Судьба конфиската

Источник материала:  
Судьба конфиската

Как «захораниваются» изъятые таможенниками товары?

В июле сотрудники Минской центральной таможни выявили на территории Минского района места складирования незаконно ввезенных в нашу страну импортных товаров с признаками контрафактности. В двух частных домах, принадлежащих жителям Беларуси и России, изъято в одном случае 101 619 дисков-DVD с фильмами и компьютерными играми, во втором – 55 475 аналогичных дисков. Они хранились без документов, свидетельствующих о легальности их ввоза в нашу страну, и контрольных знаков Республики Беларусь. Этот случай не единичный. Практически ежедневно сотрудники таможенных органов изымают незаконно перемещаемые через границу товары: сигареты, алкоголь, продукты питания, одежду и прочее. После проведения расследований дела передаются в суды. Согласно их решениям значительная часть товаров подлежит конфискации. Корреспондент «НГ» решила разузнать, что происходит дальше с изъятой продукцией.

Качество подтверждено, гарантии — нет

— Изымается самый разный товар. Порой его даже трудно идентифицировать, — рассказывает заместитель начальника финансово-экономического управления Государственного таможенного комитета Елена Калесник. — Так, недавно сотрудниками Брестской таможни было изъято 17,5 тонны кристаллического вещества в гранулах неправильной формы. Оно незаконно перемещалось под видом другого товара. По результатам экспертизы вещество оказалось калийным удобрением. Порой и юридические, и физические лица обращаются в ГТК, чтобы получить на безвозмездной основе те или иные конфискованные товары. Но делать это бесполезно, поскольку таможенные органы не вправе распоряжаться ими.По словам Елены Васильевны, основная часть конфиската реализуется через торговлю. Правда, перед тем как оказаться на прилавках магазинов, практически все товары детского ассортимента, продукты питания, косметика и парфюмерия, бытовая химия и ряд других изделий проходят государственную санитарно-гигиеническую экспертизу. Вычислительная техника, средства связи, отдельные виды бытовой техники, оружие, сигареты и алкоголь направляются на обязательную сертификацию. И только при положительном вердикте специалистов товар поступает в продажу.— Цены определяют эксперты организаций, осуществляющих оценочную деятельность. Стоимость товаров может быть и ниже рыночной, если нет гарантии, например, на бытовую технику, — поясняет Елена Калесник. — Также предусмотрена возможность дальнейшей уценки, если товар плохо продается.Меньше всего хлопот доставляют историко-культурные ценности, ювелирные и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. Первые пополняют экспозиции музеев, вторые поступают в государственное хранилище ценностей Министерства финансов.

Таблетки — паяльной лампой, сигареты — топором

Сотрудникам таможенных органов достался, пожалуй, самый неблагодарный труд — уничтожение конфискованного товара, который согласно законодательству не может быть передан для реализации или иного использования. Кстати, способ уничтожения и место размещения образовавшихся отходов в каждом случае согласовываются с территориальными органами трех министерств — Минздрава, Минжилкомхоза и Минприроды.— Уничтожать товары таможенникам приходится в основном самостоятельно: отделять пластмассу от металла, вырезать ножницами дырки в одежде, искать заготовительные организации для сдачи вторсырья, захоронение которого запрещено, а также рубить топорами блоки сигарет, перед тем как партии табачных изделий пойдут под нож и гусеницы бульдозера на полигоне бытовых отходов, — сокрушается Елена Калесник. — Этой весной сотрудники Минской региональной таможни после получения необходимых согласований уничтожали таблетки путем сжигания их паяльной лампой.В основном уничтожается тот конфискат, использование которого может быть небезопасно для здоровья людей.— Например, Ошмянской таможней были изъяты фуры со слабоалкогольными и безалкогольными напитками, в которых оказалось превышено содержание искусственных красителей. Наши сотрудники целые дни тратили на то, чтобы слить содержимое пакетов и бутылок в специально вырытый карьер, — вспоминает Елена Калесник. — Часто уничтожаются продукты животного происхождения. Порой много времени уходит на согласование способов и мест уничтожения, так как такие товары нельзя вывезти на обычный полигон бытовых отходов. При этом продукты надо хранить в определенных условиях, пусть даже они впоследствии пойдут на уничтожение. Соответственно государство тратит деньги на оплату услуг организаций, которым мы отдаем на хранение конфискованные продукты.Не меньше сложностей вызывает захоронение и так называемых опасных  отходов: требуется определение степени и класса их опасности, а захоронение таких отходов осуществляется только на специальных полигонах.— При согласовании способа и места уничтожения отнесенной ко 2-му классу опасности краски в емкостях весом 1 и 50 килограммов было предписано приобрести  два специальных контейнера для раздельного захоронения (смешивать разную краску запрещено) и доставить товар своим транспортом на специализированный комплекс по захоронению токсичных отходов, — рассказывает Елена Калесник. — При этом стоимость услуг по приему токсичных отходов в одном контейнере —  свыше 1,5 миллиона рублей. Конечно, это трудоемкая и дорогостоящая для государства процедура. С другой стороны, мы обязаны выполнять требования законодательства.

←Уровень безработицы в Беларуси снижается, а число вакансий увеличивается

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика