Знания берут и получают
11.10.2010
—
Новости Общества
Частная средняя школа не занимала и не занимает сколь-нибудь значительного сегмента в сфере национального образования. Число ее учащихся не превышает десятые доли процента от количества школьников страны.Однако именно это обстоятельство, а также достаточно закрытый характер частных школ порождают в общественном сознании мифы и домыслы о таких учебных заведениях.
Понятие "частная школа" означает негосударственное общеобразовательное учреждение, принадлежащее частным лицам или предприятиям, благотворительным, религиозным, просветительским организациям, фондам.
Данное определение подразумевает школы, финансово независимые от государства, образовательная деятельность которых финансируется из различных социальных источников. Это может быть родительская плата, спонсорская помощь, средства учредителей. Закон Республики Беларусь "Об образовании" в статье 15 установил статус частного школьного образования, определив его равные права с государственными школами.
Диктует экономика.
Первая частная школа в новейшей истории нашей страны появилась в августе 1991 года. Эта школа, которая называлась в то время "Лицей при ТПФ "МОКА", стала первой официально существующей не только в Беларуси, но и во всем СССР. Учредителями школы выступили супруги-коммерсанты Сергей и Ольга Мокины. Школа создавалась по концепции автора данной статьи, который стал первым ее директором (автор также работал директором лицея "Академический" экономико-правовой гимназии при Белорусском институте правоведения. - Прим. ред.).
Лицей был создан как учебное учреждение полного дня (как для учащихся, так и для учителей), с углубленным изучением иностранных языков, с дифференциацией и индивидуализацией обучения. Многие идеи концепции были разработаны с учетом опыта работы лучших американских и английских школ. В частности, были апробированы идеи работы учащихся по индивидуальным планам, нетрадиционная организация учебного процесса: интенсивного обучения (за один год ученики проходят два и несколько учебных классов), классы с разновозрастными группами обучения, где школьника переводят в другой класс в течение всего года в зависимости от его учебных показателей.
Однако, несмотря на положительные результаты, эта практика не получила дальнейшего развития. Основной причиной отказа от этих новаций стала их высокая экономическая затратность.
Педагоги подбирались на конкурсной основе. В большинстве своем это были "учителя-новаторы", которым стало тесно в рамках советской школы, преподаватели вузов и сотрудники БелНИИ образования.
Поскольку нормативно-правовая база по негосударственным учебным заведениям полностью отсутствовала, в своей деятельности школа опиралась на здравый смысл и модный в то время принцип "разрешено то, что не запрещено".
Финансирование школы осуществлялось в основном учредителями. Первыми учениками школы стали 14 детей: 6 первоклассников и 8 третьеклассников. В первый год существования школа размещалась в приспособленных помещениях окружного Дома офицеров. В течение года контингент увеличился, открылись еще два класса, но дальнейшему росту препятствовала нехватка площадей. В 1992/93 учебном году лицей переехал в арендованное помещение детского сада и в нем насчитывалось уже около 100 учащихся 1-9-х классов.
В том же году в поселке Крыжовка под Минском открылась гимназия пансионного типа "Альтасфера". Концепция этой школы-пансионата была разработана группой белорусских и российских педагогов во главе с кандидатом педагогических наук Н. Жариковым. На этапе становления определенную методическую и материальную помощь гимназии оказывал Фонд Сороса, что, безусловно, оказало влияние на идеологию данной школы.
Однако позднее, когда частные школы стали переходить на самоокупаемость, коммерциализация обучения предопределила их общие черты, характерные для всех коммерческих учебных заведений нашей страны, постепенно стирая первоначально существенные концептуальные различия.
Постсоветский колорит.
Для того чтобы понять особенности национальной частной школы, необходимо хотя бы обозначить ее основные отличия от аналогичных школ в европейских странах. На наш взгляд, наиболее заметными являются следующие.
1. Частные учебные заведения общего образования в Европе открываются и функционируют на основании законодательных актов, Конституций стран, предусматривающих право родителей на выбор школы для своих детей. По типам и формам эти школы весьма разнообразны: школы-
пансионаты, школы системы международного бакалавриата, профильные школы, экспериментальные (работающие по авторским методикам), с экстерным обучением, языковые, профессиональные, коррекционные и т. п. В Беларуси частные школы однотипны.
