Дом без очереди

Источник материала:  

Дом без очереди

Дом без очередиПодробный репортаж о строительстве собственного дома выложил на суд общественности 24–летний научный сотрудник Анатолий из Ростова–на–Дону. Он пишет в интернете: «Этим летом, в то время как многие отдыхали на морях, задыхались от смога, страдали от засухи, митинговали, я строил дом, мой собственный дом. Построил его без всяких проектов и согласований и вообще в одиночку. Считаю, что уж лучше повкалывать три месяца, чем тридцать лет носить ошейник банковского кредита». Дом получился одноэтажный, но с мансардой, общей площадью 105 квадратных метров.


Наши спорщики моментально встали по разные стороны барьера: один считает, что подобное самодеятельное строительство — идеальный способ решения жилищной проблемы, другой полагает, что возвести целый дом — слишком сложная задача, чтобы решать ее кавалерийским наскоком. Вопрос действительно спорный, поэтому мы надеемся, что читательскую поддержку получит каждый из авторов «Спор–площадки». Ждем ваших откликов!


За


Сам себе не раб

 


Роман РУДЬ, уважающий рукастых и головастых:


Дом без очереди— Я поражен, Андрей. Смотрю на витрины газетных киосков и удивляюсь: почему со всех обложек на меня смотрят кривляющиеся, размалеванные «знаменитости», в жизни палец о палец не ударившие? Считаю, сегодня на первых страницах журналов должен быть он — скромный парень из Ростова–на–Дону, лично построивший себе дом. И на всех телеканалах брать интервью нужно не у дутых звезд, а у него — настоящего героя нашего времени. Человек не сидел сложа руки. Не ждал милости от природы, помощи от государства, подачек от родителей. Взял газету объявлений, нашел маленький участочек в 16 км от города, поехал и выстроил себе нормальное жилище. Залил фундамент, утеплил стены, поставил печку и электробойлер, теперь живет припеваючи и никаких морозов не боится.


Смачно, с оттяжкой ударил по губам всех нытиков, вопящих о том, что ни в жизнь не построить нынешней молодой семье собственное жилье. Никогда, горюют нытики, мы не будем жить в своей квартире. Суждено, мол, бесконечно мыкаться по углам, снимать плохонькие квартирки, жить под боком у родителей. Другой вариант — броситься в кредитную кабалу, годами выплачивать бешеные проценты, не позволяя себе ни нормального отдыха, ни даже приличной одежды. Горе–горюшко... Нахлебники или рабы ипотеки. Третьего пути никто не видит. Между тем молодой ростовчанин взял и доказал, что можно быть не рабом, а прорабом. Причем не кому–то, а самому себе.


Возможно, мой восторг вызван тем, что сам я не выполню операцию сложнее вкручивания лампочки или забивания гвоздя. Но, согласись, очень уж убедительно выглядит возможность решить жилищную проблему для многих семей.


Парень начал строить свой дом 5 июня, а уже 18 сентября переселился туда вместе с женой. Строил исключительно в выходные и после работы, никаких отпусков и отгулов. От устройства канализации до возведения стен обходился своими силами, только для устройства крыши привлекал помощника. В конце скрупулезно подсчитал, что использовал 19 инструментов, причем учел все — от лобзика и ведра до электродрели и строительного степлера. Заметь, он научный сотрудник, офисный работник, а не бригадир шабашников, съевший собаку на строительстве домов. Весь его опыт состоял из подростковых воспоминаний о том, как когда–то помогал родителям возводить сарай на даче. Проект рисовал сам, зимой, а к лету купил бетон и пиломатериал, взялся за молоток и ножовку... Самое главное — в итоге личный 6–комнатный дом обошелся ему всего в 16 тысяч долларов! Это при том, что средняя однокомнатная квартира в минской «хрущевке» стоила бы 50 — 60 тысяч.


Так чем не пример для множества молодых, полных сил отцов семейств, горько стонущих о якобы неразрешимой жилищной проблеме? Если бы не все, а хотя бы половина из них последовала тем же путем, у нас бы быстро забылись многолетние очереди на жилье. Огромная нагрузка свалилась бы с плеч не только этих семей, но также с государства, на чьем горбу сейчас висят эти молодые люди, упрямо ждущие чуть ли не бесплатных квартир...


Почему почти никто не решается купить рулон рубероида и машину досок? Неужели опасаются, что умений не хватит? Мне кажется, дело в другом: привыкли верить рекламным сказкам, что доверять можно только суперпрофессионалам. А эти байки сочиняют как раз маркетинговые отделы компаний, которым тоже хочется кушать. В результате люди опасаются самостоятельно менять даже перегоревшую лампочку в фаре автомобиля — едут на станцию техобслуживания. Раньше, помню, легко справлялись с засором канализации — нынче обязательно кличут сантехника. Скоро штаны погладить не сможем — станем вызывать профессиональную гладильщицу, а то током ударит или об утюг обожжемся.


Ростовчанин доказал, что это напрасные страхи.


А бездельникам, разумеется, обидно. Небось, слышат от жен недоуменный вопрос: «Почему человек сумел, а мы с тобой до сих пор живем у родителей?» Вот и злобствуют, предрекая стихийные катаклизмы, которые неминуемо снесут домишко. Показательно, что ни один из критиков не говорит, что имел неудачный опыт подобного строительства. Все ссылаются на какие–то бумажные выкладки, то есть ищут оправдания своему безделью. А наш герой сидит у печки за ноутбуком (да–да, интернет у него тоже есть) да посмеивается... Вот что он пишет: «Если бы я слушал советы — не видать бы мне дома как собственных ушей, потому что каждый же спец, лучше всех знает, как должно быть, при этом никто никогда ничего путного не построил. Если есть уверенность в своих силах — нужно брать и делать».


