Благие намерения ведут в ад
12.04.2010
—
Новости Общества
В обществе всегда идет борьба за вектор его развития. Она обостряется в переломные моменты. И это нормально, поскольку у разных слоев любого общества ценности и интересы различаются.
Но только в Беларуси, в отличие от соседних стран, появилась "патриотично настроенная группа ученых" (далее, для краткости, - "патриоты"), которая предлагает опустить страну в глубокую архаику. Предлагается вернуться в некое подобие первобытного общества, еще не достигшего государственной стадии развития, где "нравственное начало" преобладает над "юридическим").
На экстравагантные публикации и выступления "патриотично настроенных" ученых другая "научная общественность" практически не реагировала. Но теперь, когда стало известно, что один из представителей этой группы, профессор БГУ В. Байнев, числится советником на полставки в Администрации президента (см. российский журнал "Итоги" от 14 декабря 2009 г., стр. 46), что его концепция, по его же словам, нашла понимание у президента и что "БГУ уже разработал механизмы перехода к новой экономической модели" (см. http://news.21.by/ society/2009/11/22/408097.html) в соответствии с этой концепцией, - ситуация изменилась.
Третья мировая уже началась!
В ноябре 2009 года исполнилось 10 лет со дня подписания соглашения о создании Союзного государства. Событие это было скромно отмечено заседанием круглого стола в Национальной библиотеке Беларуси. На нем присутствовали "наиболее крупные и авторитетные эксперты в области межгосударственных отношений и союзного строительства" ("Поиски модели единения" // "Беларуская думка" № 12/2009, стр. 36).
От белорусской стороны на мероприятии выступил В. Байнев. Его выступление и интервью журналистам было опубликовано в белорусских и российских СМИ.
Он сообщил, что в Беларуси начата разработка кодекса нравственности экономики, предполагающего создание совершенно новой модели развития страны, аналогов которой в мире сегодня нет. Основные ценности, на которых базируется кодекс: "Государственная власть - для служения, а не корыстного стяжания; приоритет обязанностей, а не прав власти перед народом; первичность нравственного начала, а не юридического".
Кодекс предполагает "решительный отказ" от ценностей потребительства и уравнительное распределение: "И чиновник, и бизнесмен - у них нет моральных оснований демонстрировать уровень жизни выше того, который демонстрирует средний соотечественник".
Но это не для всех. На вопрос журналиста "Еврорадио": "То есть, согласно вашим предложениям, коттеджи чиновников около столичной кольцевой и часы главы государства за 11 тысяч долларов должны быть конфискованы?" - В. Байнев ответил: "Понимаю, конечно, что некоторым там хотелось бы, чтобы высшие должностные лица влачили достойное жалости существование, но это как-то несерьезно..." (см. http://www.belaruspartisan.org/bp-orte/?page=100&backPage=13&news=52391&newsPage=0).
В выступлении на круглом столе В. Байнев заявил также, что, пока рыночная доктрина не будет отброшена, "никакой серьезной интеграции не получится".
О том, что только экономика, основанная на принципах нравственности, может стать платформой для интеграции России и Беларуси, В. Байнев рассказал российскому журналу "Итоги":
"Байнев знает, что нас реально объединит, - пишет корреспондент журнала. - Он докопался до истинных причин экономических проблем и потому сел за написание "Нравственных начал экономического развития". Им выдвинуты три принципа госустройства... Россия и Беларусь, вооружившись этическим кодексом, должны возглавить движение за возрождение нравственности, и тогда Союзное государство "станет могучим центром притяжения для братских народов бывшего СССР и послужит источником духовно-нравственного очищения человечества".
"Ни больше ни меньше, - съязвил корреспондент. - Кстати, руководителей для авангардного государства у соседей уже готовят" (Дятлов В., Замахин А. "Наша Белораша" // "Итоги" от 14 декабря 2009 г., стр. 46-47).
Кстати, идея интеграции на нравственных ценностях нашла поддержку и у других белорусских участников круглого стола.
"Третья мировая война уже идет. Это война информационная, война за идеалы Союзного государства. В связи с этим я хочу призвать представителей СМИ: не будьте просто репортерами, описывающими события. Вставайте на защиту ценностей", - призывал Геннадий Давыдько, депутат Палаты представителей. При этом он предложил объявить 2010 год Годом союзного журналиста. "Надо приравнять перо к штыку и отправляться в бой", - пожелал парламентарий.
Патриотам здесь привольно.
Нашему читателю "кодекс нравственной экономики" покажется далекой от жизни фантастикой. Но в той зоне неустойчивости, в которую входит сейчас экономика Беларуси, даже небольшие воздействия отдельных общественных групп могут оказать влияние на выбор вектора дальнейшего развития. Тем более что предложения патриотов, в том числе и еще не упомянутые, например, по изменению валютной политики, не противоречат белорусской государственной идеологии.
Напомним, в 2003 г. на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы А. Лукашенко заявил: "...Мы остались единственной страной, открыто проповедующей верность нашим традиционным цивилизационным ценностям... Беларусь должна притягивать силы патриотической направленности со всего нашего постсоветского пространства. Именно здесь люди должны получить трибуну, свободную от неолиберального террора и травли... Временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации... Так сложилось в силу нашего консерватизма и тех черт, присущих нашему народу, о которых я сказал и которые мы сохранили. И это не мною придумано. Об этом говорят прежде всего российские мыслители - что в Беларуси сохранили то, что ими сегодня утрачено".
С целью поддержки белорусского "консерватизма" российские патриоты учредили в Беларуси научный журнал "Новая экономика" (2004 г.). В обращении к читателям первого номера редактор указал цель издания журнала: внести вклад в строительство государства, которое докажет, что "генеральная линия" западного либерализма не является категорическим императивом для всего цивилизованного мира.
Первые два номера журнала были заполнены статьями известных российских ученых-патриотов. Основным лейтмотивом публикаций стала теория заговора стран "золотого миллиарда" против остальной части мира.
В России статьи подобного содержания рассматриваются как лженаучные и в солидные журналы не допускаются. "С этими статьями даже нельзя было полемизировать, - жалуется на ситуацию в России российский ученый-патриот, доктор исторических наук С. Кара-Мурза. - Они были представлены как выражение крайнего архаичного экстремизма" ("Новая экономика" № 1/2004).
Зато в Беларуси и российские, и белорусские патриоты смогли, что называется, отвести душу. Основные предложения белорусских патриотов вызревали на страницах этого журнала.
В лунном свете.
Общим для ученых-патриотов является видение мира сквозь призму мифа.
Например, человеку с подобным восприятием лес в лунном свете кажется таинственным, романтичным. Подсознательно каждая тень воспринимается настороженно. Но в дневном свете разума (науки) мир представляется другим.
Выводы ученых-патриотов порождаются, как правило, не согласованием достоверных фактов в формах логических рассуждений, а какой-то интерпретацией теней этих фактов в лунном свете сознания. Вот, к примеру, как интерпретирует С. Кара-Мурза показ на ТВ голодающих чернокожих детей в Сомали:
"Приучая зрителей к образу умирающих африканцев, ТВ вовсе не делало белого человека более солидарным. Напротив, в подсознании (что важнее дешевых слов) происходит утверждение расистского представления об африканцах".
А делается эта обработка подсознания белого человека якобы для того, чтобы привить населению Запада такую мораль, которая сделает его безучастным к уничтожению лишнего населения земли. А также безучастным к тому, как жестко будет осуществляться "контроль за поведением оставленных для жизни побежденных ("золотым миллиардом". - Прим. Л. З.)" (там же).
Истинность приведенного утверждения весьма сомнительна. Где результаты научных исследований, которые подтверждают, что страдания и плач ребенка не затрагивают родительский инстинкт и не вызывают сострадание хотя бы у женщин? Наоборот, есть факты, что и мужчины не остаются равнодушными (например, Билл Гейтс, самый богатый человек планеты, около 30 миллиардов USD пожертвовал на борьбу с болезнями в Африке). Как надо снимать, чтобы вместо сострадания породить равнодушие? Кто инструктировал операторов, как снимать, чтобы вызвать нужный эффект в подсознании? Таких вопросов множество.