2. Разность в социальном статусе частных школ в Беларуси и странах ЕС. Обучение в большинстве частных школ Евросоюза является фундаментальной основой элитарного образования, гарантией будущего социального преуспевания выпускника школы. Частная школа в Беларуси в целом не имеет статуса элитарности и рассматривается как вариативная форма реализации общего образования, как поставщик качественных образовательных услуг.
3. В управлении европейской частной школой наблюдается заметная тенденция придания объектам образования статуса субъектов самоорганизующихся процессов. Это проявляется в изменении статуса "образовательное учреждение" (в данном определении подчеркивается зависимый характер школы от единственного учредителя) в сторону образовательной организации, имеющей "независимую" природу правовых и финансовых отношений с обществом и государством, развивающейся как автономная образовательная и некоммерческая организация.
Белорусские школы движутся в обратном направлении. Если в 90-е годы учредителями нередко выступали ООО или другие субъекты хозяйствования с групповой формой собственности, то в последние годы произошла перерегистрация учредителей в унитарные предприятия, собственниками которых является один человек. Поэтому даже наиболее успешные частные школы ("Альтернатива", "ЭКО-Л") не принадлежат к самоорганизуемому типу образовательных систем, а по многим признакам являются обычными коммерческими предприятиями.
Как для любого коммерческого предприятия, для такой школы главным условием существования становится извлечение прибыли.
Принципиально на разных основаниях выстраивается образовательная стратегия частных и государственных школ. Для белорусских частных школ характерна прежде всего инновационность в образовательной деятельности как показатель эффективности частного образования. Уже само преобразование образовательного процесса в предмет купли-продажи на рынке образовательных услуг является инновацией.
Государственная школа по своей природе более консервативна и инерционна, что обеспечивает эволюционное, поступательное развитие.
Кто не может любовь отличить от секса за деньги.
Следует заметить, что с развитием частнокапиталистических, рыночных отношений основная часть сферы деятельности учреждений образования стала называться рынком образовательных услуг. Однако превращение образования в услугу несет в себе серьезное противоречие.
Образование - это не просто передача определенных сведений, а воспитание ума, воли, чувств. Образование нельзя рассматривать только как услугу. Те, кто считает образование услугой, вряд ли смогут отличить любовь от секса за деньги.
Школу нельзя приравнивать к швейному ателье или химчистке. Образование остается базовой внеэкономической ценностью общества. Школьное образование в идеале должно приравниваться к государственной службе и расцениваться как долг и обязанность молодого поколения.
Образование - это не только ключевая педагогическая, но и базовая социальная категория. Приоритетом нашего образования всегда была трансляция культуры, в отличие, например, от американского, где главное - воспитание функционально грамотного гражданина. Не случайно США первыми стали в национальном масштабе применять тестирование.
В идеале наше образование - это не только и даже не столько обучение, сколько воспитание и развитие личности, способной к самообучению и саморазвитию, к нравственному, духовному и гражданскому выбору и ответственности за этот выбор, к осознанию национальной идентичности и глобальных проблем современности.
Вышеперечисленные категории не имеют рыночных котировок и вольно или невольно задвигаются на второй план работы частной школы. Содержание работы такой школы серьезно зависит от конъюнктуры рынка. Это приводит к тому, что в социуме частной школы преобладают те отношения, которые в данный момент сложились в обществе. То есть в частном образовании ослаблена функция инфраструктурного устремления в будущее.
Другой аспект этой проблемы: образование нельзя просто дать, его можно только взять, получить. Причем природа учебного труда такова, что без применения усилий он становится бессмысленным, его нельзя автоматизировать и разделить, как, например, в промышленном производстве для повышения производительности.
То есть нельзя одну часть учащихся обучать умножению, а другую - делению (разделение труда), нельзя учить пользоваться калькулятором, не выучив таблицы умножения, нельзя из процесса обучения исключить доказательства или ввести прямое копирование информации из Интернета (автоматизация).
Иными словами, учение всегда трудно и малоэффективно. При этом эффективность прямо пропорциональна мотивации. А мотивация зависит от разных факторов.
Тема учебной мотивации чрезвычайно многопланова и объемна. Но можно с уверенностью предположить, что при отсутствии конкурсного отбора в частные школы в целом учебная мотивация учащихся в них существенно ниже, чем в государственных гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов.
Это помогает понять, почему дети из частных школ часто не прилагают ожидаемых усилий в учебной работе. Хотя возможности получить и применить хорошее образование у них, как правило, шире, чем у учеников государственных школ. В связи с этим в частных школах цели, методики и технологии обучения, пути интенсификации, продолжительности учебного труда имеют свои особенности.
То есть учат в частной школе несколько иначе, чем в государственной.
Понятие "частная школа" означает негосударственное общеобразовательное учреждение, принадлежащее частным лицам или предприятиям, благотворительным, религиозным, просветительским организациям, фондам.
Данное определение подразумевает школы, финансово независимые от государства, образовательная деятельность которых финансируется из различных социальных источников. Это может быть родительская плата, спонсорская помощь, средства учредителей. Закон Республики Беларусь "Об образовании" в статье 15 установил статус частного школьного образования, определив его равные права с государственными школами.
Диктует экономика.
Первая частная школа в новейшей истории нашей страны появилась в августе 1991 года. Эта школа, которая называлась в то время "Лицей при ТПФ "МОКА", стала первой официально существующей не только в Беларуси, но и во всем СССР. Учредителями школы выступили супруги-коммерсанты Сергей и Ольга Мокины. Школа создавалась по концепции автора данной статьи, который стал первым ее директором (автор также работал директором лицея "Академический" экономико-правовой гимназии при Белорусском институте правоведения. - Прим. ред.).
Лицей был создан как учебное учреждение полного дня (как для учащихся, так и для учителей), с углубленным изучением иностранных языков, с дифференциацией и индивидуализацией обучения. Многие идеи концепции были разработаны с учетом опыта работы лучших американских и английских школ. В частности, были апробированы идеи работы учащихся по индивидуальным планам, нетрадиционная организация учебного процесса: интенсивного обучения (за один год ученики проходят два и несколько учебных классов), классы с разновозрастными группами обучения, где школьника переводят в другой класс в течение всего года в зависимости от его учебных показателей.
Однако, несмотря на положительные результаты, эта практика не получила дальнейшего развития. Основной причиной отказа от этих новаций стала их высокая экономическая затратность.
Педагоги подбирались на конкурсной основе. В большинстве своем это были "учителя-новаторы", которым стало тесно в рамках советской школы, преподаватели вузов и сотрудники БелНИИ образования.
Поскольку нормативно-правовая база по негосударственным учебным заведениям полностью отсутствовала, в своей деятельности школа опиралась на здравый смысл и модный в то время принцип "разрешено то, что не запрещено".
Финансирование школы осуществлялось в основном учредителями. Первыми учениками школы стали 14 детей: 6 первоклассников и 8 третьеклассников. В первый год существования школа размещалась в приспособленных помещениях окружного Дома офицеров. В течение года контингент увеличился, открылись еще два класса, но дальнейшему росту препятствовала нехватка площадей. В 1992/93 учебном году лицей переехал в арендованное помещение детского сада и в нем насчитывалось уже около 100 учащихся 1-9-х классов.
В том же году в поселке Крыжовка под Минском открылась гимназия пансионного типа "Альтасфера". Концепция этой школы-пансионата была разработана группой белорусских и российских педагогов во главе с кандидатом педагогических наук Н. Жариковым. На этапе становления определенную методическую и материальную помощь гимназии оказывал Фонд Сороса, что, безусловно, оказало влияние на идеологию данной школы.
Однако позднее, когда частные школы стали переходить на самоокупаемость, коммерциализация обучения предопределила их общие черты, характерные для всех коммерческих учебных заведений нашей страны, постепенно стирая первоначально существенные концептуальные различия.
Постсоветский колорит.
Для того чтобы понять особенности национальной частной школы, необходимо хотя бы обозначить ее основные отличия от аналогичных школ в европейских странах. На наш взгляд, наиболее заметными являются следующие.
1. Частные учебные заведения общего образования в Европе открываются и функционируют на основании законодательных актов, Конституций стран, предусматривающих право родителей на выбор школы для своих детей. По типам и формам эти школы весьма разнообразны: школы-
пансионаты, школы системы международного бакалавриата, профильные школы, экспериментальные (работающие по авторским методикам), с экстерным обучением, языковые, профессиональные, коррекционные и т. п. В Беларуси частные школы однотипны.
2. Разность в социальном статусе частных школ в Беларуси и странах ЕС. Обучение в большинстве частных школ Евросоюза является фундаментальной основой элитарного образования, гарантией будущего социального преуспевания выпускника школы. Частная школа в Беларуси в целом не имеет статуса элитарности и рассматривается как вариативная форма реализации общего образования, как поставщик качественных образовательных услуг.
