22 ИЮНЯ 1941 ГОДА. 4 ЧАСА УТРА. БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
Справка «7 дней»
В фильме речь идет о героической обороне Брестской крепости, принявшей на себя мощный удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. В картине с документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни защиты цитадели. Лента рассказывает о трех главных очагах сопротивления вермахту. Командование на этих участках приняли на себя командир полка Гаврилов, политрук Фомин и начальник 9–1 погранзаставы Кижеватов. Линией, связывающей этих трех героев, стала история мальчика Сашки Акимова, воспитанника музыкального взвода. Именно его глазами зрители увидят основные события фильма. Прототипом Сашки стал пятнадцатилетний Петя Клыпа, один из немногих выживших защитников Брестской крепости. Фильм рассказывает не только о войне, важной его частью являются человеческие отношения. Главная идея картины лучше всего сформулирована в надписи, сохранившейся на стене одного из казематов крепости: «Умираю, но не сдаюсь».
Несколько тысяч человек приняли участие в митинге-реквиеме, который состоялся в 4 часа утра в Брестской крепости, первой в эти часы 22 июня 1941 года вставшей на пути гитлеровских оккупантов.
Не было в нынешнем году в Брестской крепости рева самолетов и звуков разрывающихся снарядов, голоса Юрия Левитана, возвещающего о начале войны. Стены легендарной фортеции наполнили кино и музыка. Акцию памяти открыл премьерный показ первого кинематографического проекта Союзного государства Беларуси и России — одноименного художественного фильма. Показ состоялся на открытой площадке у Тереспольских ворот. Более 500 зрителей вместе с героями фильма — защитниками Брестской крепости, их женами и детьми — окунулись в грозную, жестокую атмосферу начала войны.
Из первых уст
А.Г.Лукашенко:
«Оборона Брестской крепости положила начало всенародной борьбе с фашистскими захватчиками. А три года спустя эти стены стали свидетелями изгнания последнего оккупанта с белорусской земли. Отсюда, с берегов Буга, началось победоносное шествие Советской Армии-освободительницы по Европе. Мы отдаем дань неизменного, беспредельного уважения тем, кто принес на алтарь Победы самое дорогое — жизнь, кто обрел право на бессмертие, на благодарную память потомков своей беззаветной преданностью Родине».
Д.А.Медведев
«22 июня — это очень тяжелая и в то же время особая страница истории России и Беларуси.
Подвиг тех людей, которые сложили здесь головы за свое Отечество, уникален. Оборона Брестской крепости навсегда останется в числе славных страниц нашей общей истории. Мы низко склоняем головы перед теми, кто пал в борьбе за Родину»
Игорь Угольников:
«Сомнений в том, что первым кинопроектом Союзного государства должна быть Брестская крепость, не было».
Многие россияне, белорусы и особенно жители Бреста с нетерпением ждали выхода на экраны художественного фильма «Брестская крепость», съемки которого в прошлом году проходили на территории легендарной цитадели. Два с лишним месяца город, можно сказать, жил этим событием. Именно брестчане стали основными действующими лицами в массовых сценах. Тесно сотрудничали кинематографисты с брестскими военными, задачей которых было обеспечение съемочного процесса. Несмотря на то, что в послевоенные годы на территории крепости была проведена большая работа по разминированию, опасные свидетельства войны здешняя земля продолжает хранить и в наши дни.
Стоит отметить, что это первый кинопроект Союзного государства Беларуси и России. Производство картины по заказу ТРО Союза осуществили кинокомпания «Централ Партнершип» и киностудия «Беларусьфильм». Режиссером фильма стал Александр Котт. Продюсеры проекта — Рубен Дишдишян (генеральный директор и основатель «Централ Партнершип») и Владимир Заметалин (директор «Беларусьфильма»). Художник-постановщик «Брестской крепости» — Алим Матвейчук, художник по костюмам — Сергей Стручев. Главный консультант фильма — директор мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Валерий Губаренко.
Главные роли в картине сыграли известные актеры Александр Коршунов (майор Петр Гаврилов), Андрей Мерзликин (лейтенант Андрей Кижеватов), Павел Деревянко (комиссар Ефим Фомин).
В Бресте премьерный показ фильма состоялся в ночь с 21 на 22 июня на территории Брестской крепости у Тереспольских ворот — месте, где гарнизон в такую же ночь 1941 года принял первый натиск врага.
Общаясь с журналистами перед премьерным показом в Бресте, генеральный продюсер проекта и автор его идеи, генеральный директор телеканала ТРО Игорь Угольников особо подчеркнул, что когда возникла идея реализации первого кинопроекта Союзного государства, не было сомнений в том, что это должен быть фильм о Великой Отечественной войне, и то, что это должна быть Брестская крепость. История цитадели, подвиг сражавшихся здесь людей уникальны. То, что смогли сделать защитники Брестской крепости, не укладывается в представление о человеческих возможностях: без еды и практически без воды полуживые люди два месяца держали оборону отборных полков вермахта!
«К сожалению, годы неумолимы. Многие молодые люди не знают, когда началась Великая Отечественная война. Уходят ветераны, фронтовики, которые могли бы поделиться своими воспоминаниями. Под влиянием западного кинематографа и компьютерных игр меняется восприятие итогов Великой Отечественной войны. Для нас — участников этого проекта — не существовало и не существует сомнений, как надо было делать фильм о войне, как этот фильм должен воздействовать на людей, на наших детей, имеем ли мы право придумать что-то, чего не могло быть. И этот фильм мы, прежде всего, адресовали нашим детям», — отметил Игорь Угольников.
Андрей Мерзликин:
«Я понял, что о войне не знаю ничего»
— «Брестская крепость» — это не первая моя картина, где воспроизводятся события военных лет. Приехав на съемки в Брест, я был уверен, что готов играть. Однако, войдя на территорию крепости, в первые минуты общения с научными сотрудниками мемориального комплекса, людьми, глубоко увлеченными своей работой, я понял, что о войне не знаю ничего. Именно благодаря их энергии, желанию помочь окунуться в атмосферу того времени, прочувствовать эмоциональный дух, сложившийся в первые дни войны на небольшом участке, окруженном вражеской армией, я смог выстроить для себя образ моего героя.
Безусловно, даже научные сотрудники не могут с точностью до мелочей воспроизвести те события, которые происходили в первые дни войны в Брестской крепости. Основой для нашей картины послужили сохранившиеся данные, которые засвидетельствовали люди. Поэтому к интерпретации тех событий мы подошли с художественным домыслом. Самое главное, что могли в данной ситуации сделать, это быть искренними, внимательными по отношению к тому времени, тем людям. Своей игрой мы попытались донести до зрителя, что война — большая трагедия, в которой ни для кого нет исключений. Мой герой — военнослужащий, командир. Однако для меня в этой картине также важно было показать его и с другой стороны. Он еще и многодетный отец, и нет ничего страшней, когда в 4 часа утра его дети спят, а он понимает, что мир рухнул. Я тоже молодой отец, прикидываю это все на себя и понимаю, что в фильме играю самого себя в предлагаемых мне обстоятельствах.
Жестокий опыт Великой Отечественной войны должен оставаться в памяти последующих поколений, — считает Андрей Мерзликин. — Даже на съемках фильма, в отдельных сценах, когда, например, снимали кадры форсирования реки, под шквалом пейнтбольных шариков я не мог высунуть голову из воды, ощущал страх. Ты вроде знаешь, что не погибнешь, но это ощущение шквала огня заставляло меня не дышать больше пяти минут и преодолевать себя, чтобы вынырнуть. К реальной жизни возвращало то, что после съемки можно пойти попить чаю, принять душ, то есть вернуться к нормальной человеческой жизни, в конце концов, выпить рюмку коньяку. Сейчас, может, это звучит как-то пафосно — жизнь за глоток воды. Но когда понимаешь, что в 41-м у ребят всего этого не было, а ценой жизни действительно был глоток воды. Поэтому тем, кто сомневается, нужно приезжать в Брест чаще, и тогда весь ад и страх, который здесь был, станет намного понятнее, что это никакой не пафос, что подвиг ребят, которые погибали здесь, действительно велик.