Теоретическую базу под необходимость очерствления души западного человека подвел, по утверждению С. Кара-Мурзы, духовный отец либерализма Ф. Хайек, который якобы предложил "необходимость изъятия естественных человеческих инстинктов солидарности и сострадания" (там же).
Ссылка на источник, где Хайек, ученый с мировым именем, лауреат Нобелевской премии, мог предложить такую глупость, не приводится. На самом деле Ф. Хайек утверждал, что моральные нормы не есть творение человеческого разума вообще. "Наши ценности и институты... формируются как составная часть процесса бессознательной самоорганизации некоей структуры или модели... Спонтанно возникли не только мораль, но и язык, деньги, право" (Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. - М., 1994, стр. 22).
Но у сторонников "теории заговора" своя "логика", точнее - вера. Основной аргумент - не подтвержденные факты, а какой-нибудь случайно "рассекреченный" документ или чьи-то прозрения. Попробуйте переубедить тех, кто не верит в то, что американцы высаживались на Луну, или, наоборот, верит в то, что ЦРУ организовало (или знало, но не препятствовало) террористическую атаку на Америку в сентябре 2001 г.
Вообще, после чтения ученых-патриотов начинаешь понимать, почему в президиуме РАН создан отдел по борьбе с лженаукой.
"Мистический прорыв в метаисторию".
В самой идеологии либеральных реформ еще один российский ученый-патриот А. Панарин также видит замысел Запада, который отомстил России тем, что в результате реформ в РФ деградировали "самые передовые и наукоемкие отрасли" ("Грядущая биполярность: сверхдержавность богатых и сверхдержавность бедных" // "Новая экономика" 1/2004).
Но идеология реформ ("Вашингтонский консенсус"), как известно, была отработана еще до начала реформ в СССР на странах Латинской Америки, где в общем-то они дали неплохие результаты (вспомним Чили). А почему, спросим мы, деградировали высокотехнологичные отрасли (станкостроение, микроэлектроника, производство компьютеров и т. д.) в Беларуси, где практически не было этих реформ? Так что не всегда корова дохнет лишь потому, что соседка наколдовала.
"Истинный смысл" современной истории А. Панарин видит все-таки не в противостоянии Востока и Запада, о чем он писал в более ранних работах (тысячу лет Запад довлеет над Востоком, затем мятник качается в другую сторону и тысячу лет Восток довлеет над Западом и т. д.): "Сегодня сталкиваются два имперских проекта: империя богатых, ставшая их диктатурой, их ограждением от мира отчаявшейся нищеты, и империя обездоленных, которая должна стать их защитой и их карающим мечом... На одной стороне - круговая порука... решивших прибрать планету к рукам, пользуясь неосведомленностью профанного большинства, на другой - солидаристская этика обездоленных".
Для того чтобы "неприспособленные мира сего" могли спастись, они должны создать свою сверхдержаву, пишет А.Панарин. Первых возглавит США, вторых - Россия. Китай в этой роли не годится, потому что "Китай никогда не выступал в роли объединителя угнетенных мира сего, тогда как Россия выступала. Китайская империя свободна от мистических прорывов в метаисторию, в обетованное царство угнетенных и страждущих. Россия и сегодня в этом качестве остается на глобальном подозрении... Сверхдержавой неперспективных, достойных одной только человеческой жалости и сострадания, способна стать только Россия. Ее духовная литературная традиция является залогом этого".
Напомним, чувство вины русской интеллигенции перед народом привело Россию, по мнению российского философа Николая Бердяева, к революции 1917 года.
А. Панарин утверждает, что только в новой империи во главе с Россией неприкаянные всего мира получат социальную реабилитацию. Они поймут, что они не неудачники, а жертвы рыночных реформ. Христианская мораль, которую они найдут в России, вернет им чувство уверенности и достоинство, поможет подняться выше критериев морали успеха. Они вновь выйдут на арену истории как "люди, согласные довольствоваться немногим и переставшие мерить себя критерием успеха".
