Необходимое уточнение

Источник материала:  

Необходимое уточнение

Недавно в Гомеле прошел необычный семинар. Представители наших министерств, а также зарубежные специалисты технического профиля говорили о возможностях спутниковой навигации в сельском хозяйстве. «Космические» технологии давно и успешно применяются в АПК многих стран. Схемы отработаны, полезного опыта хватает. В Гомеле в очередной раз рефреном звучала мысль: пора бы и нам оборудовать комбайны GPS–навигаторами...


Впоследствии каждый из чиновников, аграриев и ученых, с которыми я общался, убеждал меня в актуальности и полезности спутниковой навигации. Она проверена на чужих полях и ошибках, позволяет принципиально снизить затраты, повысить урожайность. Но у нас является все еще экзотикой. Почему?


Космический ресурс


О сеялках, управляемых из космоса, я еще в детстве читал в журнале «Наука и жизнь». Сегодня навигатор есть даже в мобильнике моего ребенка. Так уж получилось, что некоторые отрасли и предприятия модернизируются медленнее наших детей.


Чтобы добиться наконец эффективного использования «космического» ресурса, гомельский Центр научно–технической и деловой информации совместно с облисполкомом и постарались свести заинтересованные стороны.


Сегодня в нашем АПК применение спутниковой навигации практически исчерпывается функциями, которые не требуют сколь–нибудь масштабного переоборудования техники. Например, заурядный контроль за перемещениями машины или трактора и расходом топлива. Вообще–то установка навигатора в кабине колхозного ЗИЛа — не самый грандиозный технологический прорыв. Но эффект руководители хозяйств почувствовали сразу. В качестве примера мне привели сельхозпредприятие Гомельщины, где рейсы молоковоза сразу сократились на 7 километров. Оттого, мол, и невзлюбили эту штуковину некоторые водители и механизаторы. Почему–то портится она у них постоянно...


Но это лирика. На самом деле пространство для применения системы глобального позиционирования GPS в сельском хозяйстве несколько обширнее контроля за «левыми» поездками. И, по словам тех, кто уже пользуется, затраты окупаются за сезон–полтора.


Координаты на местности


Комплекс агротехнических действий, завязанных на спутниковой навигации, часто называют «точным земледелием». Подразумевается, что параметры каждой точки на электронной карте поля учтены и забиты в компьютер, — характеристики почвы, количество вносившихся ранее удобрений, урожайность в предыдущем сезоне... Спутники определяют положение комбайна (сеялки, разбрасывателя) на поле, бортовой компьютер командует: чего, куда, сколько... Звучит красиво. Еще бы выяснить, кому и чему он должен это скомандовать. Наличие «исполнительных агрегатов» — отдельный вопрос. О нем ниже.


Одна из возможностей спутниковой навигации — так называемое параллельное вождение. Автопилот ведет машину по оптимальной траектории с точностью до 2,5 сантиметра. Нет пропущенных участков, двойных прохождений. Рациональнее расходуются топливо, моторесурс, время. Только на химикатах, которые нынче дороги, сторонники «спутникового земледелия» сулят экономию около 20 процентов.


Кстати, прошлой весной в Гомельском районе попробовали пахать «по спутнику». Получили точность 15 сантиметров. После этих испытаний партия машин «Гомсельмаша», приспособленных под американские навигаторы, ушла на Алтай. От наших хозяйств заказов пока не поступало.


Вот что говорит директор ЦНТДИ Александр Старовойтов:


— Разрозненные элементы «точного земледелия» уже применяются в некоторых наших хозяйствах, в России, других странах СНГ. Но в том–то и дело, что наибольший эффект дало бы внедрение полного комплекса мероприятий. И с учетом имеющегося научно–технического потенциала Беларусь может стать в этом деле первой на постсоветском пространстве.


Клубок проблем


Судя по тому, что ситуация с внедрением спутниковой навигации развивается крайне медленно, что–то ей мешает. Возможно, то, что тема находится «на стыке отраслей и ведомств». А значит, требуется согласованность. В Гомеле были представлены 12 государственных организаций. В том числе Госкомитет по науке и технологиям, Национальная академия наук, Минсельхозпрод, Минпром, Госкомвоенпром, МВД, Министерство образования, Министерство по налогам и сборам... И все каким–то образом находятся между гипотетическими спутниками и комбайном в поле.


Александр Старовойтов не видит больших проблем в реализации «электронной» части задумки — эта сфера в стране достаточно развита. Сегодня одна из ключевых задач — создание «железа». У нас нет механизмов, которые будут реагировать на команды компьютера, — рассеивать удобрения в нужных дозах, правильно разбрасывать зерно, брать пробы почвы. Как вариант — покупка готового оборудования за границей. Впрочем, при наличии «Гомсельмаша» с его мощнейшим конструкторским бюро эта идея не выглядит заманчивой. Пока, по кулуарным отзывам знающих людей, ситуация пребывает на стадии взаимных предложений. Аграрии говорят: «Сначала сделайте — мы посмотрим». Промышленники отвечают: «Заказывайте — сделаем». У каждой стороны свой резон.


При этом конкретных цен пока никто не называет. Но заместитель председателя Гомельского облсельхозпрода Александр Гриньков настроен оптимистично:


— Сколько бы это ни стоило, по опыту других мы видим, что затраты окупаются за сезон–полтора. Будем внедрять.


И все же на практике многие агрономы, руководители сельхозпредприятий и чиновники довольно общо представляют себе механизмы «точного земледелия». В том числе оплаты навигационных услуг. Энтузиазма хозяйств в освоении космических технологий пока не замечено. Отчасти, может, и потому, что есть еще одна проблема, с которой придется столкнуться, — наличие специалистов, владеющих приемами «точного земледелия». Похоже, потребуются введение специального курса в профильных учебных заведениях, переподготовка кадров. Именно поэтому на семинар в Гомеле были приглашены представители Министерства образования.


А еще надо разобраться с электронными картами. Лично я по мере общения с представителями разных организаций так и не понял, существуют ли в природе карты на все поля и кому они принадлежат.


Участники гомельской конференции по пунктам изложили свои варианты выхода из организационно–технологического тупика: обучение, запуск пилотных проектов во всех областях, создание производителями сельхозтехники конструктивных возможностей для крепления GPS–устройств, разработка этих устройств. И пришли к выводу: чтобы увязать все между собой, нужна государственная программа.


Прямая речь


Михаил Шруб, руководитель крестьянского фермерского хозяйства:


— Считаю, что GPS–технологии в определенных условиях крайне необходимы. Я специально смотрел в Голландии, как это работает. Не исключено, что в ближайшем сезоне что–то уже опробуем. Но сначала надо считать, насколько эффективны и целесообразны будут эти затраты применительно к конкретным параметрам нашего хозяйства.


Фото автора.

←Верховный комиссар ООН призвала Минск освободить кандидатов в президенты и их сторонников

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика