Лягушка — тоже пешеход!
На 73-м километре трассы Минск — Гомель построят подземный переход для лягушек, жаб и тритонов. Он будет располагаться на участке массовой миграции земноводных протяженностью около 450 метров.
«Конструкция представляет собой восемь труб диаметром 80 см, расположенных на расстоянии 30 м друг от друга. Между трубами — специальная заградительная стенка, чтобы земноводные не могли попасть на проезжую часть», — пояснил агентству «Минск-Новости» главный инженер проектов «Белгипродора» Николай Кречетников.
Подобные конструкции есть в Польше, Венгрии, Германии и других европейских государствах. Во многих странах для сохранения биоразнообразия животного мира создаются целые комплексы подземных переходов и специальных мостовых сооружений для различных групп животных: земноводных, копытных, мелких млекопитающих. При этом на отдельных участках, где миграций много, такие переходы могут быть расположены на расстоянии от 1 до 15 км друг от друга.
Первый подземный переход для земноводных в нашей стране был построен четыре года назад в Березинском биосферном заповеднике на 122-м километре трассы Минск — Витебск. До появления подземного перехода на этом участке дороги под колесами автомобилей еженедельно во время весенней миграции гибло до 1,5 тыс. земноводных.
Вторая подобная конструкция появилась на участке автодороги Р-83 на территории Национального парка «Беловежская пуща» вблизи деревни Каменюки. Под дорогой, которую часто пересекают земноводные, сначала проложили три трубы. После того, как дорогу заасфальтировали, строители установили бордюры-направляющие высотой 30-40 см, чтобы лягушки не выходили на проезжую часть, а попадали в созданные для них подземные коридоры.
Старший научный сотрудник сектора мониторинга и кадастра животного мира Научно-практического центра по биоресурсам Национальной академии наук Руслан Новицкий отметил, что гибель лягушек значительно уменьшается со строительством перехода.
«Само собой, никто не предлагает строить персональные переходы для каждой амфибии. Речь идет о тех территориях, где это реально необходимо, — на пути их массовой миграции или на особо охраняемых природных территориях», — отметил Руслан Новицкий.
Кроме подземного перехода для лягушек при реконструкции трассы Минск — Гомель также будет создано несколько искусственных водоемов — для сохранения популяции находящегося под защитой Красной книги гребенчатого тритона. Новые водоемы заменят для тритонов те, которые окажутся на территории строительных работ.
Елена СПАСЮК