Эти нравственные люди, по утверждению А. Панарина, станут спасением планеты, ресурсов которой не хватает, чтобы обеспечить успех всех. Знаменем новой империи станет антиамериканизм: "Америка вооружает обездоленное большинство мировой периферии - она вооружает их страстным антиамериканизмом, нетерпеливым желанием дождаться унижения и краха супердержавы".
А. Панарин, так же как и С. Кара-Мурза, очень легко обращается с фактами и с текстами своих оппонентов. Он приписывает либерализму защиту морали успеха, пренебрежение судьбой бедняков: "Либерализм... ставит экономическую целесообразность... выше всех социальных и моральных критериев".
Однако это далеко не так: "Не следует выводить из моих рассуждений и того, что я не признаю некоторых ценностей, широко проповедуемых социалистами, - пишет Ф. Хайек, "духовный отец" либерализма. - Не считаю я также (в отличие от некоторых глашатаев этики гедонизма), что можно принимать решения нравственного характера, исходя из одних только соображений наибольшего ожидаемого удовольствия" (Хайек Ф., стр. 19).
Более того, Ф. Хайек готов принять этику социалистов: "Если бы социалистическое толкование существующего экономического порядка и возможных альтернатив ему было правильным в фактическом отношении, мы были бы обязаны - я готов признать это - подчинить распределение доходов определенным моральным принципам" (Хайек Ф., стр. 16).
Но российские патриоты-социалисты из сферы морали на поле "фактов", то есть доказательств того, что централизованное управление хозяйством может быть таким же эффективным, как и его рыночное саморегулирование, предпочитали не выходить.
Белорусские патриоты предложили не только "кодекс нравственной экономики". Они вышли за пределы этики и внесли предложения и по существенному изменению экономической политики.
(Окончание следует.)
Идея социализма в одно и то же время и грандиозна, и проста...
Она столь великолепна, столь дерзка, что правомерно вызвала величайшее
восхищение. Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону,
мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства.
Людвиг фон Мизес.
Она столь великолепна, столь дерзка, что правомерно вызвала величайшее
восхищение. Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону,
мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства.
Людвиг фон Мизес.
Но только в Беларуси, в отличие от соседних стран, появилась "патриотично настроенная группа ученых" (далее, для краткости, - "патриоты"), которая предлагает опустить страну в глубокую архаику. Предлагается вернуться в некое подобие первобытного общества, еще не достигшего государственной стадии развития, где "нравственное начало" преобладает над "юридическим").
На экстравагантные публикации и выступления "патриотично настроенных" ученых другая "научная общественность" практически не реагировала. Но теперь, когда стало известно, что один из представителей этой группы, профессор БГУ В. Байнев, числится советником на полставки в Администрации президента (см. российский журнал "Итоги" от 14 декабря 2009 г., стр. 46), что его концепция, по его же словам, нашла понимание у президента и что "БГУ уже разработал механизмы перехода к новой экономической модели" (см. http://news.21.by/ society/2009/11/22/408097.html) в соответствии с этой концепцией, - ситуация изменилась.
Третья мировая уже началась!
В ноябре 2009 года исполнилось 10 лет со дня подписания соглашения о создании Союзного государства. Событие это было скромно отмечено заседанием круглого стола в Национальной библиотеке Беларуси. На нем присутствовали "наиболее крупные и авторитетные эксперты в области межгосударственных отношений и союзного строительства" ("Поиски модели единения" // "Беларуская думка" № 12/2009, стр. 36).
От белорусской стороны на мероприятии выступил В. Байнев. Его выступление и интервью журналистам было опубликовано в белорусских и российских СМИ.
Он сообщил, что в Беларуси начата разработка кодекса нравственности экономики, предполагающего создание совершенно новой модели развития страны, аналогов которой в мире сегодня нет. Основные ценности, на которых базируется кодекс: "Государственная власть - для служения, а не корыстного стяжания; приоритет обязанностей, а не прав власти перед народом; первичность нравственного начала, а не юридического".
Кодекс предполагает "решительный отказ" от ценностей потребительства и уравнительное распределение: "И чиновник, и бизнесмен - у них нет моральных оснований демонстрировать уровень жизни выше того, который демонстрирует средний соотечественник".
Но это не для всех. На вопрос журналиста "Еврорадио": "То есть, согласно вашим предложениям, коттеджи чиновников около столичной кольцевой и часы главы государства за 11 тысяч долларов должны быть конфискованы?" - В. Байнев ответил: "Понимаю, конечно, что некоторым там хотелось бы, чтобы высшие должностные лица влачили достойное жалости существование, но это как-то несерьезно..." (см. http://www.belaruspartisan.org/bp-orte/?page=100&backPage=13&news=52391&newsPage=0).
В выступлении на круглом столе В. Байнев заявил также, что, пока рыночная доктрина не будет отброшена, "никакой серьезной интеграции не получится".
О том, что только экономика, основанная на принципах нравственности, может стать платформой для интеграции России и Беларуси, В. Байнев рассказал российскому журналу "Итоги":
"Байнев знает, что нас реально объединит, - пишет корреспондент журнала. - Он докопался до истинных причин экономических проблем и потому сел за написание "Нравственных начал экономического развития". Им выдвинуты три принципа госустройства... Россия и Беларусь, вооружившись этическим кодексом, должны возглавить движение за возрождение нравственности, и тогда Союзное государство "станет могучим центром притяжения для братских народов бывшего СССР и послужит источником духовно-нравственного очищения человечества".
"Ни больше ни меньше, - съязвил корреспондент. - Кстати, руководителей для авангардного государства у соседей уже готовят" (Дятлов В., Замахин А. "Наша Белораша" // "Итоги" от 14 декабря 2009 г., стр. 46-47).
Кстати, идея интеграции на нравственных ценностях нашла поддержку и у других белорусских участников круглого стола.
"Третья мировая война уже идет. Это война информационная, война за идеалы Союзного государства. В связи с этим я хочу призвать представителей СМИ: не будьте просто репортерами, описывающими события. Вставайте на защиту ценностей", - призывал Геннадий Давыдько, депутат Палаты представителей. При этом он предложил объявить 2010 год Годом союзного журналиста. "Надо приравнять перо к штыку и отправляться в бой", - пожелал парламентарий.
Патриотам здесь привольно.
Нашему читателю "кодекс нравственной экономики" покажется далекой от жизни фантастикой. Но в той зоне неустойчивости, в которую входит сейчас экономика Беларуси, даже небольшие воздействия отдельных общественных групп могут оказать влияние на выбор вектора дальнейшего развития. Тем более что предложения патриотов, в том числе и еще не упомянутые, например, по изменению валютной политики, не противоречат белорусской государственной идеологии.
Напомним, в 2003 г. на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы А. Лукашенко заявил: "...Мы остались единственной страной, открыто проповедующей верность нашим традиционным цивилизационным ценностям... Беларусь должна притягивать силы патриотической направленности со всего нашего постсоветского пространства. Именно здесь люди должны получить трибуну, свободную от неолиберального террора и травли... Временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации... Так сложилось в силу нашего консерватизма и тех черт, присущих нашему народу, о которых я сказал и которые мы сохранили. И это не мною придумано. Об этом говорят прежде всего российские мыслители - что в Беларуси сохранили то, что ими сегодня утрачено".
С целью поддержки белорусского "консерватизма" российские патриоты учредили в Беларуси научный журнал "Новая экономика" (2004 г.). В обращении к читателям первого номера редактор указал цель издания журнала: внести вклад в строительство государства, которое докажет, что "генеральная линия" западного либерализма не является категорическим императивом для всего цивилизованного мира.
Первые два номера журнала были заполнены статьями известных российских ученых-патриотов. Основным лейтмотивом публикаций стала теория заговора стран "золотого миллиарда" против остальной части мира.
В России статьи подобного содержания рассматриваются как лженаучные и в солидные журналы не допускаются. "С этими статьями даже нельзя было полемизировать, - жалуется на ситуацию в России российский ученый-патриот, доктор исторических наук С. Кара-Мурза. - Они были представлены как выражение крайнего архаичного экстремизма" ("Новая экономика" № 1/2004).
Зато в Беларуси и российские, и белорусские патриоты смогли, что называется, отвести душу. Основные предложения белорусских патриотов вызревали на страницах этого журнала.
В лунном свете.
Общим для ученых-патриотов является видение мира сквозь призму мифа.
Например, человеку с подобным восприятием лес в лунном свете кажется таинственным, романтичным. Подсознательно каждая тень воспринимается настороженно. Но в дневном свете разума (науки) мир представляется другим.
Выводы ученых-патриотов порождаются, как правило, не согласованием достоверных фактов в формах логических рассуждений, а какой-то интерпретацией теней этих фактов в лунном свете сознания. Вот, к примеру, как интерпретирует С. Кара-Мурза показ на ТВ голодающих чернокожих детей в Сомали:
"Приучая зрителей к образу умирающих африканцев, ТВ вовсе не делало белого человека более солидарным. Напротив, в подсознании (что важнее дешевых слов) происходит утверждение расистского представления об африканцах".
А делается эта обработка подсознания белого человека якобы для того, чтобы привить населению Запада такую мораль, которая сделает его безучастным к уничтожению лишнего населения земли. А также безучастным к тому, как жестко будет осуществляться "контроль за поведением оставленных для жизни побежденных ("золотым миллиардом". - Прим. Л. З.)" (там же).
Истинность приведенного утверждения весьма сомнительна. Где результаты научных исследований, которые подтверждают, что страдания и плач ребенка не затрагивают родительский инстинкт и не вызывают сострадание хотя бы у женщин? Наоборот, есть факты, что и мужчины не остаются равнодушными (например, Билл Гейтс, самый богатый человек планеты, около 30 миллиардов USD пожертвовал на борьбу с болезнями в Африке). Как надо снимать, чтобы вместо сострадания породить равнодушие? Кто инструктировал операторов, как снимать, чтобы вызвать нужный эффект в подсознании? Таких вопросов множество.
Теоретическую базу под необходимость очерствления души западного человека подвел, по утверждению С. Кара-Мурзы, духовный отец либерализма Ф. Хайек, который якобы предложил "необходимость изъятия естественных человеческих инстинктов солидарности и сострадания" (там же).
Ссылка на источник, где Хайек, ученый с мировым именем, лауреат Нобелевской премии, мог предложить такую глупость, не приводится. На самом деле Ф. Хайек утверждал, что моральные нормы не есть творение человеческого разума вообще. "Наши ценности и институты... формируются как составная часть процесса бессознательной самоорганизации некоей структуры или модели... Спонтанно возникли не только мораль, но и язык, деньги, право" (Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. - М., 1994, стр. 22).
Но у сторонников "теории заговора" своя "логика", точнее - вера. Основной аргумент - не подтвержденные факты, а какой-нибудь случайно "рассекреченный" документ или чьи-то прозрения. Попробуйте переубедить тех, кто не верит в то, что американцы высаживались на Луну, или, наоборот, верит в то, что ЦРУ организовало (или знало, но не препятствовало) террористическую атаку на Америку в сентябре 2001 г.
Вообще, после чтения ученых-патриотов начинаешь понимать, почему в президиуме РАН создан отдел по борьбе с лженаукой.
"Мистический прорыв в метаисторию".
В самой идеологии либеральных реформ еще один российский ученый-патриот А. Панарин также видит замысел Запада, который отомстил России тем, что в результате реформ в РФ деградировали "самые передовые и наукоемкие отрасли" ("Грядущая биполярность: сверхдержавность богатых и сверхдержавность бедных" // "Новая экономика" 1/2004).
Но идеология реформ ("Вашингтонский консенсус"), как известно, была отработана еще до начала реформ в СССР на странах Латинской Америки, где в общем-то они дали неплохие результаты (вспомним Чили). А почему, спросим мы, деградировали высокотехнологичные отрасли (станкостроение, микроэлектроника, производство компьютеров и т. д.) в Беларуси, где практически не было этих реформ? Так что не всегда корова дохнет лишь потому, что соседка наколдовала.
"Истинный смысл" современной истории А. Панарин видит все-таки не в противостоянии Востока и Запада, о чем он писал в более ранних работах (тысячу лет Запад довлеет над Востоком, затем мятник качается в другую сторону и тысячу лет Восток довлеет над Западом и т. д.): "Сегодня сталкиваются два имперских проекта: империя богатых, ставшая их диктатурой, их ограждением от мира отчаявшейся нищеты, и империя обездоленных, которая должна стать их защитой и их карающим мечом... На одной стороне - круговая порука... решивших прибрать планету к рукам, пользуясь неосведомленностью профанного большинства, на другой - солидаристская этика обездоленных".
Для того чтобы "неприспособленные мира сего" могли спастись, они должны создать свою сверхдержаву, пишет А.Панарин. Первых возглавит США, вторых - Россия. Китай в этой роли не годится, потому что "Китай никогда не выступал в роли объединителя угнетенных мира сего, тогда как Россия выступала. Китайская империя свободна от мистических прорывов в метаисторию, в обетованное царство угнетенных и страждущих. Россия и сегодня в этом качестве остается на глобальном подозрении... Сверхдержавой неперспективных, достойных одной только человеческой жалости и сострадания, способна стать только Россия. Ее духовная литературная традиция является залогом этого".
Напомним, чувство вины русской интеллигенции перед народом привело Россию, по мнению российского философа Николая Бердяева, к революции 1917 года.
А. Панарин утверждает, что только в новой империи во главе с Россией неприкаянные всего мира получат социальную реабилитацию. Они поймут, что они не неудачники, а жертвы рыночных реформ. Христианская мораль, которую они найдут в России, вернет им чувство уверенности и достоинство, поможет подняться выше критериев морали успеха. Они вновь выйдут на арену истории как "люди, согласные довольствоваться немногим и переставшие мерить себя критерием успеха".
Эти нравственные люди, по утверждению А. Панарина, станут спасением планеты, ресурсов которой не хватает, чтобы обеспечить успех всех. Знаменем новой империи станет антиамериканизм: "Америка вооружает обездоленное большинство мировой периферии - она вооружает их страстным антиамериканизмом, нетерпеливым желанием дождаться унижения и краха супердержавы".
А. Панарин, так же как и С. Кара-Мурза, очень легко обращается с фактами и с текстами своих оппонентов. Он приписывает либерализму защиту морали успеха, пренебрежение судьбой бедняков: "Либерализм... ставит экономическую целесообразность... выше всех социальных и моральных критериев".
Однако это далеко не так: "Не следует выводить из моих рассуждений и того, что я не признаю некоторых ценностей, широко проповедуемых социалистами, - пишет Ф. Хайек, "духовный отец" либерализма. - Не считаю я также (в отличие от некоторых глашатаев этики гедонизма), что можно принимать решения нравственного характера, исходя из одних только соображений наибольшего ожидаемого удовольствия" (Хайек Ф., стр. 19).
Более того, Ф. Хайек готов принять этику социалистов: "Если бы социалистическое толкование существующего экономического порядка и возможных альтернатив ему было правильным в фактическом отношении, мы были бы обязаны - я готов признать это - подчинить распределение доходов определенным моральным принципам" (Хайек Ф., стр. 16).
Но российские патриоты-социалисты из сферы морали на поле "фактов", то есть доказательств того, что централизованное управление хозяйством может быть таким же эффективным, как и его рыночное саморегулирование, предпочитали не выходить.
Белорусские патриоты предложили не только "кодекс нравственной экономики". Они вышли за пределы этики и внесли предложения и по существенному изменению экономической политики.
(Окончание следует.)