар. Местный костел как памятник материальной культуры - не такой значимый. Но благодаря его бывшему настоятелю Юозасу Бульке храм стал центром культурной жизни округи. Священник разбил возле костела парк с диковинными растениями, что само по себе необычно. А дальше - больше: ему удалось объединить вокруг духовных ценностей местных жителей, победить алкоголизм в селе. Этот феномен привлекает сюда тысячи любопытных путешественников.
- Но Мосар - это не малый город, а деревня. Нетипичный случай. Между тем Ивье, известное как местечко с мусульманскими, иудейскими, христианскими святынями - Иерусалим в миниатюре, - несмотря на частые упоминания в прессе, так и не стало центром притяжения для туристов. Почему?
- Мосар как раз таки типичный пример того, как нужно развивать малые поселения. Здесь выработана схема, которую можно накладывать на малые города. А начинать нужно с идеи. Как в Поставах с Зюзей Поозерским. Но для того, чтобы появилась идея, нужна неравнодушная личность, как ксендз Булька. Вот таких-то энергичных людей как раз не хватает. Энтузиасты, теоретики есть всюду, а практики находятся не в каждом городке.
- Значит, все рассуждения о развитии малых городов так и останутся в теории? Туристический бум им не светит?
- Чтобы рассуждать о перспективах малых городов, нужно понять, что это за явление. В Дании малым городом считают поселение от 250 человек, в Японии - до 30 тысяч. В нашей стране с 2007-го по прошлый год действовала Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений. Так вот, согласно этому документу малое городское поселение должно насчитывать не более 20 тысяч человек. И сегодня из 207 городских поселений в Беларуси 168 (более 80 процентов) являются малыми. В них проживают около 1 миллиона 200 тысяч человек, что составляет чуть более 12 процентов всего населения страны. Абсолютное большинство малых городских поселений имеет население до 10 тысяч человек, из них более половины не достигает 5-тысячного рубежа. Я же думаю, что к малым городам стоит отнести все поселения, где проживают не более 50 тысяч человек. В качестве иллюстрации приведу пример Новогрудка, в котором живут 24 тысячи человек. Его культура и атмосфера - камерная. Но согласно нормативным документам Новогрудок необходимо рассматривать как средний город. Хотя очевидно, что он ближе по большинству своих признаков к Несвижу и Поставам, чем к Гродно или Гомелю. Но Несвиж еще малый город, а Новогрудок - средний. Парадокс...
- Но города, наверное, нельзя мерить только количеством населения. И разве развитие туризма возможно во всех почти 200 местечках страны? Все ли потянут?
- Таких городов-тягачей, которые могут стать (или уже стали) туристическими центрами, совсем немного. Если реально смотреть на ситуацию, то 5 - 10, не более. Но еще 20 - 30 местечек могут быть "подцентрами" туризма, городами-спутниками. Остальные, к сожалению, неперспективны - им нужно развивать не туризм, а другие отрасли. Хотя если даже в бесперспективном местечке появится харизматичная личность, которая сможет придумать интересный продукт, - все может резко измениться. Шанс есть у всех.
- Вы уже определили во время своих исследований список перспективных поселений?
- Они и так у всех на слуху: Мир, Несвиж, Браслав, Поставы, Логойск, Мстиславль, Туров, Заславль, Каменец, Пружаны, Шклов. Разница только в том, что в одном городе достаточно поставить кассу - и народ поедет. А в другом месте нужно еще реставрировать памятники архитектуры, развивать туристическую инфраструктуру.
- Хотя бы одна "касса" уже где-нибудь работает?
- В Мире. Это место не нуждается в дополнительной рекламе. Двое из троих иностранных туристов, которые посещают Беларусь, едут в Мир.
- Из-за замка?
- Да. Но и Мир не сразу получил пальму первенства. В него вложены большие деньги. Конфетку можно сделать из любого города. Но нужно это делать постепенно, двигаясь от городов, которые из себя уже что-то представляют.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