Пойдем на мировую

Источник материала:  

Пойдем на мировую

Вместе со специалистами Белорусского бюро по транспортному страхованию мы проанализировали, как приживаются у нас последние страховые новации...

Пойдем на мировуюНа дорогах, как обычно, обилие глупых ДТП с незначительными последствиями вроде царапины на бампере. Разрулить такие дорожные конфликты без вмешательства инспекторов ДПС у водителей пока не получается. Хотя возможность при определенных условиях разъехаться с миром, не беспокоя ГАИ, появилась еще в июле прошлого года, когда вступили в силу изменения в законодательство. Почему автомобилисты не торопятся пользоваться шансом и заполнять так называемые европротоколы? Вместе со специалистами Белорусского бюро по транспортному страхованию (далее — Белорусское бюро) мы проанализировали, как приживаются у нас последние страховые новации.


С особой осторожностью


Статистика такова: на начало февраля по фактам ДТП, оформленных без вызова сотрудников ГАИ, в страховые организации обратились 668 потерпевших. Отсчет, напомним, ведется с 1 июля 2010–го, когда норма заработала. Если учесть, что только в Минске каждый день регистрируют в среднем 100 — 120 аварий с материальным ущербом, количество заполненных извещений о ДТП (тех самых европротоколов), весьма невелико. Или это поверхностный вывод?


— С нашей точки зрения, цифра говорит о том, что такой метод оформления ДТП, хотя и с особой осторожностью, но все же стал приживаться на практике, — считает генеральный директор Белорусского бюро Антон Авсейко. — Однако, поскольку с момента введения новации прошло не более полугода, утверждать, насколько прочно она укоренится, еще рано.


Хорошо. Тогда попытаемся выяснить, что же заставляет пока основную массу водителей после каждого дорожного «поцелуя» по старинке набирать номер 102. Эксперты констатируют: на то есть ряд объективных и субъективных причин.


Во–первых, дело в психологии. Все–таки каждая авария, даже с незначительными последствиями, это стресс, и принимать решения самостоятельно могут не все. Над водителями довлеет стереотип: попал в ДТП — тут же вызывай ГАИ.


Во–вторых, водители боятся допустить ошибку, оценивая ущерб, — а он по закону не должен превышать 200 евро. Кто–то не знает актуального ценника на лакокрасочные работы, кто–то не уверен, что в любимом авто нет внутренних повреждений, которые визуально часто и не определишь.


В–третьих, многие ездят по старым договорам «автогражданки», а новые условия распространяются лишь на те, которые составлены после 1 июля 2010–го.


В–четвертых, и это видно по сообщениям на интернет–форумах, некоторые водители четко не представляют, как нужно действовать после ДТП, каким образом заполнять бланки, где вообще их взять. Что тут сказать... Порядок заполнения подробно изложен на оборотной стороне бланка. Где взять извещения — тоже не проблема. По два экземпляра выдают при заключении «автогражданки», их можно также получить в страховых организациях, да и на АЗС бланки имеются.


Порядок действий


Несмотря на то что информации о технологии разъезда без ГАИ в газетах и журналах было вдоволь, проведем короткий ликбез еще раз. Для этого смоделируем ситуацию. Предположим, на проспекте Независимости столкнулись «Рено» и «Шевроле»: водитель «Рено» не держал дистанцию и зазевался. Что нужно делать?


Для начала участникам ДТП необходимо проверить, соблюдены ли все установленные законодательством условия, позволяющие им оформить аварию на месте (подробнее — см. «Справку «СБ»). Если все правильно, можно приступить к заполнению извещения, определив и указав в документе лицо, виновное в совершении ДТП и соответственно в причинении вреда. Важный нюанс: бланк должен быть оформлен участниками ДТП на месте совершения.


Что дальше? Установлено, что выплата страхового возмещения осуществляется потерпевшему в ДТП. В нашем примере это водитель «Шевроле». Прихватив заполненное извещение, он должен обратиться в страховую организацию с соответствующим заявлением. Выплата будет произведена в пределах 200 евро (в зависимости от характера и перечня повреждений) в течение пяти рабочих дней.


Впрочем, если у виновника ДТП, то есть у владельца «Рено», заключен договор комплексного внутреннего страхования (еще одна новация прошлого года), то и он вправе обратиться в свою страховую организацию. Об этом чуть позже.


Еще один распространенный вопрос: сколько раз в течение года можно заполнять европротокол? Законодательство это не ограничивает. Сколько раз в году встретили «день жестянщика», столько раз и оформляйтесь без ГАИ. Если, конечно, все условия соблюдены.


200 евро — не предел


Но откуда все же взялась цифра 200 евро? Отдельные автовладельцы предполагают, что «с потолка», и сетуют, дескать, сумма слишком маленькая.


Специалисты разъяснили: в основе установленной законом денежной планки лежат тщательные расчеты. Главный критерий — возможность участников ДТП самостоятельно и достаточно достоверно оценить характер и перечень видимых повреждений, причиненных автомобилю в аварии.


По данным УГАИ МВД, около 80% транспортных средств у нас — старше 8 лет, а средний возраст парка автомобилей в стране приближается к 10 годам. В этот сегмент входят машины, широко представленные на вторичном рынке, владельцы которых, как правило, знают цену на ремонт. Страховщики считают, что практически любой автомобилист может ориентировочно — до 200 евро — определить размер вреда, если, конечно, не требуются дополнительная разборка и диагностика.


