Не отбиться от коллектива…
Почему индивидуальная деятельность считается в Беларуси недостаточно цивилизованной?
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в форме малых и средних предприятий получили наиболее широкое распространение в мире. В русле этой тенденции Беларусь также предприняла ряд мер по поддержке коммерческих организаций с численностью работников от 101 до 250 человек. Так, в принятом Законе «О поддержке малого и среднего предпринимательства» четко закрепляются критерии отнесения коммерческих организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства с целью дальнейшей адресной поддержки среднего бизнеса.
В то же время традиционно оказываемая точечная помощь отдельным предприятиям вызывает упреки со стороны самих предпринимателей, которые недовольны созданием возможностей для «нечестной» конкуренции. Представители малого бизнеса с надеждой и тревогой ждали, когда же власти наконец снимут с ИП ограничения по найму работников. Пункт о возможности привлекать наемных работников, не являющихся членами семьи или близкими родственниками, был включен Министерством экономики Республики Беларусь в план либерализации весной 2010 года. Предполагалось, что предпринимателям предоставят право привлекать трех наемных работников на период до 31 декабря 2012 года. Но это намерение так и не было реализовано, а Указ Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года № 760 не претерпел изменений. Аргументация этой позиции такова: индивидуальным предпринимателям предоставляется возможность перехода к осуществлению своей деятельности «в более цивилизованной организационно-правовой форме» — юридического лица. Возникает вопрос: кто и когда решил, что индивидуальная деятельность нецивилизованна? Получается, что в стране, где работают промышленные гиганты и поддерживается коллективное творчество, индивидуальному мастерству нет места?!
К сожалению, термин «индивидуализм» и производные от него «индивидуальность», «индивидуальный» до сих пор тянут за собой шлейф негативных ассоциаций. Особенно если речь идет об отечественных индивидуальных предпринимателях. Искажающее смысл индивидуализма отождествление его с эгоизмом и противопоставление коллективизму, также очень важному принципу организации жизни людей в сообществах, имеет в нашем менталитете глубокие корни. Советская идеологическая система использовала в целях пропаганды образ работника, опирающегося на общинное сознание, и противопоставляла его капиталисту-единоличнику. Хотя такой подход в основе своей неверен. Индивид, принимая ценность собственной независимости и свободы, должен признавать эту ценность за каждым человеком в сообществе, относясь с уважением к самому сообществу, в котором живет.
Противники индивидуальной трудовой деятельности в защиту своей позиции выдвигают аргумент, что при купле-продаже никаких творческих идей и оригинальности не нужно. Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо учитывать обе стороны медали. В данном случае — объективную (макроэкономическую) и субъективную (индивидуальную) причины занятия предпринимательством. Для их рассмотрения обратимся к истокам. Переход к новым рыночным отношениям в 1980—1990-е гг. в Республике Беларусь сопровождался экономическим, социальным и политическим кризисом. Поэтому основным мотивом включения в сферу предпринимательства для многих вчерашних наемных работников выступила неотложная потребность в выживании — в материальном, профессиональном и даже физическом смысле. И для решения жизненно важных проблем торгово-закупочная деятельность была наиболее доступной, так как для ее осуществления не требовалось специальных знаний, на приобретение которых уходили бы годы. Со временем посреднический бизнес только укрепил свои позиции, в том числе и потому, что к некоторым видам деятельности предпринимателей просто не подпускают. В результате частный сектор в меньшей мере задействован в производстве. Во многом это связано с ограниченным доступом к субконтрактации — особой форме организации промышленного производства, рассчитанной на использование широкой сети поставщиков и ведущей к существенному снижению глубины своего производства. Поскольку в основе распределения материальных и финансовых потоков лежит ведомственный подход, то крупные предприятия в основном взаимодействуют между собой. Частные малые предприятия, как правило, не имеющие ведомственной подчиненности, воспринимаются не как партнеры, а как конкуренты. Таким образом, индивидуальное предпринимательство оказалось в состоянии ограниченной социально-экономической свободы, став «заложником» социально взвешенного варианта рыночных преобразований в республике.
Каковы же основные причины популярности индивидуальной предпринимательской деятельности в Беларуси? Их помогает выявить мониторинг законодательства, регламентирующего хозяйственную деятельность в республике, а также данные различных опросов среди субъектов малого предпринимательства (юрлиц и ИП). Наибольшее количество нареканий вызывают существующая система налогообложения предпринимателей, отсутствие эффективной государственной поддержки и несовершенство республиканского законодательства в сфере предпринимательства. Эти факторы постоянно выделяются предпринимателями как препятствующие развитию малого бизнеса в Беларуси. В период с 2001-го по 2007 г. в бизнес-среде произошло резкое сокращение количества малых форм собственности и увеличение числа индивидуальных предпринимателей. Наиболее четко вышеуказанная тенденция проявилась в 2001 г., когда имело место сокращение почти на 7 % числа МП и значительный (более чем на 9 %) рост числа ИП. От данного процесса захватывало дух: неужели это ориентация предпринимателей на индивидуальную автономность? Скорее стремление попасть в сектор индивидуального предпринимательства (ИП) выступало как способ самосохранения, позволяющий заниматься той же деятельностью, что и в формате малого предприятия (МП), но с меньшими затратами, а также обеспечивающий мобильность средств, возможность их сохранения в случае изменения рамочных условий работы. При этом индивидуальные предприниматели, как и юридические лица, могли применять наемный труд (число сотрудников не регламентировалось и не ограничивалось) и иметь значительные объемы производства и выручки.
Сегодня отечественные индивидуалы практически полностью сконцентрировали свою деятельность в сфере продаж и услуг. Дело в том, что краткосрочность целей посреднического бизнеса обусловливает превалирование в каждой сделке оперативности решения бизнес-задач с максимально выгодным использованием возникающих возможностей. Поэтому в отечественном малом бизнесе часто наблюдается так называемая смычка культуры торговли по Р. Рюттингеру (где доминирует мышление краткосрочного успеха, а количество превалирует над качеством) со спекулятивной культурой, в которой затраты несоизмеримы с получаемой выгодой.
На основании вышеизложенного следует, что выбор организационно-правовой формы деятельности белорусских предпринимателей определяется соизмерением издержек между тем, что они хотят, и тем, что им предлагают. Над предпринимателями постоянно довлеет необходимость переиграть не только конкурентов, но и государство. В результате возникает своеобразный синдром «краткосрочного спекулятивного стереотипа» поведения. И это серьезный барьер для вложения капитала в производственный бизнес, где отдача идет медленнее. В том числе и по этой причине предприниматели, занимающиеся торгово-закупочной (посреднической) деятельностью, болезненно воспринимают усилия государственной власти переориентировать посредников на производственников. Предприниматель-индивидуал уже давно бы и социально-психологически, и организационно «цивилизовался» в хозяина (в том числе в собственника производства), если бы не сформировавшееся в результате очередного совершенствования законодательства в сфере малого бизнеса чувство небезопасности и незащищенности перед государством.
Ирина АНДРОС, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела экономической социологии и социальной демографии ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси»