За артиллеристов!

Источник материала:  

За артиллеристов!

О профессиональных военных праздниках

Военнослужащих мужчин — в погонах, в запасе, в отставке — принято чествовать главным образом 23 февраля. Как бы кто–то ни оспаривал значимость даты (о 8 Марта, кстати, тоже спорят), праздник считается всеобщим и фактически единственным мужским. Между тем военных специальностей немало: авиаторы, танкисты, моряки, связисты... Но их профессиональные праздники люди непосвященные обычно даже не замечают. В лучшем случае соберутся сослуживцы вечером за столом и отметят событие, так сказать, корпоративно, в узком кругу. День ракетных войск и артиллерии, который профессионалы празднуют 19 ноября, тоже заметят не все.


Кто–то даже скажет: за какие, вообще, доблести чествовать современных артиллеристов? Заслуги их героических предшественников, которые своим залпом положили начало знаменитой Сталинградской операции, к ним никакого отношения не имеют. Нынешние артиллеристы не воюют. Впрочем, авиаторы и танкисты тоже. Они практически ничем не рискуют. Служба в современной армии — та же работа. Какая тут доблесть! Но так можно и до того договориться, что военные люди вообще даром хлеб едят.


...Давненько дело было. Еще при СССР. К нашему столику в харьковском ресторане подсели два офицера, капитан и майор. Заказали блюда, спиртное — все как водится. Было любопытно наблюдать, как они поглядывали по сторонам, выбирая партнерш для танцев. Позже две дамы подсели к нашему столику. Знакомство завязалось, пошли разговоры: стало еще интереснее. Но тем удивительнее было то, что произошло потом.


Надо сказать, это был именно тот ресторан, в который свободные люди — военные и штатские, мужчины и женщины — приходили исключительно ради знакомства. В прямом, то есть в хорошем смысле. Но потом дамы встали, распрощались и ушли. Капитан с лейтенантом даже не сдвинулись со своих мест.


Пытаясь быть предельно деликатным, я поинтересовался, в чем дело. Впрочем, я тоже был в форме, друг для друга мы были свои, поэтому особой деликатности не требовалось. Офицеры ответили прямо. Служим, мол, там–то, при такой–то технике. Она кое–что излучает. Поэтому с женщинами мы общаемся только на танцплощадке. Домой даже не провожаем. Офицеры имели в петлицах артиллерийские значки — скрещенные пушки.


Такие же значки были на гимнастерке солдата, которого я однажды видел на полигоне. Вернее, на том, что осталось от гимнастерки и солдата. Тяжелый гусеничный тягач буксировал его самоходку. Буксирный трос толщиной с руку порвался и... хлестнул по тому месту, где из люка торчала бестолковая головушка механика–водителя...


Такие же значки, хотя и невидимые под комбинезонами, имел боевой расчет, заправлявший стратегическую ракету компонентами топлива. Она стояла в густом ночном лесу, на своем пусковом столе. Похожая на космическую: ярко освещенная, окруженная ярусами лесов для обслуживания. Бывало, что с этих ярусов нерасторопный солдат падал — на бетон. То была всего лишь боевая учеба, но компоненты — настоящие. Настолько ядовитые, что белочка замертво плюхалась с ветки, когда под ней лишь проезжала бочка с компонентом. Случалось, при заправке топливо проливалось. Бывало, что в нервной спешке кто–то из расчета срывал с головы противогаз — чтобы лучше видеть и работать — и вдыхал испарения. Там и тогда о здоровье не думали. Главное — приказ, выполнение боевой задачи. Пуск! Пусть и условный.


В честь праздника можно бы, конечно, припомнить события и повеселее. Артиллеристы умеют не только стрелять, но и хохмить — как известный персонаж из «Свадьбы в Малиновке». Но я намеренно выбрал случаи драматические. Чтобы хоть так, анонимно, отдать должное всем тем, кто попал в передряги и жестоко пострадал. Профессиональные военные праздники тем и отличаются от многих прочих, что существуют не только для живых и здоровых.


Мораль, надеюсь, ясна. Никто из участников описанных событий, которым я был невольным свидетелем и которые случились не сегодня, не воевал. Время было мирное, как и сейчас. Сегодня у наших солдат и офицеров, возможно, меньшие риски. Но они в любом случае несопоставимы с теми, которым подвержены (чаще по неосторожности и глупости) люди штатские. Тем более несопоставима ответственность. Присягнув, мужчина готов отдать за нас с вами жизнь.


Предлагаю не забывать это в те редкие дни, когда действующие и отставные авиаторы, танкисты, моряки отмечают свои скромные праздники. Но сегодня — за артиллеристов!

Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ

←РИА Новости разрешили открыть в Беларуси свой корреспондентский пункт

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика