Производить качественнее, а продавать — дороже. Как белорусским товарам укрепиться на внутреннем рынке и завоевать мировой?
В своем Послании Александр Лукашенко подчеркнул: Беларусь должна до 2015 года войти в число 50 стран с наибольшим индексом человеческого потенциала. Единственный разумный путь, отметил Президент, — производить больше качественных и дорогих товаров, тогда и зарплата будет выше. О том, как достичь поставленной задачи, мы поинтересовались у экспертов-экономистов.
Владимир Поплыко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории БГУ:— Чтобы увеличить продажи белорусских товаров за рубежом, нужно конечно же повышать их качество. Для этого надо формировать белорусские бренды, которые отвечали бы всем необходимым критериям и были узнаваемы во всем мире. Как этого достичь? Не следует использовать бюджетные и собственные средства предприятий, материальные и трудовые ресурсы, чтобы просто производить продукцию. Нужно выпускать именно конкурентоспособный товар, который мы можем продавать.Я приведу такой пример. В мире одна из лучших компаний — это американская фирма Apple, производящая компьютерную технику, мобильные телефоны. У большинства производителей из-за финансового кризиса сократилось производство, упали объемы продаж, а Apple, напротив, демонстрирует 90-процентный рост прибыли. И это при том, что работает компания в самом высоком ценовом сегменте. Но ее товары востребованы, потому что она обеспечивает высочайшее качество своей продукции. Вот и нам необходимо осознать, что ресурсы страны ограничены, поэтому надо стремиться к выпуску качественных товаров. Этой идеологии должны придерживаться не только руководители, но и все работники, связанные с производством, и все вместе быть нацеленными на конечный результат: качество и цена. Только в этом случае мы будем иметь конкурентоспособную отечественную продукцию.Да, Беларусь выпускает ряд товаров, за которые не стыдно, но их мало знают в мире. А чтобы они стали узнаваемы, их надо позиционировать на выставках, ярмарках, иметь разветвленную товаропроводящую сеть, сервисные центры. Нужно проводить агрессивную маркетинговую политику. Для этого следует готовить профессиональных маркетологов в экономических вузах. Должна быть более тесная связь производителей с учебными заведениями, нужно делиться опытом со студентами, приглашать к себе на практику. Растить элиту маркетологов надо уже со студенческой скамьи.
Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ:— Цены нельзя замораживать, потому что практически в каждом нашем товаре есть импортная составляющая, а, увы, заморозить цены на мировых рынках мы не можем. Тем паче что у нас в стране взят курс на либерализацию цен и их регулирование не административными, а рыночными методами.Одним словом, государство должно всемерно поощрять конкуренцию, а цены должны складываться под влиянием спроса и предложения. Мы потихоньку должны снимать ограничения на доступ в страну импортных товаров, чтобы отечественные монополисты не заставляли нас делать покупки и оплачивать их неэффективное хозяйствование из своего кошелька, как порой происходит. Лучший способ создать конкуренцию на рынке потребительских товаров, на мой взгляд, — более активно приватизировать молочные заводы, мясоперерабатывающие комбинаты и другие предприятия.Заявление Президента о том, что государство будет сдерживать цены на определенные продукты питания и лекарства, не противоречит законам экономики. Но такой перечень товаров должен быть очень узким: социальные цены могут распространяться только на жизненно необходимые лекарства, один-два сорта хлеба, молока, но не на всю группу товаров. Позиция современных экономистов состоит в том, что лучше дотировать деньгами низкообеспеченные социальные группы, а цены пусть все-таки регулирует рынок.