Директор института контроля знаний: "Абитуриенты из года в год делают одни и те же ошибки"
29.04.2010 07:08
—
Новости Общества
Директор РИКЗ Николай Феськов |
3 мая начинается регистрация на централизованное тестирование
ЗАДАНИЯ В ТЕСТЕ ТРЕБУЮТ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА
- Существенных изменений в этом году нет. Только те, которые касаются технологии проведения тестирования. К примеру, в Минске и областных городах будет вестись автоматическая регистрация на тестирование. Она позволяет абитуриенту в одном месте зарегистрироваться в любой пункт тестирования. В этом году эта программа будет работать только в столице и областных центрах. Мы осторожны с тотальным ее внедрением, ведь все зависит не только от нашей готовности, но и от наличия каналов связи. Мы заключили договор с Белтелекомом, установили там наш сервер, провели учебу всех операторов, которые будут работать.
- Но зарегистрироваться через интернет абитуриент по-прежнему не сможет?
- Нет, ведь он должен явиться на регистрацию лично с паспортом и квитанцией об оплате. Зато программа позволит видеть все свободные места и исключить так называемых двойников (когда абитуриент одновременно регистрировался на белорусский и русский языки. - Прим. ред).
- А сами тесты меняются? Заметно, что с каждым годом часть А, где нужно выбрать один или несколько правильных ответов из уже имеющихся, становится меньше, часть В - больше.
- Работа над тестами идет все время. Но те, кто думает, что часть А позволяет угадывать правильные ответы, ошибаются. Вероятность угадывания серии из трех вопросов, которые имеют по пять вариантов выбора, составляет 0,008 или менее 1%, а серии из пяти вопросов - 0,0003 или 0,03%. Для решения проблемы угадывания в тесты включаются задания открытого типа. Вместе с тем мы каждый год получаем бланки ответов, в которых абитуриенты или заполняют вторую или третью строчку, или все пять в надежде, что машина выберет правильные. Случайные попадания в любом случае не позволят набрать достаточно высокие баллы и претендовать даже на платные отделения.
Но мы совершенствуем саму структуру заданий, характер вопросов, в тестах почти не присутствуют задания на примечания, на исключения из правил. Задания таковы, что требуют творческого подхода к решению.
- Вам не привыкать слышать упреки в излишней сложности тестов?
- Мы не заинтересованы в том, чтобы в тестах были слишком сложные или слишком легкие задания. Они должны соответствовать уровню подготовки среднестатистического абитуриента. Правда, его сложно выявить. Ведь, с одной стороны, это выпускник гимназии этого года (который традиционно показывает лучший результат), а с другой - выпускник ПТУ, где общеобразовательные предметы занимают только 60% объема учебной программы общеобразовательной школы, да еще закончивший училище несколько лет назад. Но и тот, и другой должны иметь шанс.
- То есть тесты должны быть составлены так, чтобы все абитуриенты получили хоть сколько-то баллов?
- Совершенно верно. Тогда вузы смогут отобрать наиболее способных. Кстати, в прошлом году у нас случилось два прокола по математике, которые позволили убедить всех в том, что тесты не должны быть очень легкими. Два задания из 30 у нас получили по нулю баллов. Они просто не сработали.
- Почему?
- Наверное, всем абитуриентам уже известно, что "стоимость" каждого задания, зависит от того, как с ним справились все абитуриенты. Если его решили единицы - стоимость будет максимальной. Если справилось большинство - за него они получат минимум. Те два задания решили 93 и 91 процент. Но при такой высокой степени выполнения стоимость этого задания - десятые или сотые части балла. При округлении получается нулевой результат. Они не позволяют дифференцировать поступающих по уровню их подготовки.
- В этом году таких легких заданий не будет?
- Не должно быть.