3. В управлении европейской частной школой наблюдается заметная тенденция придания объектам образования статуса субъектов самоорганизующихся процессов. Это проявляется в изменении статуса "образовательное учреждение" (в данном определении подчеркивается зависимый характер школы от единственного учредителя) в сторону образовательной организации, имеющей "независимую" природу правовых и финансовых отношений с обществом и государством, развивающейся как автономная образовательная и некоммерческая организация.
Белорусские школы движутся в обратном направлении. Если в 90-е годы учредителями нередко выступали ООО или другие субъекты хозяйствования с групповой формой собственности, то в последние годы произошла перерегистрация учредителей в унитарные предприятия, собственниками которых является один человек. Поэтому даже наиболее успешные частные школы ("Альтернатива", "ЭКО-Л") не принадлежат к самоорганизуемому типу образовательных систем, а по многим признакам являются обычными коммерческими предприятиями.
Как для любого коммерческого предприятия, для такой школы главным условием существования становится извлечение прибыли.
Принципиально на разных основаниях выстраивается образовательная стратегия частных и государственных школ. Для белорусских частных школ характерна прежде всего инновационность в образовательной деятельности как показатель эффективности частного образования. Уже само преобразование образовательного процесса в предмет купли-продажи на рынке образовательных услуг является инновацией.
Государственная школа по своей природе более консервативна и инерционна, что обеспечивает эволюционное, поступательное развитие.
Кто не может любовь отличить от секса за деньги.
Следует заметить, что с развитием частнокапиталистических, рыночных отношений основная часть сферы деятельности учреждений образования стала называться рынком образовательных услуг. Однако превращение образования в услугу несет в себе серьезное противоречие.
Образование - это не просто передача определенных сведений, а воспитание ума, воли, чувств. Образование нельзя рассматривать только как услугу. Те, кто считает образование услугой, вряд ли смогут отличить любовь от секса за деньги.
Школу нельзя приравнивать к швейному ателье или химчистке. Образование остается базовой внеэкономической ценностью общества. Школьное образование в идеале должно приравниваться к государственной службе и расцениваться как долг и обязанность молодого поколения.
Образование - это не только ключевая педагогическая, но и базовая социальная категория. Приоритетом нашего образования всегда была трансляция культуры, в отличие, например, от американского, где главное - воспитание функционально грамотного гражданина. Не случайно США первыми стали в национальном масштабе применять тестирование.
В идеале наше образование - это не только и даже не столько обучение, сколько воспитание и развитие личности, способной к самообучению и саморазвитию, к нравственному, духовному и гражданскому выбору и ответственности за этот выбор, к осознанию национальной идентичности и глобальных проблем современности.
Вышеперечисленные категории не имеют рыночных котировок и вольно или невольно задвигаются на второй план работы частной школы. Содержание работы такой школы серьезно зависит от конъюнктуры рынка. Это приводит к тому, что в социуме частной школы преобладают те отношения, которые в данный момент сложились в обществе. То есть в частном образовании ослаблена функция инфраструктурного устремления в будущее.
Другой аспект этой проблемы: образование нельзя просто дать, его можно только взять, получить. Причем природа учебного труда такова, что без применения усилий он становится бессмысленным, его нельзя автоматизировать и разделить, как, например, в промышленном производстве для повышения производительности.
То есть нельзя одну часть учащихся обучать умножению, а другую - делению (разделение труда), нельзя учить пользоваться калькулятором, не выучив таблицы умножения, нельзя из процесса обучения исключить доказательства или ввести прямое копирование информации из Интернета (автоматизация).
Иными словами, учение всегда трудно и малоэффективно. При этом эффективность прямо пропорциональна мотивации. А мотивация зависит от разных факторов.
Тема учебной мотивации чрезвычайно многопланова и объемна. Но можно с уверенностью предположить, что при отсутствии конкурсного отбора в частные школы в целом учебная мотивация учащихся в них существенно ниже, чем в государственных гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов.
Это помогает понять, почему дети из частных школ часто не прилагают ожидаемых усилий в учебной работе. Хотя возможности получить и применить хорошее образование у них, как правило, шире, чем у учеников государственных школ. В связи с этим в частных школах цели, методики и технологии обучения, пути интенсификации, продолжительности учебного труда имеют свои особенности.
То есть учат в частной школе несколько иначе, чем в государственной.