Криминальная история
Криминальная история
О музее криминалистики, который на днях открылся в Гомеле... |
Уголовное дело прототипа Остапа Бендера, борьба с послереволюционным терроризмом, раскрытие махинаций наших дней, бесчинства группировок «морозовцев» и «пожарников», судьба работников правоохранительных органов, погибших на работе... С подробной информацией обо всем этом теперь можно ознакомиться в музее криминалистики, который на днях открылся в Гомеле. Аналога в стране он не имеет.
— С позиции «гражданской» истории специалисты этой темой еще не занимались, — о новизне экспозиции говорит Павел Жданович, директор областного музея военной славы. — А в ней — масса материала для исследований истории борьбы с преступностью.
То, что тема интересна не только специалистам, подтвердили первые дни работы музея. Посетители появились на пороге, едва на здании прикрепили вывеску.
Отправная точка в экспозиции — 1917 год. Зарождение силовых структур в документах, оружии, фото, обмундировании... И одно из первых дел — о мошеннике Тургуне Хасанове, прототипе Остапа Бендера. 8 августа 1925 года он вышел из поезда в Гомеле и направился прямиком в губисполком. Показал удостоверение... руководителя ЦК партии Узбекистана. «Большому» человеку организовали банкет и концерт. Лишь начальник местной милиции Матвей Хавкин решил проверить гостя. Связался с Москвой, та — с Узбекистаном. Их первый секретарь ЦК был на работе. Тут и повязали Хасанова, который, оказалось, уже поколесил по городам СССР и немало на том заработал.
Рассекречивание резидентов польской разведки, героические будни тыловой разведки в годы войны, розыск предателей после нее... Нашлось место в музее и техническому раритету: милицейский мотоцикл «Урал» с коляской, теперь больше знакомый по советским фильмам, можно увидеть во всей красе.
— Планируем еще автомобилем ГАЗ–51 обзавестись, — расширяет перспективы экспозиции Жданович. — Помните «Операцию «Ы»? И старенькой «Волгой» милиция обещала помочь.
Особые страницы — 70 — 80–е годы, когда на всю страну гремели раскрытые гомельскими чекистами экономические махинации. Одна из них — «бриллиантовая» на заводе «Кристалл». Работники предприятия выносили драгоценные камни в... жевательных резинках. Тогда по делу осудили 62 человека.
Немало работы криминалистам добавили наши дни. Вот список хитов контрабанды: водка, сигареты и наркотики. Вот средство для врезки в нефтепровод. А это — оружие преступных группировок «морозовцев» и «пожарников»: автомат, ножи, кастеты.
— Здесь лишь несколько примеров их зверств, — по ходу знакомит Алла Егорова, заведующая отделом музея. — Да вы и сами все знаете. Писали многократно... Письмо Морозова с просьбой о помиловании. И фотокадры из зала суда.
Тюремный быт создатели экспозиции тоже не обошли стороной. Обычная с виду тумбочка, напичканная тайниками. Нашлось в ней место даже самогонному аппарату...
— Цель музея — показать, как чинилось беззаконие? — задаю вопрос о сути инициатору проекта Валерию Селицкому, председателю областного Совета депутатов.
— Показать, как боролись с беззаконием, которое неизбежно наказуемо, — парирует он, подводя к витрине с наручниками и фотокадру тюремной решетки...
Фото Андрея НОВИКОВА, «СБ».
Автор публикации: Виолетта ДРАЛЮК