АБИТУРИЕНТЫ ПЛОХО ЧИТАЮТ
- Тестирование позволяет проверить знания огромного количества выпускников школ. И проанализировать их…
- Да, такой возможности проверки знаний не было даже в советские годы - чтобы одновременно 90% выпускников выполняли одинаковые задания. Такой срез раньше невозможно было получить. У нас есть данные по всем областям, по каждой школе, гимназии, училищу…
- И что вы видите?
- Есть положительные тенденции, но очень много ошибок даже в элементарных задачах. Ведь в тех самых двух задачах было 7 и 9 процентов неправильных ответов - абитуриенты не могут определить биссектрису в параллелограмме.
- Ну, математика, физика традиционно дают самые низкие результаты.
- Это действительно. К сожалению, мы видим, что страдают вычислительные навыки у абитуриентов.
- Это то, что можно посчитать без калькулятора?
- Да. При этом не всегда находят рациональные пути решения. Очень часто можно услышать упреки, что решение задачи заняло два листа. На самом деле у нас нет ни одного задания, решение к которому заняло бы больше трети страницы - это нецелесообразно. Выходит, абитуриенты не видят, что есть рациональный, наиболее простой способ. А раз он пошел по неверному пути, значит, что-то не то в подготовке.
- По лингвистическому блоку мы можем проверить даже технику чтения, хотя нас часто упрекают, что в тестах это невозможно. Ой как можно! В тестах по иностранным языкам дается текст и к нему 6 - 8 заданий. Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что отдельные абитуриенты плохо читают, не могут ответить на вопросы, связанные с содержанием текста, не могут его понять. Не говоря о том, что страдает и словарный запас. Кстати, результат теста по иностранному языку не связан с возможностью ребенка выезжать, к примеру, на оздоровление в ту или иную страну. Разговорный бытовой язык, который осваивает ребенок в такой поездке, не гарантируют ему отличную сдачу теста.
В этом году сравнили русский и английский опять же у сильных абитуриентов. Выяснилось, что аналогичные задания по английскому языку они выполняют лучше, чем по русскому. К изучению иностранного языка абитуриенты подходят более осознанно, а русский зачастую воспринимается на бытовом уровне.
Возможно, из-за этого проявляются и многие несуразности. Нынешние выпускники школ не знают значения многих слов. Ямщик для них - тот, кто копает ямы. Обелиск - женское украшение. В прошлом году большие затруднения вызвали слова "телеграмма", "бандероль", "щеголь". Ну а в слове "фальшь" из года в год около 40 процентов делают ошибки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЦТ ПОДТВЕРЖДАЕТ ПЕРВАЯ СЕССИЯ
- Мы анализируем результаты тестирования и первой сессии. К примеру, такую работу проводили с Минским государственным лингвистическим университетом на факультетах английского и испанского языков. Нас радует, что они практически совпадают. Это лишний раз подтверждает объективность тестов.
- Николай Степанович, сколько будет абитуриентов в этом году?
- Точно сказать невозможно. Однако, с учетом снижения количества выпускников общеобразовательных школ, тысяч на 10 - 15 будет меньше, чем в прошлом году.
Упрощение процедуры вступительных экзаменов в форме централизованного тестирования и возможность альтернативы в выборе будущей специальности спровоцировало большое количество претендентов на получение высшего образования.
Еще лет тридцать назад только 20 - 30 процентов выпускников школ собирались поступать в вуз, сегодня - 90 - 95%.
График централизованного тестирования
В принципе, с этого дня можно считать вступительную кампанию - 2010 открытой. Какой она будет в этом году? Насколько сложными будут тесты? Какие изменения ждут абитуриентов? Об этом мы говорим с директором РИКЗа, который проводит централизованное тестирование, - Николаем Феськовым.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТЕ ТРЕБУЮТ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА
- Существенных изменений в этом году нет. Только те, которые касаются технологии проведения тестирования. К примеру, в Минске и областных городах будет вестись автоматическая регистрация на тестирование. Она позволяет абитуриенту в одном месте зарегистрироваться в любой пункт тестирования. В этом году эта программа будет работать только в столице и областных центрах. Мы осторожны с тотальным ее внедрением, ведь все зависит не только от нашей готовности, но и от наличия каналов связи. Мы заключили договор с Белтелекомом, установили там наш сервер, провели учебу всех операторов, которые будут работать.