— Например, для 10 — 15–летнего автомобиля 200 евро — это стоимость ремонта и окраски бампера плюс стоимость фары или цена ремонта с окраской двух дверей, — приводят пример в Белорусском бюро.


Также страховщики проанализировали, чем обычно заканчиваются аварии. По статистике последних лет, выплата страхового возмещения по «автогражданке» составляет в среднем 500 евро. «Компенсации» в размере до 200 евро составляют около 36% от всех произведенных выплат. Эту сумму решили на первом этапе и взять за основу. Пройдет время, практику нового метода оформления внимательно изучат и, возможно, рассмотрят вопрос об увеличении планки. Насколько? Об этом пока говорить рано.


Отпетые мошенники


До того как новация заработала, некоторые эксперты пророчили активизацию «автоподстав» и других форм мошенничества. Дескать, найдутся умельцы, которые воспользуются всеобщей страховой неграмотностью в своих целях. Вот и сейчас я нашел в сети несколько неоднозначных примеров.


— На Плеханова коснулся «Тойоты» бампером. Так ее водила заявил: ГАИ теперь вызывать нельзя, дай мне 200 евро — и по домам, — пишет минчанин в блоге. — Похоже на «развод».


Действительно «похоже» или у наших граждан, начитавшихся о своеволии автохулиганов в России, разыгралась фантазия?


— До настоящего времени документов, подтверждающих факты «автоподстав», в Белорусское бюро не поступало, — категоричен Антон Авсейко. — Действительно, в практике страхования известны факты мошенничества, однако они связаны в основном с добровольным страхованием «Каско».


А вот случаи, когда страховые компании отказывали участникам ДТП в выплатах, есть. К примеру, один из попавших в аварию автомобилистов долго уговаривал другого не вызывать ГАИ, потому что был лишен водительских прав. «Коллеге» по несчастью он, правда, об этом не сказал. Соврал, якобы просто забыл «корочку» дома. Тот поверил и в итоге остался с носом — в страховой компании обман быстро раскрыли.


В других случаях причиной отказа были неверные данные и даже неразборчивый почерк, которым заполняли бланк, — с исправленными по нескольку раз словами и т.п. В таких ситуациях страховщик имеет полное право отказать в выплате, поскольку установить истину проблематично. Впрочем, все эти проблемы организации решили самостоятельно и жалоб от потерпевших в Белорусское бюро не поступало.


Комплексный подход


С 1 июля заработала и другая новинка — у автомобилистов появилась возможность заключать договоры комплексного внутреннего страхования. Что это значит? В отличие от стандартной «автогражданки» застрахованной будет являться как гражданская ответственность страхователя, так и его транспортное средство. Проще говоря, будучи виновным в ДТП, водитель может не беспокоиться о возмещении убытков — за него это сделает страховая организация, которая возместит вред как пострадавшим по вине страхователя, так и ему самому — за поврежденный автомобиль.


По данным на 31 декабря прошлого года, заключено около 2,5 тысячи таких договоров. С одной стороны, специалисты отмечают положительную динамику. С другой — сетуют, что в основном новацией пользуются пока организации. Активность граждан достаточно низкая. И здесь есть объективные причины — автомобилисты пока не оценили возможности такого договора, владельцы новых авто предпочитают «Каско», да и отсутствие возможности платить за комплексный договор в два этапа тоже наверняка многих сдерживает.


— Вместе с тем мы считаем, что договор комплексного внутреннего страхования может быть востребован большинством страхователей, — резюмирует Антон Авсейко. — Для этого нужно время. В перспективе должен получить широкое распространение и новый для нас метод оформления ДТП. Ведь его преимущества очевидны! Он позволяет избежать бумажной волокиты и лишних формальностей, разрешить мелкие ДТП силами самих его участников, упрощает работу сотрудников ГАИ и в конечном итоге направлен на снижение количества пробок на дорогах. В странах Западной Европы ДТП, в которых нет пострадавших, уже давно оформляются их участниками без вызова полиции, куда водители лишь сообщают о происшествии по телефону — для регистрации.


Наверное, к такому когда–нибудь придем и мы. Только когда? И стоит ли спешить? Ведь чтобы отучить водителей даже после пустякового столкновения бросаться друг на друга с кулаками, потребовался не один год. Поэтапная перестройка на европейский формат наверняка займет еще больше времени. Собственно, это и будет одним из главнейших элементов культуры вождения, о которой у нас так любят говорить.


Справка «СБ»


Когда можно обойтись без ГАИ


1. В аварии должно быть не более двух транспортных средств.


2. Последствия ДТП должны быть незначительными — то есть когда вред не причинен здоровью людей.


3. У одного из участников аварии «автогражданка» должна быть заключена после 1 июля 2010 года.


4. Каждый из водителей обязан иметь при себе все необходимые документы: действующую страховку, водительское удостоверение соответствующей категории и т.д.


5. Ущерб от аварии должен составлять не более 200 евро. Больше этой суммы страховая компания вам все равно не выплатит.


6. К согласию не вызывать ГАИ должны прийти оба водителя. В том числе они не должны иметь претензий к друг другу (оба не пьяны, не находятся под действием наркотиков и т.п.).

 

«Есть вопрос»

Автор публикации: Николай КОЗЛОВИЧ

Фото: Александр РУЖЕЧКА

←Движение автобусов маршрута №41 изменяется с 7 февраля

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика