С миру по нитке
С миру по нитке
Что привозят из своих путешествий туристы? Одни — яркие впечатления и фотографии. Другие — сувениры: камешки–ракушки да местные поделки, купленные на базаре. Третьи — полотенца, ручки и пепельницы с логотипами гостиниц, в которых останавливались. С туристической «клептоманией» постоянно сталкиваются владельцы каждого третьего отеля. Из номеров отдыхающие тащат все: от халатов и занавесок до сидений для унитазов...
На долгую память
В списке часто воруемых вещей — чайные ложечки и таблички «Не беспокоить!». Многие путешественники признаются, что коллекционируют их. Каждого пятого туриста, по данным британских исследователей, мучает совесть. Однако совладать с собой они не могут: постоянно забирают с собой рулоны туалетной бумаги. Некоторые умудряются откручивать дверные замки, ручки и даже глазки.
Встречаются и «клептоманы»–экстремалы. В одной из европейских гостиниц такие шутники сняли со стены номера «люкс» декоративный меч. Из другой стащили полутораметрового деревянного медведя. А владелец третьей лишился... своего любимого пса. Рассказами о «подвигах» туристы делятся весьма охотно.
— Пару раз забирала с собой полотенца, — вспоминает минчанка Наталья. — Уж очень красивые и мягкие: у нас такие стоят бешеных денег. Пепельницу красивую в виде ракушки привезла на память из турецкого отеля. А еще две кофейные чашки с логотипами. Один мой знакомый ради того, чтобы забрать халат, вынужден был купить новый чемодан, чтобы было куда его запихнуть. Приятельница из парижского отеля унесла подушку, одеяло и простыню, чем ужасно гордилась.
Моя собеседница очень удивилась, когда я спросила, зачем туристы это делают. Сначала пожала плечами: мол, просто так, баловство. Но немного подумав, пустилась в путаные рассуждения: цены в отелях немаленькие, постояльцев обдирают, приходится компенсировать. А вот другая знакомая точно знает, кому тапочки, швейные наборы и стаканчики пригодятся больше, чем следующим посетителям отеля.
— Все, что можно, забираю и передариваю друзьям, — улыбается моя бывшая однокурсница Ирина. — Очень удобно: не трачусь на сувениры и при этом близкие остаются довольны.
А у нас — забывают
С курортами, переживающими каждое лето наплыв туристов, все понятно: путешественник, как снаряд, — в одно и то же место попадает достаточно редко. Унес понравившуюся вещицу из гостиницы — в следующий раз отдыхай в другой. Актуальна ли проблема для нашей страны?
— Бывает такое крайне редко, — уверяет директор гостиничного комплекса «Спорт» Владимир Чубуков. — Например, если номер на ночь снимают молодые люди. Помню, в прошлом году полотенце стащили. О пропаже более дорогостоящих вещей мне, во всяком случае, слышать не приходилось. Наши постояльцы — люди порядочные.
Обзвонила несколько гостиниц, подтвердили: с массовой туристической «клептоманией» там не сталкивались.
— Подобные случаи единичны: три–четыре раза в квартал, — уточняет менеджер гостиницы «Турист». — С собой прихватывают полотенца, стаканчики, ключи от номера. Иногда умышленно, а иногда и случайно. Чаще у нас наоборот — вещи забывают: обычно это зарядные устройства для телефонов, оставленные в розетках. Как ни странно, те же полотенца пропадают обычно из номеров, которые снимали граждане дальнего зарубежья. Возможно, некоторым нравится коллекционировать такие вещи.
Для «клептоманов», решивших позариться на добро наших гостиниц, есть две новости. Одна хорошая: удастся миновать «ресепшн» незамеченным — вещица твоя. С собакой и милицией таких постояльцев искать не будут: устраивать возню из–за пепельницы или стаканчика попросту невыгодно. А теперь плохая новость. В отелях существуют своеобразные «черные списки», куда вносят паспортные данные недобросовестного постояльца. В следующий раз такого гостя попросту не заселят.
С одной стороны, случаи туристической «клептомании» выглядят скорее как шалость. С другой — юристы считают их достаточно опасными для самих отдыхающих. Ведь занавески, пульт и даже батарейки в нем — собственность отеля: забрать их с собой, значит, преступить закон. Путешественникам необходимо помнить: один и тот же поступок в разных странах оценивается в соответствии с местными законами и традициями. То, что в Европе вызовет недоумение или выглядит вполне нормальным, в Азии может караться крупными денежными штрафами и даже тюремным заключением. Поэтому, чтобы не испортить впечатление от поездки, везите с собой приятные воспоминания, ракушки и сувениры.
Прямая речь
Наталья Удовенко, психолог:
— Такое поведение туристов клептоманией считать нельзя. В ситуации, когда через отель за сезон проходит огромный поток людей, появляется ощущение, что пропажу никто не заметит. Не берусь судить о мотивах иностранцев, могу говорить только о наших гражданах. Обычно свои поступки они объясняют просто: вещь хорошая, в гостинице таких еще много, пусть мне на память останется, тем более что у нас похожий халат или полотенце стоят дорого. Это проблемы воспитания, отголоски советского прошлого: мы едем в буржуазную страну, от них не убудет. Для многих краденный из отеля предмет становится своеобразным талисманом. В подобных ситуациях воруют, не желая делать плохо владельцу гостиницы, а, скорее, чтобы продлить свой отдых, забрать с собой пережитые приятные ощущения.
Автор публикации: Елена СОЛОВЬЕВА
Фото: РЕЙТЕР