- Но зарегистрироваться через интернет абитуриент по-прежнему не сможет?
- Нет, ведь он должен явиться на регистрацию лично с паспортом и квитанцией об оплате. Зато программа позволит видеть все свободные места и исключить так называемых двойников (когда абитуриент одновременно регистрировался на белорусский и русский языки. - Прим. ред).
- А сами тесты меняются? Заметно, что с каждым годом часть А, где нужно выбрать один или несколько правильных ответов из уже имеющихся, становится меньше, часть В - больше.
- Работа над тестами идет все время. Но те, кто думает, что часть А позволяет угадывать правильные ответы, ошибаются. Вероятность угадывания серии из трех вопросов, которые имеют по пять вариантов выбора, составляет 0,008 или менее 1%, а серии из пяти вопросов - 0,0003 или 0,03%. Для решения проблемы угадывания в тесты включаются задания открытого типа. Вместе с тем мы каждый год получаем бланки ответов, в которых абитуриенты или заполняют вторую или третью строчку, или все пять в надежде, что машина выберет правильные. Случайные попадания в любом случае не позволят набрать достаточно высокие баллы и претендовать даже на платные отделения.
Но мы совершенствуем саму структуру заданий, характер вопросов, в тестах почти не присутствуют задания на примечания, на исключения из правил. Задания таковы, что требуют творческого подхода к решению.
- Вам не привыкать слышать упреки в излишней сложности тестов?
- Мы не заинтересованы в том, чтобы в тестах были слишком сложные или слишком легкие задания. Они должны соответствовать уровню подготовки среднестатистического абитуриента. Правда, его сложно выявить. Ведь, с одной стороны, это выпускник гимназии этого года (который традиционно показывает лучший результат), а с другой - выпускник ПТУ, где общеобразовательные предметы занимают только 60% объема учебной программы общеобразовательной школы, да еще закончивший училище несколько лет назад. Но и тот, и другой должны иметь шанс.
- То есть тесты должны быть составлены так, чтобы все абитуриенты получили хоть сколько-то баллов?
- Совершенно верно. Тогда вузы смогут отобрать наиболее способных. Кстати, в прошлом году у нас случилось два прокола по математике, которые позволили убедить всех в том, что тесты не должны быть очень легкими. Два задания из 30 у нас получили по нулю баллов. Они просто не сработали.
- Почему?
- Наверное, всем абитуриентам уже известно, что "стоимость" каждого задания, зависит от того, как с ним справились все абитуриенты. Если его решили единицы - стоимость будет максимальной. Если справилось большинство - за него они получат минимум. Те два задания решили 93 и 91 процент. Но при такой высокой степени выполнения стоимость этого задания - десятые или сотые части балла. При округлении получается нулевой результат. Они не позволяют дифференцировать поступающих по уровню их подготовки.
- В этом году таких легких заданий не будет?
- Не должно быть.
АБИТУРИЕНТЫ ПЛОХО ЧИТАЮТ
- Тестирование позволяет проверить знания огромного количества выпускников школ. И проанализировать их…
- Да, такой возможности проверки знаний не было даже в советские годы - чтобы одновременно 90% выпускников выполняли одинаковые задания. Такой срез раньше невозможно было получить. У нас есть данные по всем областям, по каждой школе, гимназии, училищу…
- И что вы видите?
- Есть положительные тенденции, но очень много ошибок даже в элементарных задачах. Ведь в тех самых двух задачах было 7 и 9 процентов неправильных ответов - абитуриенты не могут определить биссектрису в параллелограмме.
- Ну, математика, физика традиционно дают самые низкие результаты.
- Это действительно. К сожалению, мы видим, что страдают вычислительные навыки у абитуриентов.
|
- Это то, что можно посчитать без калькулятора?
- Да. При этом не всегда находят рациональные пути решения. Очень часто можно услышать упреки, что решение задачи заняло два листа. На самом деле у нас нет ни одного задания, решение к которому заняло бы больше трети страницы - это нецелесообразно. Выходит, абитуриенты не видят, что есть рациональный, наиболее простой способ. А раз он пошел по неверному пути, значит, что-то не то в подготовке.
- А какие проблемы у гуманитариев?
- По лингвистическому блоку мы можем проверить даже технику чтения, хотя нас часто упрекают, что в тестах это невозможно. Ой как можно! В тестах по иностранным языкам дается текст и к нему 6 - 8 заданий. Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что отдельные абитуриенты плохо читают, не могут ответить на вопросы, связанные с содержанием текста, не могут его понять. Не говоря о том, что страдает и словарный запас. Кстати, результат теста по иностранному языку не связан с возможностью ребенка выезжать, к примеру, на оздоровление в ту или иную страну. Разговорный бытовой язык, который осваивает ребенок в такой поездке, не гарантируют ему отличную сдачу теста.
В этом году сравнили русский и английский опять же у сильных абитуриентов. Выяснилось, что аналогичные задания по английскому языку они выполняют лучше, чем по русскому. К изучению иностранного языка абитуриенты подходят более осознанно, а русский зачастую воспринимается на бытовом уровне.
Возможно, из-за этого проявляются и многие несуразности. Нынешние выпускники школ не знают значения многих слов. Ямщик для них - тот, кто копает ямы. Обелиск - женское украшение. В прошлом году большие затруднения вызвали слова "телеграмма", "бандероль", "щеголь". Ну а в слове "фальшь" из года в год около 40 процентов делают ошибки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЦТ ПОДТВЕРЖДАЕТ ПЕРВАЯ СЕССИЯ
- Мы анализируем результаты тестирования и первой сессии. К примеру, такую работу проводили с Минским государственным лингвистическим университетом на факультетах английского и испанского языков. Нас радует, что они практически совпадают. Это лишний раз подтверждает объективность тестов.
- Николай Степанович, сколько будет абитуриентов в этом году?
- Точно сказать невозможно. Однако, с учетом снижения количества выпускников общеобразовательных школ, тысяч на 10 - 15 будет меньше, чем в прошлом году.
Упрощение процедуры вступительных экзаменов в форме централизованного тестирования и возможность альтернативы в выборе будущей специальности спровоцировало большое количество претендентов на получение высшего образования.
Еще лет тридцать назад только 20 - 30 процентов выпускников школ собирались поступать в вуз, сегодня - 90 - 95%.
График централизованного тестирования
Предметы | Дата | Время начала тестирования | Количество заданий в тесте | Время на выпол- нение (минуты) |
Белорусский язык | 14 июня, понедельник | 11.00 | 40 | 120 |
Русский язык | 15 июня, вторник | 11.00 | 40 | 120 |
История Беларуси | 17 июня, четверг | 11.00 | 50 | 90 |
География | 18 июня, пятница | 11.00 | 50 | 90 |
Математика | 20 июня, воскресенье | 11.00 | 30 | 180 |
Общество-ведение | 22 июня, вторник | 11.00 | 50 | 90 |
Всемирная история новейшего времени | 24 июня, четверг | 11.00 | 50 | 90 |
Физика | 25 июня, пятница | 11.00 | 30 | 180 |
Биология | 27 июня, воскресенье | 11.00 | 50 | 120 |
Иностранные языки | 29 июня, вторник | 11.00 | 60 | 120 |
Химия | 30 июня, среда | 11.00 | 50 | 120 |
Резервный день | 5 июля, понедельник | 11.00 |