Пойманные сетью
Пойманные сетью
Продвинутые чада, осваивая виртуальные просторы, не только черпают из сети информацию для школьных докладов–рефератов. Любой поисковик выдаст массу ссылок на чаты и форумы, где пользователи от 6 до 16 проводят сотни часов. Чему же посвящен детский досуг онлайн?
«Прива, ребяты»
Регистрируюсь сразу на четырех чатах. Короткая «выжимка» самых информативных сообщений за день выглядит так (орфография сохранена). «Прива, ребяты, как делы»? «Скучна, и тебе превед». «Сестра бесит». «А што, тут все, кто прогуливает?» «Все пока. Пойду делать домашку!», «Ну ты понял, глупый урод!», «Сам урод, а я — болерина!», «Комп глючит», «Русичка — овца», «У меня шоколадка есть», «А у меня физру отменили». На одном чате играют в отгадывание слов, на другом — ссорятся, на третьем — девчонка, у которой застряла расческа в волосах, собирает советы сочувствующих. Ангелы, Дьяволицы, Мегамозги и Супермачо за день обменялись десятками междометий и смайликов, поругались, помирились и устроили несколько показательных истерик. В целом же разговоры беспредметные, в стиле «привет, как дела, пока», и чувствуется, что главное удовольствие от такого времяпрепровождения — не в беседах, а в самом присутствии в тусовке (впрочем, что греха таить, взрослые чаты тоже не отличаются содержательностью, такой уж формат). Это по большей части стихийная компания: сбежались — потрещали — разбежались. Тем не менее «ветераны» подростковых чатов имеют в своем «загашнике» по 5 — 7 тысяч часов онлайн! «Меня в один чат так затянуло! Через месяц токо отошел, когда копм сломался», — делится один пользователь «до 16». Чем же привлекательно такое общение? Не способно ли оно стать первой ступенькой к интернет–зависимости?
Комментарий психолога Минского клинического детского психоневрологического диспансера Анны Симоненко:
«Уже в младшем школьном возрасте дети тянутся друг к другу не только для того, чтобы вместе поиграть, но и чтобы пообщаться. Им становится интересно слушать друг друга, обмениваться информацией, сравнивать, оценивать, а для подростков общение со сверстниками становится приоритетнее всего. Таким образом они набирают опыт взаимодействия, «проигрывают» различные социальные роли, учатся дружить, любить и даже враждовать. Общение в чатах и на форумах — всего лишь дань моде, элемент подражания взрослым. Кроме того, детей оно привлекает возможностью в любое время с кем–нибудь поговорить, не выходя из дому, да и тем, что они могут примерить на себя различные роли. Что касается интернет–зависимости, то она связана не столько с сетевыми ресурсами самими по себе. Если имеется склонность к зависимому поведению и никто ей не противодействует, то зависимость развивается достаточно быстро. Первые симптомы — выраженная увлеченность, захваченность, которая в скором времени может привести к смене приоритетов и к явной фиксации только на этом виде деятельности. Попросту говоря, уже ничто так больше не радует чадо, как сидение за компьютером...»
Дорогие форумчане
«Как повезло нынешним подросткам, у них есть интернет! Если бы у меня в свое время были такие возможности для общения, думаю, я бы не считал школьные годы самыми кошмарными в своей жизни — ну не складывалось у меня взаимопонимания со сверстниками!» — говорит мой приятель, человек состоявшийся. И такого же мнения придерживаются посетители форумов «до 16». Вот как форумчане отвечают на вопрос «Что вас привело на сайт?»: «хотелось общаться», «побалдежничать, а не философствовать», «искал форум, в котором можно, не стесняясь ничего, делиться своими победами и неудачами», «скука». Как правило, у подрастающего поколения запрос в поисковике выглядит так: «Найти друзей». Возраст указывается разный, но посыл всегда одинаков: поиск понимающих и принимающих тебя. Среди обсуждаемых тем — не только обязательный набор «любимая группа, фильм, книга» и «как подружиться с родителями и не испортить себе нервы», но и «кто читал Библию», «где живет Дед Мороз», «что бы вы сделали, если бы наступил конец света». Естественно, есть место первому поцелую — «нам было по 13, и он внезапно чмокнул меня в уголок губ, промазал!» Сексу: «Интересно, как это, у кого он был, напишите». Изменам и просто переживаниям.
Интересны опросы — анонимность ответов гарантирует искренность: в борьбе шпилек с кедами побеждают с большим отрывом кеды, а в девичьих предпочтениях красивые и веселые мальчики оставляют позади умных и добрых. Среди актуальных — обсуждения интернет–провайдеров, как, куда и чем краситься и во что одеваться. И даже: «А ты бы хотела быть домохозяйкой?» Тем, кому любопытно: большинство ответило «нет»! В общем, хотите получше узнать современных детей — посещайте сайты, где они общаются!
Комментарий Анны Симоненко:
«Темы, волнующие подростков, немного меняются, идя в ногу со временем, но в целом большинство из них по своей сути остаются прежними. Впрочем, есть некоторые особенности, о которых нужно знать. Первое: ты не знаешь, кто на самом деле находится по ту сторону экрана и какие у него мотивы. Отсюда следует, что ты не можешь быть уверенным в правдивости того образа, который создает собеседник, зато и сам можешь быть кем угодно. Конечно, можно многое сказать о человеке, судя по тому, что и как он говорит, но ведь 80 процентов информации передается невербально, мимикой и жестами, и даже разнообразие смайликов не может отразить реальную эмоцию. Второе: виртуальное общение чаще всего со временем замещает реальное, которое столь важно для гармоничного развития. Считается, что в сети многие скромные и застенчивые тренируют свои коммуникативные навыки. Но, как показывает опыт работы, эти навыки чаще так и не используются в реальной жизни. Еще одна особенность — по интернету невозможно совершить реальный поступок, а если жизнь превращается в слова (пусть даже умные и добрые), она теряет не только реальные цвета, запахи, вкусы, но и одну из самых важных потребностей человека — потребность в действии. А любое действие связано с ответственностью. Общаясь же в чатах и на форумах, человек не отвечает ни за свои слова, ни за форму выражения своих мыслей».
Родительское око
Мамы и папы не всегда верно понимают место, которое занимает интернет в жизни их детей. Например, по данным компании Symantec, британские родители явно недооценивают количество времени, проводимого их чадами в сети — речь идет не о 18,8 часа онлайна в неделю, а о 43 с половиной часах! При этом, хотя 80 процентов взрослых считают, что знают, чем занимаются их отпрыски во «всемирной паутине», каждый третий подросток уверен, что те не имеют об этом ни малейшего понятия. У нас подобных исследований не проводилось — и очень жаль, потому что уже выросло поколение ребят–девчат, предпочитающих виртуальную реальность. Многие ли взрослые по примеру каждой второй европейской семьи устанавливают интернет–фильтры, чтобы оградить детей от не предназначенного для них контента? Многие ли хотя бы заговаривают об интернет–безопасности? А ведь существует ряд категорических «нельзя»!
Например, согласно правилам безопасности, разработанным в компании «Майкрософт», родители должны...
Знать, какими ресурсами пользуются дети, с кем общаются.
Поощрять использование модерируемых чатов и настаивать, чтобы подростки не общались ни с кем в приватном режиме.
Объяснить, чтобы ребенок никогда не выдавал своего адреса, номера телефона или другой личной информации при регистрации на сайтах, в личных профилях. Не соглашался на встречи в реале.
Договориться, чтобы он обязательно ставил в известность, если собирается что–то купить или продать в интернете.
Объяснить, что в виртуале нужно так же, как и в обычной жизни, уважать людей и отличать плохое от хорошего.
Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА