Время собирать дождь
В строительство коллектора «Центр», который спасет столицу от подтоплений, уже вложено более 43 миллиардов рублей
О том, что во время сильных дождей центральная часть Минска и особенно улица Немига превращаются в каналы не хуже венецианских, долго рассказывать не нужно – наслышаны если не все, то очень многие. Построенная в 1960-х городская ливневка уже давно не справляется с нагрузкой. Несколько лет назад власти города всерьез взялись за решение этой проблемы. И вот с 2008 года ОАО «Трест № 15 «Спецстрой» ведет строительство новой ветки ливневого коллектора «Центр». Проект уникальный: впервые в Беларуси ливневка строится закрытым способом, километры подземных тоннелей прокладывает проходческая машина. Корреспондент «Р» побывала на грандиозной стройке и своими глазами увидела, как сооружают убежище для дождя.
— Вот эта штуковина и роет грунт, — заместитель управляющего трестом № 15 «Спецстрой» Леонид Стухальский указывает на огромный светло-зеленый цилиндр. С одного его торца зубцы и резцы, с другого – пучки кабелей. Это и есть буровая голова проходческой машины, или проходческий щит. Его диаметр — больше трех метров, а вес — почти семьдесят тонн. Чтобы опускать и поднимать эту громадину, пришлось купить 300-тонный подъемный кран – другого подходящего не нашлось во всем Минске. Сама же машина обошлась в четыре миллиона евро.
«Цилиндр» роет землю на глубине около 20 метров. Его опускают в глубокую узкую шахту, откуда он под действием гидравлического толкателя начинает вгрызаться в грунт и прокладывать тоннель. Вслед за проходческим щитом в только что выкопанный тоннель проталкиваются трехметровые железобетонные трубы коллектора – конструкция позволяет просто «сажать» их одну на другую. Эти трубы, весом почти 20 тонн каждая и толщиной стенки 30 сантиметров, производят по специальному проекту всего в двух местах – в самом тресте № 15 и на заводе в Микашевичах. Стоимость одной трубы – 11 миллионов рублей.
Проходческая машина может работать и зимой: рабочий участок накрывается колпаком, под которым установлены теплогенераторы, для размягчения грунта машина использует воду, поэтому температура должна быть плюсовой.
Если автолюбители привыкли считать скорость в километрах в час, а синоптики в метрах в секунду, то строители ливневых коллекторов измеряют ее трубами в смену. В глине щит продвигается медленнее, чем в песках, а в среднем за сутки проходит «четыре трубы» — на языке строителей это означает 12 метров. Рабочий процесс обеспечивают всего 13—14 человек. Для сравнения: при ручном способе скорость проходки – три метра в сутки, а персонала требуется около шестидесяти человек. Так что эффективность применения техники налицо.
Еще одно достоинство технологии – это отсутствие просадки.
– Смотрите: под дорогой прошли – никаких трещин. Строительство коллектора «Немига» будет проходить под метро. Мы даем гарантию, что оно не просядет. Никакие другие технологии этого не позволяют, — говорит Леонид Стухальский.
Есть у машины и другие преимущества. Она полностью герметична, а значит, позволяет работать под водой. Для Минска с его непростыми гидрологическими условиями (под землей у нас всюду вода) это очень важно. Не нужно выполнять дорогостоящие работы по водопонижению вдоль трассы коллектора, что удешевляет строительство на 40 процентов.
Впрочем, с грунтовой водой строителям приходится бороться все равно. Вот уже два месяца они копают шахту, которая станет стартовой точкой для строительства двух новых участков коллектора в районе улицы Тимирязева – длиной 470 и 440 метров.
– Осталось углубить ее на каких-то три метра, но никак не удается закончить — все из-за грунтовых вод. Качаем по 500 кубометров в час, а отвести не удается. Уже дополнительные скважины пробурили, — заглядывает в семнадцатиметровую шахту Леонид Стухальский.
Тем не менее к строительству надеются приступить не позже середины сентября. А в ноябре начнется и вовсе уникальная проходка – на 800 метров, от перекрестка улицы Тимирязева и проспекта Машерова до гостиницы «Планета».
Так, отрезок за отрезком, к июню следующего года будут построены еще полтора километра трассы – и ветка «Центра» от заказника «Лебяжий» до перекрест-ка проспектов Победителей и Машерова длиной около пяти с половиной километров будет полностью готова. Следующий этап строительства — от улицы Белорусской до микрорайона Лошица — начнется в 2012—2013 годах, а закончится в 2016-м. В обозримых планах и строительство коллектора «Немига», его проект сейчас проходит экспертизу. А прокладка начнется в середине следующего года.
С окончанием строительства этого участка «Центра» и «Немиги» проблема с подтоплениями центральной части города будет решена, убеждены специалисты. Но окончательно ли будет за-крыт вопрос «разлива» Немиги и соседних улиц?
– Конечно, ливневки рассчитаны на определенное количество осадков, и если их выпадет больше, улицы все равно будет подтоплять. Но «по пояс» автобусам вода доходить точно не будет, – уверяют инженеры.
Следующий на очереди после «Центра» и «Немиги» — кол-лектор «Дражня», потом возьмутся за модернизацию водоотведения и в других частях города. В итоге все ливневые коллекторы подсоединят к «Центру», из которого вода будет поступать в очистные сооружения в промузле «Колядичи». Сточные воды будут сбрасываться в Свислочь только после очистки, а не сразу из дождевой канализации, как это происходит сейчас. Таким образом, коллектор решит не только задачу отведения воды, но улучшит экологическую обстановку реки.
-----------------------------------
Цифры
Общая протяженность коллектора «Центр» составит 13 километров. За неполные два года построено почти 3 километра коллектора. Стоимость строительства одного метра составляет почти 16 миллионов рублей. Сейчас в Минске действуют шесть магистральных ливневых коллекторов общей протяженностью 270 километров.
-----------------------------------
На снимке: слесарь Роман КАЗАКЕВИЧ обслуживает проходческий щит.
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