Секреты сладкой любви к зарубежной конфете

Источник материала:  

Секреты сладкой любви к зарубежной конфете

Недавние проверки Комитетом госконтроля показали, что наши кондитеры на собственном рынке вынуждены отступать...

Секреты сладкой любви к зарубежной конфетеЕсли пройтись по ул. Аранской в Минске, непременно захочется сладкого. Запах конфет и горячего шоколада, витающий в воздухе от цехов «Коммунарки», соблазняет. Так хочется повременить с делами — зайти в шокобар фабрики, заказать чашечку кофе по–венски и большой десерт. Очень вкусно!


Это не скрытая реклама. Мы гордимся национальным брэндом открыто, и в этом, по нашему убеждению, ничего зазорного нет. Попробуйте представить Швейцарию без «Нестле», США без «Форда», Южную Корею без «Самсунга»... Так же трудно представить Беларусь без «Коммунарки», «Горизонта», БелАЗа... Думается, в развитии и успехе этих предприятий заинтересованы все. Помните крылатое: «Что хорошо для «Дженерал моторс», то хорошо для Америки»? А что хорошо для наших компаний? Конечно же, рост, развитие, успех. Но это теория, а как обстоит с практикой?


Недавние проверки Комитетом госконтроля показали, что наши кондитеры на собственном рынке вынуждены отступать. Зарубежные конфеты, леденцы, батончики, шоколад теснят наш товар. В борьбе за инициативу дилеры иностранной продукции брутально, по–хоккейному прижимают наших производителей к бортику. Действуют весьма нахраписто, отвоевывая на нашем рынке все больше пространства. Что происходит? Наши ведущие кондитеры, а разговор пойдет конкретно о «Коммунарке», мягкотелы и не выдерживают острой конкурентной борьбы? Или правила игры на внутреннем рынке таковы, что конкурент чувствует себя слишком вольготно? А может, кто–то тихо «подсуживает» (не будем исключать и такой вариант) компаниям–конкурентам? Давайте разбираться.


Кому сладко?


Секреты сладкой любви к зарубежной конфетеОтвет на этот вопрос сегодня очень интересует менеджмент «Коммунарки». Продукция украинской компании «Рошен» в этом году вдруг начала «отбирать» прилавки у конфет минской фабрики. И не в частных магазинах, а — обращаем на это особое внимание! — в государственной сети Белкоопсоюза. Доля «Коммунарки» в объеме кондитерской продукции, реализуемой через потребкооперацию, составляет 11 процентов. Импортных изделий — 7. Формально вроде бы нет повода бить в колокола. Но динамика, с которой люди из корпорации Петра Порошенко внедряются в торговую сеть, не оставляет сомнений в будущих результатах.


За январь — июль этого года потребкооперация взяла у «Коммунарки» на реализацию на 174 тонны меньше, чем в январе — июле прошлого года. Недопоставки оцениваются в 2 миллиарда рублей. Хотя динамика должна была быть противоположной. На этот год запланировано увеличение объемов отгрузки «Коммунарки» в торговую сеть Белкоопсоюза. Тогда почему же идет снижение? Представители потребкооперации говорят, что причина в жарком лете. Спрос на сладости упал, да и хранить их в 30–градусную жару многим магазинам было негде. Однако на «Коммунарке» считают, что дело не только в погоде, но и в том, что в торговле увеличивается доля украинских конфет. Им, оказывается, «жара не мешает»? Может, потому, что им искусственно и сознательно обеспечивается зеленый свет? На эту мысль, во всяком случае, наводит результат проведенного в августе мониторинга специалистов «Коммунарки» торговой сети потребкооперации — в Витебской, Гродненской, Могилевской и Минской областях. Маркетологи из Минска посетили более ста магазинов. В большинстве красовалась продукция фабрики «Рошен». В некоторых — в широком ассортименте. Например, в универсаме № 1 Щучинского райпо продукция украинской компании была представлена 25 видами. В универсаме «Ласточка» Белыничского райпо 53 (карамели, шоколадные конфеты, шоколад). А на прилавках «Логойского пассажа» Логойского райпо нашлось 72 наименования «Рошен». Рекорд для закрытых помещений...


Своё приходится искать


Это в райцентрах. А вот какие картины можно увидеть в глубинке. Мы отправились в деревню Бояры Бобруйского района. Выбрали ее «наобум» — типичное селение. В магазине № 16 местного райпо непосредственно под ярким лозунгом «Купляйце беларускае!» покупателям предлагали сплошь украинские «Малибу», «Шипучка», «Капри», «Задавака», шоколадные батончики... Вот вам и «купляйце»...


Да, рядом с продукцией «Рошен» выложен и товар «Коммунарки», «Спартака», фабрики «Красный пищевик». Но ассортимент, мягко скажем, скудноват.


Шоколадных конфет на развес нет — только дорогие в больших коробках. Понятно, что покупают такие к датам и праздникам. А спросом пользуются весовые конфеты.


«Белорусских конфет, в том числе шоколадных, у нас изобилие, целое море, — утверждает начальник коммерческого отдела Бобруйского райпо Татьяна Розум. — Но лето выдалось жарким. Кондиционеры есть не во всех магазинах. Конфеты тают, поэтому и нет их на прилавках». Отличный ответ, типовой!


А украинские сладости, по словам Татьяны Розум, райпо заказывает... по просьбе покупателей. К примеру, жевательные конфеты «Бешеная пчелка», аналогов которых белорусские производители не выпускают. «Ну не купят люди «пчелку» в магазине райпо — приобретут в частном киоске. Зачем же выручку терять?» — мы получаем очередной неотразимый аргумент в защиту зарубежных «пчел».


Тогда мы провели эксперимент. Три часа находились в магазине № 16: смотрели, что покупают люди. За это время — не час пик! — в магазин зашли три дачницы, купили они арахисовое драже белорусского производства.


Потом зашел местный житель Николай Евгеньевич Адинец. Мы взяли у него блиц–интервью. Он рассказал, что супруга любит шоколадные конфеты фабрик «Коммунарка» и «Спартак». Те, что с вафельной прослойкой. Но таких в Боярах днем с фонарем не сыщешь! Любимые конфеты жена Николая Евгеньевича недавно везла из Минска.


Мы, конечно, не претендуем на репрезентативность нашего эксперимента, но честно скажем, что в аргументах вроде «жители заказывают (!) украинские конфеты» засомневались. Больше похоже на то, что не покупатели, а продавцы заинтересованы в «Рошене». Почему?


Ценовые парадоксы


Парадоксально, но украинская продукция дороже белорусской. Анализируем с Натальей Кот, директором «Коммунарки», чеки, которые специалисты привезли из магазинов потребкооперации (на каждом подписи продавцов и завмагов). В магазине «Родны кут» Чаусского райпо конфеты «Южная ночь» производства «Коммунарки» продаются по 14 тыс. 20 руб. за килограмм. Рошеновская «Пiвденна нiч» — 18 тыс. 80 руб. В том же магазине украинская карамель «Молочная капля» стоит 15.200 руб. Аналогичная белорусская молочная со вкусом крем-брюле — 9.390. В магазине № 5 Быховского коопторга украинские конфеты «Рококо» продаются по 31.080 рублей за килограмм. А коммунаровские «Трюфельные» по 25.960... И по другим наименованиям чувствуется разница: от 450 рублей до 10,5 тысячи в пользу белорусского производителя. «Наши аналогичные конфеты дешевле. Почему же потребкооперация увлеклась украинской продукцией? Трудно поверить, чтобы на селе были так уж популярны сладости дороже 30 тысяч, — недоумевают на «Коммунарке». — Странно и то, что частная торговля в регионах заинтересована сотрудничать с нами, поддерживать белорусского производителя. А вот со стороны государственной потребкооперации такого интереса не видим». Вот и цена всем разговорам о «купляйце беларускае». Кому–то это просто невыгодно, не совпадает это с его пониманием коммерции. Что да, то да. Дилеры украинских конфет, конечно, имеют при себе некоторые аргументы, способные повлиять на конъюнктуру. Они ведь не фабрика, всегда могут «договориться» и «учесть интерес»...


Но надо ли закрывать глаза на главное? Получается, что небогатых сельских людей, аудиторию кооперативных магазинов, понуждают покупать дорогой импорт. Это уже не экономическая, а социальная проблема. Кроме того, что белорусские деньги уплывают за рубеж, кто-то целенаправленно делает крестьянские кошельки легче. По нашему мнению, вчера именно о таких «парадоксах» во время отчета Правительства и говорил Президент. Как можно защищать такой стиль и такие методы?..


