Жизнь как чудо

Источник материала:  
Жизнь как чудо

«Православный социалист» Эмир КУСТУРИЦА рассказал о нонконформизме и влиянии русской литературы на его жизнь и творчество.

В белорусской столице режиссер уже бывал. В прошлый раз он приезжал в составе рок-группы The No Smoking Orchestra («Некурящий оркестр»). На этот раз цель приезда – международный кинофорум. Чем дышит сейчас Кустурица, что его волнует, а что, наоборот, смешит? У себя на родине он создал свой «город солнца», в котором люди живут натуральным хозяйством и наслаждаются всеми прелестями «сладкой диктатуры» – личным изобретением всемирно известного режиссера, который, несмотря на сербский паспорт, до сих пор называет себя югославом. А еще он вот-вот закончит фильм, посвященный Достоевскому. Человек-загадка и по совместительству человек-легенда рассказал корреспонденту «НГ» о наиболее важных аспектах своего нынешнего бытия.

О Минске:Я вдохновлен Минском. Город выглядит так, как я хотел бы, чтобы выглядели европейские города. Должен признать, что ваша страна очень аккуратно принимает капитализм. Мне нравится, что у вас есть определенное видение, отличное от других. Демократия в Беларуси не может быть такой, как демократия, к примеру, в Голландии. Маленькие славянские страны составляют большое славянское братство. У сербов и белорусов много хорошего, много общего. Так что считайте, что у вас на одного болельщика больше!

О личной деревне:Я авторитарен, но при этом социалист. В моей деревне я создал собственный городок из дерева. Здесь все симптомы античной Греции. Есть кинотеатр, церковь, магазин, баня, амфитеатр — все, что было в Греции. Мы живем натуральным хозяйством, ловим рыбу. В нашем городе нет кока-колы. Я — градоначальник. Нет выборов, нет демократии. Там все друг друга любят. Я называю это “сладкой диктатурой”. Я считаю, за такой формой правления будущее. Кто живет в моей деревне? В моей деревне живу я. А так граждане меняются. Шучу! Это огромная территория, на которой работает сто человек. Приезжают люди, делают фестивали, проводят семинары. Моя деревня — это социальная арена.

О Президенте Беларуси:Это была очень приятная встреча. Я помню Александра Лукашенко еще с тех времен, когда он поддержал наш народ во время бомбежек. Это была встреча с очень сильным человеком. Может, кому-то это и не нравится. Я признался, что мне импонирует оригинальность Беларуси. Я рассказал Президенту о некоторых экономических теориях для стран, которые переходят от социализма к капитализму. По одной из них, чем медленнее страна переходит из одного строя в другой, тем лучше. В Беларуси, насколько мне известно, дела обстоят именно так. Может, для вас это и не очень удобно, но я надеюсь, что вскоре все наладится.

О родине:Косово отобрали, но не навсегда. Они разрушили Югославию, но не навсегда. Надо верить, что некоторые вещи произойдут. Балканы — это драматическая территория. Один день в Белграде — это два года в Швейцарии. У нас много материала для фильмов и искусства в целом.

О вере:Мои убеждения левые, интернациональные, я верю в хорошего человека, в утопическую картину мира. Я идеалист и верю в мораль. Это противоположно тенденциям современного мира. Я православный социалист. Я не часто хожу на исповедь. Отношусь к Богу по-своему, сугубо индивидуально. А вот о мистических вещах думаю каждый день. Мое искусство — часть моей веры.

О национальной культуре:Мир очень быстро меняется. Японский философ Фукуяма около 20 лет назад писал про конец истории, который случится из-за большой информационной революции. Как только Фукуяма это произнес, начался кризис. Малые страны и малые народы стали поглощать... Корпоративный капитализм — это четыре фирмы, которые владеют миром: “Кока-Кола”, “МакДональдс” и другие. Именно про них говорил Фукуяма. Но идея различия, к счастью, вернулась, все вспомнили о защите национальных культур. Это в наших руках. В мире существуют две концепции на этот счет: старая европейская, по которой национальные культуры должны развиваться, и американский концепт, по которому культура не нужна. Что нам соответствует больше? Это очень важный вопрос. Каждый человек — это индивидуальность. Нельзя идентифицировать человека с небоскребом.

О свободе:Главное — духовность, а не деньги. Наше видение свободы должно быть основано на взглядах Бердяева, который сказал, что свобода — тяжела, а рабство — легко. Мы можем дружно стать любителями фильма “Аватар”, но зачем, если у нас есть “Андрей Рублев”?! Вопрос в том, какую часть нашей личности занимает “Аватар”, а какую “Андрей Рублев”. Что из этого поэма свободы?

О русской культуре:Я вырос на старых русских фильмах. У меня два любимых режиссера: Сергей Пудовкин, у которого я учился, и Довженко, у которого я выучил композицию фильма. Я научился понимать и передавать метафору. Этим искусство и отличается. Русские писатели — мои любимые. Я читаю все: от Лермонтова до Гоголя, от Лескова до Булгакова, великого Достоевского и Толстого... На основании этой литературы сложилось мое мировоззрение. Она меня воспитала. В конце концов я сам написал книгу. 15 дней назад была презентация. Я думаю, она будет переведена на русский язык.

←"Пакуль на вуліцы цёпла, кацельня будзе працаваць у рэжыме прапальвання"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика