До последнего патрона…
Эхом из лихих 90-х прозвучал приговор Гродненского областного суда в отношении 36-летнего Андрея Булдакова, который в 1995 году охотился в Беларуси на… владельцев легковых автомобилей
Бывший спортсмен Булдаков с развалом Союза, как и многие молодые крепкие парни, с головой ушел в «бизнес», а точнее стал заниматься незарегистрированной индивидуально-предпринимательской деятельностью, специализируясь на доставке «бэушных» автомобилей из Западной Европы в Россию.
К концу лета 95-го стало ясно, что дело у Булдакова не пошло. Кредиторы все чаще стали напоминать о невозвращенных долгах, и он подумал, что на территории сопредельного государства можно поправить свои финансовые проблемы с помощью оружия. Будучи неплохо подготовленным физически и имея разряд по восточным единоборствам, Булдаков решил заняться охотой на здешних авторынках, где уже в то время шла бойкая торговля иномарками.
Гродно с его автомобильным рынком был Булдакову знаком как пограничный город на пути в Западную Европу, и он решил начать осуществлять свои планы именно оттуда. И вот, имея при себе самодельное огнестрельное оружие калибра 7,1 мм, Булдаков рано утром 6 августа 1995 года объявился на Гродненском авторынке, где встретился с местным «автогонщиком», жителем Скиделя Александром, который пригнал туда автомобиль своего товарища БМВ-318.
Представившись богатым покупателем с востока, не намеревающимся торговаться и тут же купить автомобиль, Булдаков уговорил продавца прокатиться с ним по окрестным дорогам с целью ознакомления с ходовыми качествами автомашины. Ничего не подозревая, продавец согласился… В результате обгоревший труп Александра с простреленной головой был обнаружен 5 дней спустя в районе деревни Головачи Гродненского района. Автомобиль БМВ так и не нашли, поскольку за это время он уже был вне зоны досягаемости местных правоохранителей. Преступление «зависло» в числе нераскрытых.
Окрыленный успехом, в начале декабря того же года, Булдаков с самодельным пистолетом снова приехал в Беларусь. На этот раз местом «охоты» был избран авторынок в Минске. Приглядев «свежую» «Ауди-80» на транзитных номерах, подошел к хозяину и предложил тот же вариант – продать, но сначала проверить ходовые качества. Но на этот раз гость неверно оценил физические данные продавца. Олег когда-то служил в десантных войсках и тоже был парень не робкого десятка. Проехав около двадцати километров в сторону Бреста, «покупатель» попросил дать возможность самому сесть за руль. Когда Олег уже присел на пассажирское место, Булдаков хладнокровно достал пистолет и потребовал ключи и документы. Продавец сделал вид, что сильно испугался и от испуга не может пошевелиться. На самом деле он готовился к отпору. Швырнув ключи в траву, Олег вступил в борьбу, стараясь выхватить пистолет, но Булдакову удалось направить ствол оружия в грудь очередной жертве и нажать курок. Однако выстрела не последовало, произошла осечка, и это спасло жизнь минчанина. Они стали драться. Но если у Булдакова в качестве награды за победу маячила всего лишь бэушная «Ауди», то у соперника – жизнь. И это придало Олегу сил. Поединок длился долго. Проезжавшие мимо автомашины поначалу останавливались, и водители призывали парней прекратить драку. В какой-то момент Олег даже решил призвать их на помощь, но Андрей выстрелил в воздух, пригрозив перестрелять тех, кто попробует вмешаться.
Это был последний патрон. Больше стрелять было нечем. Когда у обоих силы иссякли, борьба прекратилась. Осознав, что автомашиной на этот раз завладеть не удастся, Булдаков предложил Олегу молчать. Пояснил, что если дело дойдет до разбирательств в милиции, то он будет все отрицать и покажет, что это хозяин автомашины на него напал первым, полагая, что он имеет с собой крупную сумму денег. И пистолет принадлежит напавшему, а он, Булдаков, лишь защищался. Эти доводы Олега убедили, и он согласился. Решили разойтись с миром.