Что такое «оптовая база»?


У  Белкоопсоюза, куда мы обратились за комментариями, к «Коммунарке» встречные вопросы. Отсрочка платежа, которую фабрика предоставляет оптовым предприятиям потребкооперации, — 35 дней. У дистрибьютора продукции «Рошен» в Беларуси — ООО «Русские сладости» — 50 дней. Понятно, что торговле выгоднее рассчитываться за товар позже. Кроме того, поставщик рошеновских конфет, по словам начальника отдела продовольственных товаров Белкоопсоюза Лилии Домашиц, сам доставляет свою продукцию почти в каждое розничное предприятие. И предоставляет магазинам фирменное оборудование для выкладки товаров. Чего, по словам собеседницы, не делает «Коммунарка». Еще в Белкоопсоюзе отмечают, что «Коммунарка» не проводит выставки–продажи и дегустации новинок производства. И указывают на «низкий уровень обновления ассортимента».


Возможно, в этой критике есть рациональное зерно, и фабрике, безусловно, следует сделать определенные выводы из замечаний торговли, более динамично реагировать на требования времени.


Но, с другой стороны, о каком «динамизме» потребкооперации можно говорить? Взять хотя бы то, что по–прежнему товар в магазины системы поступает через оптовые межрайбазы. Как и 50 лет назад. Необходимо ли это архаичное посредническое звено? Данным вопросом мы задавались в материале «Трое в лодке не считая «схем» («СБ» за 30 апреля 2009 г.). С тех пор ясности не прибавилось. Кроме всего, мы выяснили, что продукция «Рошен», прежде чем попасть в магазины, «оформляется» на оптовой базе «Поречье» в Минской области. И только после этого люди из ООО «Русские сладости» развозят товар в магазины. Ни складов, ни транспортно–логистических услуг «Поречье» не предоставляет, но свои 7 процентов (т.н. скидка производителя, применяемая к отпускной цене товара) имеет. Кому выгодна такая схема? Явно не покупателям. «Мы оформляем продукцию через базу «Поречье», чтобы контролировать объемы импорта в нашей торговой сети», — солидно объясняют представители Белкоопсоюза. Но получается какой–то странный «контроль». Если называть вещи своими именами, то он позволяет кому-то неплохо жить, ничего, по сути, не делая, но имитируя бурную работу.


В этих условиях работать с областными межрайбазами вынуждена и «Коммунарка». Фабрика отдает оптовому звену потребкооперации до 10 процентов от цены отгружаемого товара. «В этом году мы уже оставили базам более 1,5 миллиарда рублей. Эти деньги потребкооперация могла бы направить на закупку оборудования для выкладки товара в магазинах. То есть для совершенствования работы. Но ничего не меняется», — сетует Наталья Кот.  Ее можно понять.


Похоже, нашим кондитерам и потребкооперации следует, выражаясь дипломатическим языком, сесть за стол переговоров. Причем обязательно под эгидой Совмина. Потому что рутинный «обмен мнениями» давно ни к чему не приводит. Слишком много накопилось взаимных претензий и даже обид. В Белкоопсоюзе нас заверили, что полностью открыты для диалога с «Коммунаркой»: «Конечно же, мы заинтересованы прежде всего поддерживать белорусского производителя». И добавили, что «и так поддерживаем, как можем», и что, если бы кооператоры полностью открыли свою сеть импорту, «Коммунарке» пришлось бы туго... Интересная, конечно, мысль! А если бы государство, следуя той же логике, отказалось поддерживать Белкоопсоюз, что бы тогда произошло? Помог бы г–н Порошенко?..


Никто, безусловно, не против рыночной конкуренции, все «за». Но мировой кризис показал, что каждое государство в первую очередь заботится о своих производителях. Потому что они создают рабочие места и налоги. Такова реальная экономика. Мы в ней живем. И за маленькой конфеткой «пчелка», по нашему мнению, скрываются проблемы большого государственного уровня.

Авторы публикации: Ирина МЕНДЕЛЕВА, Виталий ВОЛЯНЮК

Фото: Виталий ГИЛЬ

←Куча мала

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика