Китайцы уже возле Луны
Китайцы уже возле Луны
Первыми на Луне китайцам, понятно, уже не быть, но главными — вполне под силу... |
«Полет на Луну — вековая мечта китайского народа», — говорит космонавт Чжай Чжиган. Говорит спокойно и уверенно: в эту мечту верит и он сам, и его благодарная аудитория — студенты и молодые ученые, собравшиеся обсудить мировые и китайские перспективы в этой области.
Первыми на Луне китайцам, понятно, уже не быть, но главными — вполне под силу. Китайские программы космических исследований амбициозны и хорошо финансируются, и новость о том, что Соединенные Штаты свою лунную программу фактически свернули, сколь–нибудь «охлаждающего» эффекта на китайских ученых не произвела. Для них, как и для аудитории Чжай Чжигана, Луна — перспектива не отдаленная, а самая ближайшая.
Пока лунная программа Китая написана до 2020 года и характеризуется тремя словами: «облет — посадка — возвращение». Первый этап выполняется прямо сейчас: в 2007 — 2009 гг. на лунной орбите работал спутник «Чанъэ–1», благодаря которому ученые получили полную карту Луны, определили расположение некоторых минералов и камней. Сейчас на лунной орбите спутник «Чанъэ–2» — сделанные им фотографии высокого разрешения широкой общественности презентовал сам Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, что свидетельствует о том, как важна Луна для Китая — и с точки зрения науки, и для национального престижа. Кроме фотографий, спутник проведет ряд технических экспериментов для обеспечения мягкой посадки следующих спутников — «Чанъэ–3» и «Чанъэ–4» — и высадки луноходов, которые будут заниматься исследованием поверхности и геологической структуры Луны. Третий этап программы предусматривает запуск космического корабля, который доставит на Землю образцы лунного грунта.
Что будет после 2020 года? На этот счет есть несколько предположений — говорят о лунной базе и даже о высадке космонавтов. Но это, скорее, из области спекуляций. Руководитель представительства Роскосмоса в Китае Александр Родин настаивает: «Речь идет о лунной базе без участия человека. Такие концепции есть и в России, и в других странах. Будет создана полностью автоматизированная структура — несколько посадочных ступеней, несколько луноходов. Может быть, некий энергетический центр. Да, можно о ней говорить как о прообразе будущего пилотируемого освоения Луны, если оно наступит». Потому что, как говорят реалисты от космоса, практическая выгода от высадки человека на Луну «не просматривается», по крайней мере, в ближайшем будущем. Как среда обитания она пока не нужна даже перенаселенному Китаю. Есть, конечно, энергоноситель гелий–3 — о нем много говорят в последнее время, но технологии использования не отработаны, поэтому и о возможности его практического применения говорить рано.
Тем не менее главный инженер Китайской академии космических технологий Ван Яньцюань о высадке на Луну думает отнюдь не в предположительном плане. По его мнению, осуществить этот проект можно хоть сейчас — на основании уже существующих технологий (типа «Аполлон»), но добавляет, что для снижения рисков и повышения надежности необходимы все же новые системы доставки: «Нужна новая ракета–носитель. Это дороже, но надежнее и даже с финансовой точки зрения эффективнее».
Китайцы всерьез думают о Луне, и высадка туда — это не только вопрос новых технологий. Ведь «вековую мечту», о которой говорил Чжай Чжиган и которая с таким энтузиазмом принимается студенческой аудиторией, никто не отменял. Это, конечно, область эмоций, но эмоции, энтузиазм и вера в собственное превосходство (а она в Китае, несомненно, есть), как уже не раз доказывала история, — мощные стимулы для прогресса, в том числе и технического.
Соблазнительно сказать, что сегодня Поднебесная переживает возрождение интереса к космосу — соблазнительно, но некорректно: возрождать, по сути, нечего. Первый китайский космонавт (их еще часто называют тайкунавтами, от «тайкун» — Вселенная) Ян Ливэй совершил полет совсем недавно — в октябре 2003 года. После этого было еще два пилотируемых полета — в 2005 и 2008 годах. Чжай Чжиган стал первым китайцем, вышедшим в открытый космос. Сегодня в Поднебесной каждый космонавт — герой, а новость о том, что в отряд набрали женщин (одним из главных условий отбора было замужнее положение и наличие детей — кто знает, смогут ли они родить после?), почти все газеты напечатали на первых полосах. «Пропагандистская составляющая очень активна в Китае, — подтверждает мое наблюдение Александр Родин. — В прошлом году запустили спутник под названием «Надежда» — его создавали с участием школьников, студентов. Собственно, он и используется для развития интереса к космонавтике у молодежи. И это очень правильно, это действительно залог интереса, который будет у людей, у молодежи, которая придет. Престиж нации, он ведь определяется такими прорывами, которые значимы для человечества вообще. И полет в космос здесь — важнейшая составляющая».
Престиж нации — одна из главных причин, почему Китай предпочитает развивать свои космические программы самостоятельно. Плюс желание участвовать в международных проектах не в роли «младшего брата», а в качестве равноправного партнера. Пусть и на 40 лет позже, но Китай стал третьей страной в мире, способной самостоятельно отправить своего гражданина в космос. Сейчас здесь разрабатывается весь комплекс технологий — и средства доставки, и космические корабли. В ближайших планах — и собственная космическая станция: на следующий год запланирован запуск тяжелого корабля–носителя «Тяньгун–1», предназначенного как раз для создания такой станции.
Китай как будто демонстрирует мировому космическому клубу свои возможности и присматривается: какой будет реакция? На Всемирной лунной конференции, прошедшей в этом году в Пекине, председатель Европейского космического агентства Жан–Жак Дарден говорил о заинтересованности своего агентства в новых партнерах — Китае и Южной Корее.
Так что китайцы, развивая собственные технологии, добиваются своего — и вековую мечту своего народа о полете в космос осуществляют, и международное сообщество заставляют с собой считаться.
Фото автора.
Автор публикации: Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