Такое «братание» потерпевшего со злоумышленником стоило жизни жителю Могилевской области Виктору, который 3 декабря 1995 года с утра на своей автомашине «Ауди-200» отвез супругу к торговому киоску на стадионе «Спартак», а сам заехал на злополучный авторынок, где встретился с тем же «покупателем» Булдаковым. Тот уже успел отдохнуть в гостинице, зарегистрировавшись по чужому паспорту. Эта встреча оказалась более удачной для преступника, и автомашина «Ауди-200» с белорусскими номерами через несколько дней появилась в городе Йошкар-Ола и была отдана за долги некоему Вадиму С. Бывший владелец «Ауди-200» остался лежать с простреленной головой в лесу у дороги Костюковичи—Могилев.
…Когда в феврале 1996 года Вадим попытался зарегистрировать автомашину в местной ГАИ, ему объявили, что иномарка находится в розыске. На вопрос Вадима «Как это все понимать?» Булдаков спокойно ответил, что это, наверное, в Москве на рынке, где он покупал «Ауди-200», что-то напутали, и попросил дать ему автомашину, чтобы поехать и все уладить. Вадим согласился, передав должнику ключи. Больше ни Булдакова, ни автомашины он не видел.
На след «охотника» из Йошкар-Олы правоохранительные органы Беларуси вышли в апреле 1996 года. Один из свидетелей, который в тот день был на авторынке в Могилеве вместе с Виктором опознал Булдакова по фотографии. Оба дела об убийствах, в Могилеве и в Гродно, были соединены в одно и направлены в Москву, однако там решили, что доказательств причастности Булдакова к убийствам недостаточно, и документы завернули обратно. Кропотливая работа по расследованию обоих тяжких преступлений шла и в Гродно, и в Могилеве, отрабатывались другие версии, однако все снова сходилось на Булдакове. Коллеги же из России по-прежнему стояли на своем – достаточных доказательств для ареста их соотечественника и предъявления ему обвинения в совершении двух умышленных убийств с применением оружия нет, и дело еще дважды возвращали в Генеральную прокуратуру Беларуси.
Булдаков решил больше не искушать судьбу и уехать за границу на ПМЖ, что и сделал, поскольку знал, что рано или поздно его причастность к убийствам и разбойным нападениям будет доказана. Не было для него секретом и то, что правоохранительными органами Беларуси он объявлен в международный розыск по линии Интерпола.
Поиски опасного преступника затянулись, и только спустя 13 лет Булдаков был задержан полицией Германии. 21 апреля 2009 года он был выдан белорусской стороне.
Немало пришлось потрудиться старшему следователю по важнейшим делам Генеральной прокуратуры Беларуси Петру Редько, чтобы доказательства особо тяжких преступлений, совершенных более 13 лет тому назад, представить суду.
Помогли и средства массовой информации. Именно с их помощью удалось найти Олега, который в декабре 1995-го, после смертельного поединка за жизнь, наконец, откликнулся. Удалось «разговорить» и свидетелей из числа кредиторов Булдакова, которым он кое-что рассказывал о своих похождениях в Беларуси.
На суде он все отрицал, ссылаясь на то, что прошло много времени, и ничего не помнит. Автомашины убитых людей, мол, приобретал на рынках у незнакомых лиц. На том стояли и адвокаты. Однако, основываясь на неоспоримых и процессуально правильно собранных в ходе предварительного следствия доказательствах, обвинению, в лице старшего прокурора области Виталия Рябова, удалось убедить суд в виновности пойманного «охотника» из Йошкар-Олы.
15 лет лишения свободы с конфискацией имущества — таков вердикт суда по одному из темных пятен лихих 90-х.
Вячеслав ИГНАТИК, старший помощник прокурора Гродненской области