Возможно, его дом не переживет первую зиму. Тогда, мне кажется, Анатолий возьмется за мастерок еще раз, учтя прежние ошибки. Потом еще раз... В любом случае, что бы ни говорили, он уже выполнил одну из трех главных задач мужика — построил дом. Дело за сыном и деревом...


Против


Экспресс–метод «на любителя»

 


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, не доверяющий дилетантам:


Дом без очереди— А я бы, Роман, несколько подождал с раскруткой нового героя нашего времени! Перенес бы все восторженные интервью со строителем–любителем Анатолием на весну. Просто любопытно будет посмотреть, как переживут зиму эти скоровырубленные 105 квадратных метров. Выдержит ли деревянный дом Анатолия стужу, град, ураганный ветер и многие другие потенциальные напасти? Не покроются ли плесенью планы других энтузиастов самостроя?


Мне кажется, примеру ростовчанина в XXI веке может последовать только человек отчаявшийся. Безысходность толкает на амбразуру проблемы и заставляет совершать отчаянные поступки. Безумству храбрых поем мы песню, но слишком много недосказанности в этой истории... Вот ты описываешь процесс строительства. Занятно, поучительно, местами даже впечатляет, но когда смотришь на скромный дом и его убранство, осознаешь, что хотя все гениальное и просто, но далеко не все простое гениально.


Тебя наверняка, как и многих, берет сомнение, когда слышишь рекламные призывы «выучить английский за неделю» или «похудеть на 20 кг за месяц». Все эти экспресс–методики, как свидетельствует горький опыт многих, возжелавших получить все и сразу, ускоряют лишь процесс похудения «лоховских» кошельков. Быстро только кошки родятся! А если ты мечтаешь не о какой–то примитивной хибарке, лишь бы крыша была над головой, а о комфортабельном жилище — приготовься к штурму бюрократических крепостей, банковских бастионов и напряги не столько мускулы, сколько мозговые извилины в поисках самого главного фундамента любого здания — того, что «строится» из пачек купюр с водяными знаками. Согласен, это трудно, мы не буржуи. К тому же не хочется затягивать процесс лет на 20, как при развитом социализме. Но пусть вдохновляющим для тебя примером будет не подвиг самоучки из Ростова–на–Дону, а прекрасный вид на минские новостройки. Квартиры в микрорайонах ведь получают не Березовские с Абрамовичами — обычные наши семьи. Новоселы не корчат из себя Бэтменов от бетономешалки: просто берут ссуды, вступают в ЖСК, оплачивают кредиты и проценты. Становятся ли они рабами ипотеки и прочих хитрых банковских механизмов? Поищи–ка ответ на этот вопрос, когда видишь «несчастных» в супермаркетах, возведенных в тех же новых микрорайонах, или едешь вместе с ними в общем автопотоке, устремленном в центр города. Ну где тут рабски согбенные фигуры, униженно протянутые руки? Люди работают и зарабатывают, а потом возвращаются в свои расширенные «метры», наверняка чувствуя себя вполне независимыми. Причем многие даже в отдыхе приморском летом себе не отказывают, детей на ноги ставят, в платных вузах обучают. Разное, конечно, случается, не буду идеализировать ситуацию, но гораздо более несвободными, увы, становятся именно такие, как Анатолий.


Воспользуюсь твоей игрой слов. На мой взгляд, он не только прораб, но и раб — своего дома. «Первопроходец» гордится сжатыми сроками строительства. Срубил хату на скорую руку и теперь, боюсь, долгие годы будет ходить в заложниках собственных недоделок–переделок и прочих проблем. Ведь у спецов, присмотревшихся к истории Анатолия более въедливо, появилось множество вопросов — и по фундаменту, и по устойчивости, и по теплоизоляции, и по коммуникациям. Дело в очевидном: возводить дома должны суровые дядьки — с аттестатами строительной зрелости, а не просто «мужики с руками». Это тебе не лампочку вкрутить и не раковину прочистить! Безопасность, прочность, надежность — превыше бахвальства энергичного дилетанта.


Вообще–то у горожан, решивших поселиться вне зоны пафосных цен на недвижимость, мне кажется, есть выбор. К примеру, за те же деньги, которые потратил Анатолий, можно купить и установить на приобретенном загородном участке модульный домик — полностью доведенный до ума, даже с мебелью и сантехникой. Или просто подумать о переезде в деревню, ведь и пустующих домов, требующих ремонта, и строящихся для молодых специалистов коттеджей там хватает.


Возможно, в лице 24–летнего Анатолия Россия, да что там Россия — вся планета, обрела перспективного профи–универсала. Но есть и обратная сторона медали: научное учреждение, в котором он трудится, теряет молодого и явно неглупого спеца. Основная профессия сейчас наверняка ушла у него на второй план. И если за ростовским умельцем потянутся тысячи других размахивающих лопатами энтузиастов, мы получим целую армию одержимых своими «скворечниками» дилетантов. В поликлиниках, школах, НИИ, цехах постепенно опустеют многие рабочие места, а среди полей вырастут, теснясь, невзрачные скороспелые халупы, чем–то напоминающие печально знаменитые бразильские фавелы. Уверен: глядя на все это «торжество» самонадеянности и ветхости, ты и сам вслед за одним из скептиков пожелаешь хозяевам самостроев: «Удачи в ветреную погоду! Да минуют вас холодные зимы!»

Авторы публикации: Роман РУДЬ, Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ

←«Марк, я люблю цябе. Алег»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика