Совсем другие очи

Источник материала:  


Перед выступлением ансамбля «Душа цыган», обещающего «развенчание всех стереотипов о цыганах», «БелГазета» составила список самых расхожих стереотипов об этом народе. Собранные таким образом стереотипы обозреватель отправилась опровергать или подтверждать 3 ноября в ДК Минского автозавода.


 СПРАВКА «БелГазеты».Ансамбль белорусской цыганской диаспоры «Душа цыган» репетирует и живет в Минске, но путешествует с концертами по Европе и России. Во время гастролей коллектив выступал вместе с такими звездами, как Gipsy Kings и Пако де Лусия, а также участвовал в съемках сериала «Кармелита» и фильма «Слон» Сергея Шнурова. В Беларуси устраивают большой концерт впервые. Художественный руководитель ансамбля - Алексей Марцынкевич.

(На фото: По случаю дня рождения руководителю ансамбля «Душа цыган» перепала стопка водки и, разумеется, традиционное разудалое «Пей до дна» )

«Цыган в зале не будет: они не ходят на концерты цыганских ансамблей». «Аншлаг!» - радостно восклицают цыганские мужчины в пиджаках, входя в зал. Цыганская музыка - не исключительно экспортный продукт: в зале, помимо белорусов, сидят строго и нарядно одетые цыганские семьи. Ведущий сначала поприветствовал зал на цыганском, потом - на белорусском. Белорусские цыгане, вопреки стереотипам, не разодеты в аляповатую рвань, они неотличимы от белорусской публики в плане дресс-кода. Цыганские девочки-подростки одеты по-молодежному - модная кожаная курточка до пояса, джинсы скинни, кеды с серебристыми полосками. Глаз тщетно пытался выловить в зале сцены в духе фильмов раннего Кустурицы - но нет, все тихо и прилично, культурные люди белорусской и цыганской национальностей пришли послушать музыку...

«Все цыганские концерты срываются в ресторанную свистопляску». «Душа цыган» не имеет ничего общего с развязными ресторанными ансамблями, явившимися будто с вокзала Жмеринки или корпоратива с Сердючкой. Скромный инструментарий (скрипка, аккордеон, три акустические гитары), великолепные вокалисты и вокалистки, искренняя, не «консерваторская», а интуитивная сыгранность. Гитаристы импровизируют, вокалистки выдают невероятные многоголосия, когда все поют хором, получается что-то в «песняровском» духе.

Принцип работы ансамбля прояснил председатель цыганской диаспоры Артур Гомонов, которого вызвали на сцену произнести речь. Артур вышел на сцену с маленьким внуком («Будущая правящая вертикаль цыганской диаспоры!»), поздравил руководителя ансамбля с днем рождения (на сцене откуда-то взялись стопка водки, подарки и хоровое разудалое «Пей до дна!») и рассказал об уникальности ансамбля «Душа цыган»: «Что мне в них нравится - это взаимозаменимость. Один вокалист мороженого, скажем, переел и охрип - его сольную песню без проблем исполнит другой! У одного гитариста с маникюром что-то не так - не проблема, другой сыграет как надо. На репетиции что-то не выходит - ай, ладно, на концерте получится. И получается!» «Мы не всегда попадаем в лад, зато это у нас живое! Не какая-нибудь фонограмма!» - подтвердили музыканты.

Опровергли «ресторанный» миф артисты и небольшим религиозным моментом. Перед исполнением песен «Псалом» и «Молитва» руководитель ансамбля отметил, что цыгане «как и белорусы, православный народ» и молятся «за нашу Беларусь, чтобы она жила и процветала». Под аккомпанемент дудука прозвучала знаменитая цыганская легенда о кузнеце-цыгане, которому римляне приказали ковать гвозди для распятия Христа и который спрятал (украл) один из гвоздей, чтобы облегчить страдания Иисуса. Из легенды был изъят сомнительный момент: Иисус якобы поэтому разрешил цыганам воровать. Без него легенда звучала благороднее.

Впрочем, без песни «Эх, раз, да еще раз, еще много-много раз» не обошлось. Ближе к финалу ансамбль устраивает небольшой балаганчик катарсиса ради, чтобы усталый рабочий зритель выходил из зала, будто со свадьбы брата: натанцевавшийся, со звонкой пустотой в голове.

«Цыгане будут петь «Очи чёрные». Звучали проникновенные вокальные номера на цыганском, инструментальные композиции. «Вы, видимо, все сидите и ждете, мол, сейчас они споют «Очи черные», - озвучил руководитель наши опасения. - К сожалению… мы споем. Только про совсем другие очи».

Цыганский ансамбль постоянно подчеркивал свою дружелюбность по отношению к белорусам: «Мы живем в одной стране! Вы поете наши песни, мы поем ваши. Только в своей интерпретации - это и есть смешение белорусской и цыганской культур». В качестве примера цыгане невероятными голосами вдруг грянули «Купалинку» на взрывной смеси цыганского и белорусского. Это был самый мощный момент шоу.

«Репертуар подобных ансамблей - песни из советских фильмов про цыган». Концерт строится по принципу «и нашим, и вашим»: ведь белорусы искренне надеются покручиниться под «мохнатого шмеля». «А сейчас мы исполним песню из кинофильма «Табор уходит в небо», - объявляет ведущий под овации зала. Впрочем, далее эта киномеханика не развивалась, разве что прозвучало несколько традиционных для русской культуры цыганских романсов: про любовь цыгана, про коня, про соловья, про ямщика и т.п.

«Цыгане крадут детей». Цыганские дети иногда бывают блондинами, поэтому часто кажется, что они краденые. Это не так. Яркий пример этого - приплясывавшая весь концерт на ступеньках юная красавица цыганка с дивной красоты белокурым младенцем. На особо проникновенной акустической композиции, где трио гитаристов состязалось в виртуозности, порой срываясь в натуральное фламенко, она не выдержала и, влекомая танцующим малюткой, помчалась с ним на сцену танцевать. Позже они убежали за кулисы. Считается ли, что девушка и дитя ушли за цыганами? Вряд ли.

«Цыганские женщины - самые красивые». Вокалистки и танцовщицы ансамбля действительно красивы и талантливы. Они же и являются героинями многих песен. «Обратите внимание, - говорит ведущий, - важная тема цыганских песен - женские страдания. Женихов не хватает. Бывает и так, что мужчина уехал и не вернулся, а цыганка осталась». Сольные номера девушек очень проникновенны. Когда они поют дуэтом «Верните молодость мою, я жизнь по-новому начну», белорусские женщины практически плачут.

«Цыгане гипнотизируют белорусов». Ансамбль постоянно повторял слово «гости»: «Сегодня вы наши гости - в нашем цыганском доме, в нашей большой цыганской семье. Но когда гости приходят к нам, они поют и танцуют вместе с нами!» Тем не менее не все прониклись харизмой цыган. «Я не понимаю, - жаловалась белорусская девушка подружке в холле дамской уборной. - Они говорят - где страшнее всего оказаться? В море! И песня про лодочку. Почему море - это самое страшное? Утренник какой-то, честное слово». На девушку не подействовали цыганские чары. На остальных подействовали, но на уровне музыки - интерес публики был искренним. В целом концерт оставил приятное впечатление, полное уважения к цыганской культуре и любопытства к ее музыкальным нюансам. В то же время большинство белорусских рок-фестивалей оставляют слушателя в гораздо более удручающем и депрессивном состоянии.
←Сильный характер слабого пола

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика