Белорусские жертвы нацизма надеются получить от Немецкой железной дороги 45 млн. евро

Источник материала:  
31.03.2010 12:52 — Новости Общества

Белорусские жертвы нацизма надеются получить от Немецкой железной дороги 45 млн. евроВ год 65-летия окончания Великой Отечественной войны жертвы нацизма призвали Немецкие железные дороги (Deutsche Bahn) выплатить им компенсацию в 445 млн. евро за перевозку людей в лагеря смерти.

Под данным призывом подпись поставили более 20 организаций из Германии, Польши, России, Украины, Чехии и Беларуси. Среди них — Польская ассоциация жертв Третьего Рейха, Украинский союз заключенных-жертв нацизма, а также Международный союз малолетних жертв нацизма, членами которого являются граждане 11 государств бывшего СССР.

Бывшие узники нацистских концлагерей заявляют, что нынешняя компания Deutsche Bahn является моральным, историческим и финансовым преемником немецкой Deutsche Reichsbahn, осуществлявшей железнодорожные перевозки при Гитлере.

«Во время Второй мировой войны Deutsche Reichsbahn брала оплату за каждый километр пути, которым везли нас в лагеря для уничтожения. Deutsche Reichsbahn обогатилась за счет участия в этих массовых злодеяниях», — говорится в документе, подписанном бывшими узниками концлагерей.

Среди подписавшихся — четыре белорусских общественных объединения.

«Это общественное объединение «Белорусская ассоциация бывших узников германских концлагерей и участников антифашистского сопротивления в годы Великой отечественной войны», Белорусское общественное объединение «Восточных рабочих», общественное объединение «Белорусская ассоциация бывших несовершеннолетних узников фашизма», а также Белорусское общественное объединение евреев-бывших узников гетто и нацистских концлагерей, — рассказала «Белорусским новостям» член правления и главный бухгалтер Белорусского республиканского фонда «Взаимопонимание и примирение» Елена Сидельникова. — Поскольку главы этих организаций не смогли приехать в Польшу, наш фонд на совещании и пресс-конференции по поводу просьбы о компенсации в Варшаве 24-25 марта выступил их представителем».

По мнению пострадавших от нацистского режима, Deutsche Bahn — организация, оставшаяся безнаказанной за служение фашизму, хотя груз ответственности на ней лежит очень большой.

Белорусские жертвы нацизма надеются получить от Немецкой железной дороги 45 млн. евро«Если бы не было железнодорожных перевозок, то и не было бы стольких смертей, — объяснила Е.Сидельникова. — Никаким другим образом узники в таком количестве не могли быть транспортированы, а значит, доставлены на место казни. А ведь миллионы людей были перевезены их поездами!

Немецкой железной дорогой было принято предложение Третьего рейха о перевозке узников просто потому что им это было выгодно. Их волновали вырученные деньги, а не моральные аспекты этой сделки. Потому мы делаем акцент именно на аморальность поступка.

Сегодня Deutsche Bahn входит в десятку мировых лидеров по железнодорожным перевозкам. А капитал, положивший начало этому лидерству, был заложен именно в годы войны — когда они везли людей на смерть. Во время войны заводы, предприятия были разрушены или попросту постаивали, а железная дорога процветала, благодаря заказу Третьего рейха…

На обсуждениях этого призыва в Варшаве были выжившие узники фашизма, которые рассказывали жуткие факты об условиях перевозок: как люди не имели возможности удовлетворить элементарные потребности, как они умирали стоя. Очень многие узники доезжали к месту назначения мертвыми
».

Инициатором обращения к Немецким железным дорогам с просьбой выплатить компенсацию узникам фашизма, которых они перевозили, выступила немецкая ассоциация «Поезд памяти». Ее руководитель Ханс-Рюдигер Минов занимается этим вопросом с 2008 года.

«Поезд памяти» подготовил специальный отчет на тему возможных размеров компенсации. «445 миллионов евро — это минимальная сумма прибыли Deutsche Reichsbahn, которую удалось установить немецким историкам на основании доступных в архивах документов», — сказал на выступлении в Варшаве Ханс-Рюдигер Минов.

Эксперты рассчитали примерный размер общей прибыли Reichsbahn во времена Третьего рейха, используя тогдашние тарифы — два пфеннига за одного взрослого человека за километр, а для детей в возрасте от четырех до десяти лет — 50% от этой суммы. Исходя из этого, получается, что на перевозке узников немецкая компания тогда заработала в нынешних ценах 445 млн. евро.

«Многие миллионы километров нацистских перевозок не фиксировались, часто документация терялась, поэтому реальная сумма прибыли значительно больше», — сказал Минов.

«Как видите, запрашиваемая сума рассчитывалась на основании количества перевезенных с 1938 по 1942 год людей, от количества поездок, их километража, тогдашней стоимости перевозок, — добавила Е.Сидельникова. — Причем это действительно минимальная сумма, которую Немецкая железная дорога заработала на этих перевозках. Потому что расчеты были произведены без индексирования за все 65 лет».

По некоторым данным, свою доставку в концлагеря заключенные оплачивали сами. Как утверждают многие историки, согласно установленному нацистами порядку деньги, изъятые у узников или полученные вследствие продажи их имущества, поступали на специально открытые SS тайные счета W (от немецкого Wanderung — «путешествие»), а потом с них происходил расчет с Reichsbahn. Германский бундестаг еще в 2008 году заинтересовался этим вопросом и запросил соответствующую информацию у правительства ФРГ, сообщал в свое время «Коммерсант». Однако в полученном парламентариями официальном ответе говорилось, что о наличии подобных счетов правительству ничего не известно…

Несмотря на, увы, благодатную почву для рассказов о том, кому и как удалось нажиться на смертях и муках узников фашизма, ветеранские организации не торопятся выдвигать требования или подавать иски в суд. Они хотят сесть за стол переговоров и убедить Немецкие железные дороги в том, что для Deutsche Bahn выплата компенсаций может стать своеобразной индульгенцией.

«Мы просим сесть за стол переговоров и внимательно рассмотреть просьбу «Поезда памяти» о компенсации бывшим узникам из Беларуси, Росси, Украины, Польши, Чехии и Германии, которых из этих стран везли в немецкие концлагеря, — объяснила Е.Сидельникова. — Никто не собирается выяснять отношения через суд».

Ответ от Deutsche Bahn ожидается к концу этого года. Бывшие узники надеются на понимание, потому заранее не решили, что они будут делать, если в компенсации им будет отказано.

«Государство должно передать Deutsche Bahn все представленные нами документы и само обращение, — рассказала Е.Сидельникова. — Ответ ждем в конце этого года. На совещании обсуждался вопрос о возможных действиях организаций в случае отказа или затянувшегося рассмотрения, но единого решения принято не было. Сами узники говорили, что будут добиваться выполнения своей просьбы любыми способами — может, даже через судебный иск. Однако, как он будет, загадывать рано…»

Как объясняют в Фонде «Взаимопонимание и примирение», причина заявления с просьбой о денежной компенсации — вовсе не желание в очередной раз обогатиться за счет Германии. Во-первых, по словам Е.Сидельниковой, это справедливая просьба о возмещении ущерба узникам, на жизнях которых откровенно делались капиталы. А во-вторых, эти компенсации, как никому другом, необходимы бывшим узникам.

Белорусские жертвы нацизма надеются получить от Немецкой железной дороги 45 млн. евро«Вы бы знали, сколько в день нам поступает звонков с просьбами о помощи, с вопросами о том, откуда можно ждать помощь, на что можно надеется, с просто рассказами о нелегкой жизни этих людей! — призналась Е.Сидельникова. — Люди находятся в бедственнейшем положении: им постоянно нужны лекарства, у них проблемы с жильем. Да и просто к закату своей жизни горечь от пережитых страданий становится все больше…

Честно говоря, многие, услышав слово «компенсация», уже и не вникают в то, каким образом, от кого и почему она может быть получена. Но вы не забывайте о возрасте, болезнях и несчастьях этих людей. Во-первых, им порой просто сложно воспринимать большой объем информации. А во-вторых, увы — для них ключевым словом является «компенсация». Но не из-за жадности, неблагородности, а исключительно из-за бедственного положения и боли пережитого
».

Согласно данным фонда Польско-немецкого примирения, который посредничает в переговорах с Deutsche Bahn, в Польше сейчас проживает 300 тысяч человек, которые могли бы получить такие компенсации, в Украине — 300 тысяч, в России — около 210 тысяч граждан.

«Абсолютно точными данными о количестве в Беларуси бывших узников, которые могут рассчитывать на эту компенсацию, мы не располагаем, — призналась Е.Сидельникова. — Просто потому что, например, о смерти бывшего узника фашизма, который жил на окраине в какой-нибудь далекой деревушке, мы не всегда можем узнать вовремя. Но приблизительно в Беларусь сейчас проживает около 100-110 тысяч таких человек. По произведенным «Поездом памяти» расчетам, из 445 миллионов евро белорусской стороне причитается около 10%».

Если на 100 тысяч белорусских экс-узников приходится 45 млн. евро, то на каждого — по 450 евро. Однако даже в случае удовлетворения просьбы бывших узников эту относительно небольшую компенсацию получат не все…

«Если вопрос не решится в ближайшие пару лет, то он потеряет свою актуальность, — объяснила Е.Сидельникова. — Потому что получать компенсацию будет некому. Ведь даже тем, кто был в войну малолетним узником, уже по 75 лет…»

Кстати, в январе 2010 года фонд Польско-немецкого примирения обратился к Deutsche Bahn с официальным письмом по вопросу выплаты компенсаций, однако ответ немецкой стороны был отрицательным. Тогда руководство DB заявило, что любые попытки найти какую бы то ни было связь компании с Reichsbahn являются несостоятельными. Действительно, после войны имущество Reichsbahn перешло государству, а затем был основан концерн Deutsche Bahn. Поэтому, по утверждению пресс-секретаря DB Йенса Оливера Восса, все имущественные претензии должны быть адресованы государству, а не DB.

В то же время британская газета The Times сообщает, что DB не отрицает своей причастности к Холокосту и признает, что «без железной дороги систематическое убийство европейских евреев и цыган было бы невозможным. Около трех миллионов человек почти со всей Европы были перевезены в нацистские лагеря уничтожения». В компании всегда осуждали нацистские преступления и финансировали соответствующие разъяснительные проекты и кампании через немецкий фонд «Память, ответственность и будущее». В частности, в этом году планируется организовать программу по обмену школьниками «Перрон» (Das Gleis) в Нюрнберге.

Бывшие заключенные с такой позицией не согласны. По их мнению, DB финансирует программы для молодежи и школьников, в то время как заботиться надо о немощных стариках, в которых превратились жертвы нацистского режима.

←Темный шоколад поможет сохранить сердце здоровым

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика