Как ответить Хаусу?
Наблюдать по телевизору, как знаменитый доктор Хаус в перерывах между спасением жизней находит все новые изощренные способы изводить своих подчиненных, любят многие. Но вряд ли кто-то находит удовольствие в прессинге со стороны начальника в реальной жизни.
Почему шеф постоянно «придирается» к одному из своих сотрудников, отпускает унизительные замечания в его адрес, повышает тон? И что этому подчиненному делать в такой ситуации? На эти вопросы отвечает директор консалтинговой компании «Коучинг Центр», психолог и бизнес-тренер Михаил ДЕРНАКОВСКИЙ.
Причин прессинга со стороны начальника может быть множество. Рассмотрим самые распространенные из них.
Не тот тип
Негативное отношение начальника к подчиненному может вызывать сильная разница в типе личности, которая вызывает неприязнь и провоцирует конфликты. Например, начальник экспрессивен, эмоционален (экспрессивный тип), а подчиненный неэмоционален, малоинициативен, аналитичен (аналитик). Или подчиненный дружелюбен, но нерешителен (дружелюбный тип), а начальник решителен, тверд и использует авторитарные способы управления (доминирующий).
Мало места
Здесь может быть задействован вопрос самооценки и способов ее самовыражения подчиненным. Самооценка демонстрируется так называемыми территориальными жестами. С одной стороны, агрессию вызывают люди, имеющие большую амплитуду жестов, громкий голос. Такие подчиненные могут рассматриваться руководством как не демонстрирующие лояльности к нему и восприниматься как угроза.
С другой стороны, агрессию часто вызывают те, у кого амплитуда жестов, «территория» минимальны. Такой человек все время закрыт, «сгруппирован», говорит тихим голосом, при этом он очень тревожен.
Виток развития
Наиболее частая причина конфликтов начальника и подчиненного – групповая динамика. Дело в том, что отношения людей в любом коллективе обычно проходят три стадии динамики. Первая стадия или стадия «вхождения», когда люди знакомятся, пытаются понравиться друг другу. Конфликтов почти нет, но и о командной работе говорить не приходится. Если сравнивать рабочие отношения с отношениями полов, можно сказать, что эта стадия соответствует периоду ухаживания. Вторая стадия, или стадия «утверждения», возникает тогда, когда люди начинают сталкиваться с противоречиями, различиями во взглядах. Все мы имеем разные убеждения, и каждый из нас считает их верными.
Обычно компромиссы достигаются путем прохождения через конфликт. Здесь очень важно не опуститься до оскорблений, хамства, бездумного противостояния. Иначе можно надолго зафиксироваться на этой стадии. Третья – стадия сплоченности, когда команда уже «притерлась», люди работают наиболее эффективно.
При изменении обстоятельств отношения с третьей фазы могут переходить на вторую, а потом опять на третью. К первой фазе возврата не происходит. Некоторые люди, доходя до второй стадии и входя в период конфликтов, начинают обижаться и могут даже уйти из коллектива. Эта модель поведения может повторяться на новых работах несколько раз. Очень важно понять, что люди порой с нами спорят и могут даже ругать нас не потому, что нас недолюбливают, а потому, что отстаивают свое мнение. При этом они имеют право на свою позицию, так же как и мы на свою.
Какие люди чаще всего становятся жертвами прессинга со стороны начальства?
Есть такое понятие «эмоциональный интеллект». Люди, обладающие высоким пониманием того, как вести себя в той или иной ситуации, то есть имеющие высокий уровень эмоционального интеллекта, умудряются предупреждать конфликт до его возникновения. Есть исследования, подтверждающие взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и успешностью человека по жизни. Человек, имеющий более жесткие установки и при этом невысокий уровень самооценки, чаще попадает в конфликтные ситуации. Очень часто возникают конфликты вокруг изначально «агрессивных» людей, «жалобщиков», «нерешительных» и «всезнаек».
Какие способы "обороны" существуют при каждом из вариантов?
Для «обороны» нужно в первую очередь осознать, что в затянувшихся конфликтах между начальником и подчиненным в 99% случаев побеждает начальник.
Если конфликт длится долго, то он и не пройдет за один день. Первое, что нужно сделать, это набраться терпения.
Если конфликт связан с динамикой группы, то он пройдет. Нужно подумать, каким образом переключить отношения на третий, продуктивный этап.
Для разрешения конфликтной ситуации с начальником можно применить две стратегии. Первая – сделать так, чтобы на время начальник забыл о подчиненном (изменение графика работы, отпуск и так далее). После этой паузы во взаимоотношениях изменить внешний имидж, манеру держаться, здороваться, чтобы начальник подсознательно почувствовал, что произошли какие-то перемены.
Вторая – наоборот чаще подходить по разным поводам, демонстрируя деловитость, активность, трудолюбие и повысившуюся лояльность к работе. Изменения во внешнем имидже тоже желательны (естественно, в лучшую сторону). В этом случае, при претензиях начальника, почему что-то не сделано, нужно забыть про любые оправдания (они только раздражают), а отвечать: «Уже делается». И, естественно, выполнять сказанное. Свои выводы делать кратко, четко, но не стоит свое мнение навязывать.
Во время разговора не стоит находиться напротив начальника, а сбоку. Если начальник повышает голос, стоит не отодвигаться, а придвинуться к нему (опять-таки не спереди, а сбоку). Когда он начинает слишком жестко давать указания, можно просто молчать или достать блокнот и записывать, после этого повторить то, что записали, уточняя задание. Не стоит записывать и повторять оскорбления, лучше просто игнорировать их. Позже, когда он придет в себя, можно будет сказать, что вы хотели бы, чтобы вас не оскорбляли. Делать это нужно тоже без криков, обвинений и лишних претензий.
Уйти, не хлопнув дверью
Не стоит угрозу ухода использовать как психологическое давление на начальника. Если это и приводит к результатам, то кратковременным. Чаще же всего, наоборот, ухудшает обстановку. Если единственным способом решения проблемы вам действительно представляется увольнение, все равно не принимайте этого решения на горячую голову, в пылу обиды.
Не стоит уходить «в никуда». Смена работы – это не столько психологический, сколько чисто рациональный момент. В первую очередь нужно подумать о том, куда именно вы собираетесь уходить, какая запись будет в трудовой книжке. Задумайтесь, какие карьерные цели вы перед собой ставите. Постарайтесь подыскать подходящие варианты, разошлите резюме.
О том, что вы приняли решение об уходе, до самого последнего момента никто на работе (даже друзья и подруги) знать не должен – это ваше личное дело.
Если вы увольняетесь, то, несмотря на конфликты, постарайтесь расстаться хорошо. Жизнь длинная, и вы можете не раз пересечься на жизненном пути со своим начальником.